Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Тайны птичьего мира" для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В ходе организованной образовательной деятельности "Тайны птичьего мира",  дети старшего дошкольного возраста  смогут развить знания и представления об особенностях жизненных проявлений, приспособлении птиц к среде обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_ptichego_mira.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Тайны птичьего мира»

Фокина Марина Дмитриевна

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Развивать знания и представления детей об особенностях жизненных проявлений, приспособлении птиц к среде обитания.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера через опытно-экспериментальную деятельность, доказательно строить суждения. Способствовать развитию речевой активности, логического мышления, внимания, памяти.

Опытным путем выявить свойство жира не пропускать воду. Показать способ нанесения гусем жира на перо. Сравнить перья, обработанные жиром и не обработанные на воздействие на них воды. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Педагогические технологии: Исследовательской деятельности, технология организации совместной деятельности.

Материалы: журнал о природе «Тошка»; на каждого ребенка: доска для проведения эксперимента, гусиное перо (маховое), щетинная кисть, пластиковый стакан с водой. Энциклопедия «Все обо всем», «Вазелин», фартуки, салфетки для вытирания рук, клеенки для столов.

1 этап: способствуем формированию детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, я принесла в библиотеку нашей группы новый выпуск журнала о природе «Тимошка». Когда я его просматривала, то обратила внимание на письмо одной девочки. Написала его, Безух Вероника, ей 5 лет. Такое интересное письмо, мне оно очень понравилось, хотите его послушать?

«Моя бабушка часто говорит такую фразу «Ему все как с гуся вода!». Я спросила ее, как понять это выражение? Бабушка объяснила мне, что вода стекает с гусиного оперения, и гусь не намокает «сухим выходит из воды»! А вот почему он не намокает, она мне ответить не смогла. С этим вопросом я обращаюсь к читателям журнала «Тимошка». Помогите, мне, пожалуйста, разобраться, почему не намокает гусиное перо?».

Если кто-то из детей заметил самостоятельно новый журнал в книжном уголке:

- Какой ты внимательный!

Если дети не обратили внимание на новый журнал, то воспитатель сам привлекает к нему внимание детей.

- Какой интересный вопрос! Давайте, подумаем, что мы можем ответить Веронике, почему не намокает гусиное перо?

- Может быть, кто-то из вас знает, почему так происходит?

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Правильно! Как хорошо, что ты это знаешь!

Если дети отвечают «не знаю»:

-А вам интересно узнать?

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Давайте, дети, попробуем разобраться вместе. Вы согласны?!

- Где мы может найти информацию, откуда можем узнать?

- Что нам для этого понадобится?

- У нас в группе есть такая энциклопедия?

- Интересная мысль!

- А сейчас мы сможем это сделать?

Воспитатель дает детям время найти необходимую энциклопедию.

Дети открывают энциклопедию, по закладкам в нужных местах и находят информацию.

- Ребята, послушайте, что пишется в книге об этой птице:

«В давние времена заботливые родители, купая, своего ребенка, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего ребенка худоба».  И верили, что всякие болезни сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

 Так почему же гусь выходит «сухой из воды»? Все дело в специальной жировой смазке. Что бы, не промокнуть в организме этой птицы вырабатывается и выделяется специальное жирное вещество.  Гуси наносят ее на перья своим клювом. Эта процедура выполняется всегда в строгом порядке: сначала обрабатываются перья груди, а потом боков, спины, крыльев, живота, хвоста, и в завершение – головы. Это необходимо делать несколько раз в день, потому что от состояния пера зависит их водоплавающая жизнь».

- Как интересно, ребята! Как вы считаете, а как мы сможем проверить, то, что прочитали в книге о перьях гуся?

Если дети отвечают неверно:

- Какая интересная идея?

Если дети отвечают правильно:

- Отличная мысль!

- Все согласны провести эксперимент? Думаю, у нас получится во всем разобраться.

Если дети отвечают «не знаю»:

- А может быть нам поможет в этом эксперимент?

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Давайте подготовим свои рабочие места и приступим к эксперименту (дети накрывают стол клеенкой, одевают фартуки).

- Что нам потребуется для проведения эксперимента? (птичьи перья, доска, щетинная кисть, пластиковый стакан с водой, салфетки для вытирания рук).

- Где мы можем их взять?

- Что еще потребуется?  (жир).

- А у нас есть жир?

- Что же делать? Чем можно заменить гусиный жир?

- Дети, где же мы сможем взять крем? У нас в детском саду у кого он может быть?

- Мы решили, что надо пойти к медсестре Ольге Александровне и попросить у нее «Вазелин». Все вместе пойдем?!

Дети с воспитателем спускаются в медицинский кабинет, просят у медсестры вазелин и возвращаются в группу.

При необходимости, воспитатель подсказывает какие необходимы материалы и где их взять.

Если дети отвечают неверно:

-Какие у вас еще идеи?

Если дети отвечают правильно:

-Верно!

Если дети отвечают «не знаю»:

- А я знаю, ребята, что его можно заменить жирным кремом, который продается в аптеке и называется «Вазелин».

Если дети отвечают неверно:

-Подумайте еще.

Если дети отвечают правильно:

-Верно!

Если дети отвечают «не знаю»:

-А может быть он есть в медицинском кабинете?

Воспитатель: - У нас все готово для проведения эксперимента?

- Помните, что мы с вами прочитали в энциклопедии?

- Чем мы будем наносить крем на перо?

Дети наносят кисточкой крем на перо.

- Как мы можем проверить, что перо не промокает?

Дети опускают перо в высокий стакан с водой.

- Что мы видим? А у тебя, Миша. Стекает вода с пера?

- Ребята, давайте подумаем, что бы произошло, если бы на перьях не было защитной жирной пленки?

Дети опускают второе необработанное жирным кремом перо в стакан с водой.

- Что произошло с пером?

- Какой вывод мы можем сделать?

Если дети отвечают правильно:

- Точно!

Если дети забыли, то воспитатель напоминает:

- Гуси наносят жирное вещество на перья своим клювом.

Дети высказывают свои предположения.

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Молодец, ты правильно догадался!

Если дети отвечают «не знаю»: 

- А давайте попробуем опустить перо без защитной пленки в воду и посмотрим, что произойдёт? Проверим?  Вы согласны?

Если дети отвечают неверно:

-Подумай еще.

Если дети отвечают правильно:

-Ты сделал правильный вывод!

Если дети отвечают «не знаю»:

- Без специальной жирной смазки, оперение гуся не смогло бы оставаться сухим.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, напомните, для чего мы делали опыт с перьями?

- Мы смогли помочь девочке Веронике понять, почему гусиное перо не намокает?

- Благодаря чему у нас получилось найти ответ на вопрос девочки?

- Что мы можем сделать, что бы Вероника узнала о том, что мы выяснили?

- Давайте решим, что мы напишем в письме. А я все запишу. Согласны?  

Воспитатель записывает высказывания детей.

- Послушайте, какое письмо у нас получилось (воспитатель зачитывает письмо).

        - Если вы не против, я опущу это письмо в почтовый ящик. Все согласны?

        - Ребята, мы закончили свой эксперимент, а что мы все так в группе оставим?

        - Что надо сделать?

        - Давайте пойдемте и наведем порядок.

Если дети предложат написать письмо:

- Хорошее предложение, написать письмо!

Если не предложат:

- А может быть нам написать письмо Веронике? В журнале указан ее адрес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей 5-6 лет «История театра»

Программные задачи:Познакомить детей  с прошлым театра, закрепить знания о разных видах театра, развивать творческое воображение; дать представление, о людях, работающих в театрах, развиват...

непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию для детей старшего возраста "Государыня печь"

Знакомство детей с  бытом русского народа, с предметами  традиционной утвари ,и  приобщение их к русской традиционной культуре....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-коммуникативному развитию для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Игра - викторина «Что? Где? Когда?»

Обобщающая непосредственно- образовательная  деятельность по закреплению правил дорожного движения для подготовительной группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-коммуникативному развитию для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Игра - викторина «Что? Где? Когда?»

Обобщающая непосредственно- образовательная  деятельность по закреплению правил дорожного движения для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "В стране дорожных знаков"

Занятие направлено на обобщение знаний детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улицах города; на закрепление навыка перехода через проезжую часть дороги....