Современный методический комплекс ДО (сопровождение интеллектуальной деятельности дошкольников)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: реализация деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников
помощь педагогам в организации образовательной деятельности по предоставлению дошкольникам научных знаний
Задачи: развитие природной потребности ребенка в познании, в совершенствовании его исследовательских способностей
Организация работы педагогического коллектива по всем возрастным ступеням дошкольного возраста с целью развития научного и критического мышления у дошкольников
Новизна и практическая значимость
Содержание комплекса посвящено в основном, одному направлению педагогической деятельности - познавательно-речевому.
Материалы
o Направлены на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития через решения следующих задач: развитие познавательско-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
o Предполагают приобретение детьми интегративных качеств: любознательность, активность, способность самостоятельно действовать; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.programmno-metod_kompleks.docx | 566.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение интеллектуальной деятельности дошкольников
Формирование культуры мышления и познания у дошкольников
Желание исследовать окружающий мир, превратить его в опытное поле и исследовательскую лабораторию свойственно человеку на протяжении всей его жизни, начиная с детских лет. Ребенок желает все пощупать, попробовать на вкус, разобрать, в конце концов, сломать, и всё только потому, что он занят процессом познания, освоения мира, который является его творческой лабораторией, его опытным полем, полигоном для тренировки сил и задатков, которые разовьются в способности. Помочь разобраться в этом сложном мире, научить дифференцировать получаемую информацию, адекватно понимать поставленные задачи, логически мыслить, делать самостоятельные шаги в выведении закономерностей – важнейшие задачи современного педагога.
Вопрос о необходимости развивать научное, критическое мышление у детей, культивирования у них исследовательских способностей ставился педагогикой и философией давно.
Философы и мыслители древности и современности отмечали важным для человека умение самостоятельно мыслить. Это Гераклит, Квинтилиан, Сократ, Рабле, Коменский, Бэкон, Дьюи, Штайнер, Белинский, Ушинский, Сухомлинский и др.
Идеи исследовательского обучения тесно сопряжены с концепцией «свободного воспитания» детей. Ж.-Ж. Руссо полагал, что ребенок должен находиться в позиции исследователя, а не получать готовую информацию, т.к. это уже насилие над его природой. Этот мыслитель считал, что знакомство с наукой и научными исследованиями можно и нужно начинать с детства, тем более, что детям свойственна тяга к экспериментированию.
В настоящее время интерес представляет разработанная программа и методика исследовательского обучения А.И. Савенкова, рассчитанная на старших дошкольников и младших школьников. Главной задачей исследовательской деятельности он видит в развитии природной потребности ребёнка в познании, в совершенствовании его исследовательских способностей. Программа деятельности включает в себя три подпрограммы:
- исследовательская практика,
- тренинг исследовательских способностей,
- мониторинг исследовательской и проектной деятельности детей.
Под исследовательской практикой понимается проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими собственных творческих проектов.
Среди тем, выбираемых детьми, встречаются самые разные: естественно-научные, технические, гуманитарные. И педагогу следует помочь ребенку в выборе направления исследования, определить наличие необходимых средств и материалов для предстоящей работы, источники информации.
Но также все разнообразие тем для проведения исследования можно объединить в три группы:
- фантастические (ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений);
- эмпирические (связанные с практикой и предполагающие проведение собственных экспериментов);
- теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов).
Одним из методов активизации исследовательской деятельности является разработка А.И. Савенкова «Экспресс-исследование», которое предполагает длительное изучение детьми определенной проблемы по предложенной педагогом тематике. Например, выяснить, «Почему светит Солнце», «Что такое снег», «Какие деревья произрастают в нашей стране» и т.д. Детям предлагается задуматься об источниках информации (собственные размышления, родители, взрослые, книги-энциклопедии, Интернет или др.) и аккуратно собирать ее по информационным разделам. В дальнейшем предлагается сделать доклад.
Методика проведения детского исследования включает следующие шаги:
- Подумать самостоятельно
- Спросить у других
- Посмотреть в книгах
- Познакомиться с видеопродукцией по проблеме исследования
- Интернет
- Собственные наблюдения
- Проведение эксперимента
- Расчёты
Тренинг исследовательских способностей заключается в целенаправленной работе педагога по обучению детей следующим навыкам: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать предположения, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, готовить тексты собственных докладов, объяснять и защищать свои идеи.
Мониторинг исследовательской и проектной деятельности предполагает диагностику познавательных способностей дошкольника, его познавательных интересов, защиту исследовательских и творческих проектов.
Роль педагога – ведущая, он является организатором, консультантом, но у ребенка должно оставаться ощущение, что выбор темы исследования, способов его осуществления выбраны им самостоятельно, именно он – исследователь, интерпретатор. Очень важна постоянная подпитка мотивации детей к исследовательской деятельности.
Целесообразным будет показ педагогом чего-либо интересного (опыта) или рассказ, содержащий какое-либо противоречие, которое заставит ребенка задуматься и пробудит желание узнать что-то новое.
Широту интересов у ребенка необходимо поддерживать, развивать через наблюдения, любопытство, т.к. она является исходным моментом важных творческих операций.
В дальнейшем любопытство трансформируется в такую желаемую черту, как любознательность, которая, в свою очередь, перерастет в познавательную активность.
Наши педагоги проводят занятия с детьми с целью познакомить их с окружающим миром, активизировать их познавательную активность
В ходе эксперимента нами были разработаны модули педагогического управления процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников.
Модули | Задачи |
Диагностический | - определить исходный уровень интеллектуального развития ребенка; определить сферу интересов дошкольников; выявить качества личности, необходимые для достижения успеха; выявить уровень коммуникативной культуры дошкольников; определить степень мотивации познавательной и исследовательской деятельности детей. |
Мотивационный | - обеспечить условия внутреннего принятия дошкольниками ценности исследовательской и познавательной деятельности как условия их интеллектуального развития и личностного самосовершенствования. |
Ценностно-ориентирующий | - сформировать у дошкольников представление об исследовательской деятельности, о значении познавательной и самостоятельной исследовательской практики в личностном самосовершенствовании. |
Организационно-деятельностный | - определить цель предстоящей работы; - уточнение программы исследования; - подготовка педагогов и психологов к индивидуальной работе по применению новых методов и методик воспитания культуры мышления и познания у детей дошкольного возраста; - распределение обязанностей участников эксперимента; - учет и оценка возможностей педагогов-воспитателей в составлении экспериментальных, авторских учебных программ; - работа по созданию комплекта психодиагностических методик, ориентированных на выявление уровней когнитивного и психосоциального развития ребенка; - разработка и экспериментальная проверка системы воспитания культуры мышления и познания у дошкольников. |
Операционально-деятельностный | - осуществить работу по развитию культуры мышления и познания у дошкольников. |
Аналитический | - проанализировать успешность проведенной работы по развитию культуры мышления и познания у дошкольников. |
Рефлексивный | - создать условия для самоанализа результатов деятельности и диагностики для каждого участника экспериментальной деятельности. |
Также мы разработали деятельностную модель педагогического управления процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников в образовательной работе детского сада №519 САО г.Москвы. В ней имеются следующие структурные компоненты:
- Диагностика актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников.
- Анализ результатов диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников.
- Целеполагание и планирование работы по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников.
- Реализация деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников и получение продукта-результата.
- Проведение анализа деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников.
- Диагностика уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников.
- Анализ результатов деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников, коррекция и постановка новых задач.
Деятельностная модель педагогического управления процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников в образовательной работе детского сада №519 САО г.Москвы
Диагностика актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников |
Актуальный уровень интеллекту-ального развития ребенка | Сфера интересов | Умение решать логические задачи | Нестандарт-ный подход к решению простых проблем | Творческий подход к деятельности | Коммуника-тивная культура | Мотивация познаватель-ной деятельности |
Анализ результатов диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников |
Целеполагание и планирование работы по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников |
Разработ-ка этапов решения задач | Условия прове-дения работы | Определение форм работы по развитию культуры мышления и познания дошкольни-ков | Выбор средств и методов развития культуры мышления и познания дошколь-ников | Показатели достижения цели | Определение времени, форм и методов контроля за процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников |
Реализация деят-ти по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников и получение продукта-результата |
Проведение анализа деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников |
Диагностика уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников |
Анализ результатов деят-ти по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников, коррекция и постановка новых задач |
Содержание деятельности по педагогическому управления процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников
В Д\с №519 САО г.Москвы
Диагностика актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов. | Анализ результатов диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов. | Целеполагание и планирование работы по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошк-ов. | Реализация деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников и получение продукта-результата. | Проведение анализа деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников. | Диагностика уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов. | Анализ результатов деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников, коррекция и постановка новых задач. |
Задачи: - определить актуальный уровень интеллектуального развития ребенка; сферу интересов; умение решать логические задачи; нестандартный подход к решению простых проблем; творческий подход к деятельности; коммуникативная культура; мотивация познавательной деятельности. . | Задачи: - проанализировать результаты проведенной диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов. | Задачи: - разработать этапы решения задач; - обеспечить условия внутреннего принятия детьми цели будущей работы; - разработать условия проведения работы, - определить показатели достижения цели, - рассмотреть формы работы, - определить ср-ва и методы, - разработать этапы реш. задач; - определить время, формы и методы контроля за процессом. | Задача: - осуществить работу по воспитанию культуры мышления и познания дошкольников. |
Задача: - проанализи-ровать успешность проведенной работы. | Задачи: - определить актуальный уровень интеллектуального развития ребенка; сферу интересов; умение решать логические задачи; нестандартный подход к решению простых проблем; творческий подход к деятельности; коммуникативная культура; мотивация познавательной деятельности. . | Задачи: - проанализировать результаты проведенной диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов. |
Методы: наблюдение, беседа, анализ творческих работ. Средства: воспитывающие ситуации, диспут, дискуссия, худож.лит-ра, телевидение, мероприятия, коллект. дела, учение, труд, игра | Методы: Обобщение, работа с документацией и продуктами деятельности детей. | Методы: объяснение, рассказ, пример, убеждение, беседа, диспут.
Средства: учение, труд, игра. | Методы: воспитывающие ситуации, объяснение, рассказ, пример, подражание, беседа, убеждение, дискуссия, диспут, упражнение, игры, соревнования, ситуации успеха, театрализация, поощрение, контроль. Средства: худож.лит-ра, телевидение, мероприятия, коллект. дела, детский коллектив, обществ.мнение, учение, труд, игра. | Методы: беседа, дискуссия, диспут. Средства: мероприятия, коллект. дела, детский коллектив, обществ. мнение, учение, труд, игра. | Методы: наблюдение, беседа, анализ творческих работ. Средства: воспитывающие ситуации, диспут, дискуссия, худож.лит-ра, телевидение, мероприятия, коллективные. дела, учение, труд, игра | Методы: Обобщение, работа с документацией и продуктами деятельности детей. |
Концепция воспитательно-образовательной деятельности
Воспитательно-образовательная работа ориентирована на разработку педагогической модели содержания, форм организации, методов и средств исследовательской и проектной деятельности как фактора когнитивного и психосоциального развития ребенка. Программа исследовательского и проектного обучения в современном детском саду должна включать в себя три компонента, которые мы условно называем: «исследовательская практика», «тренинг исследовательских способностей», «мониторинг исследовательской деятельности воспитанников».
Исследовательская и проектная деятельность как средство когнитивного и психосоциального развития личности ребенка дошкольного возраста будет эффективна при следующих педагогических условиях:
- 1. в образовательной программе в качестве самостоятельной будет присутствовать задача использования исследовательской и проектной деятельности как средства когнитивного и психосоциального развития;
- 2. будет действовать специально разработанная модель обогащения содержания образования в детском саду исследовательской и проектной образовательными технологиями;
- 3. будут разработаны и внедрены в программу детского сада наряду с традиционными, оригинальные формы организации исследовательской и проектной деятельности;
- 4. в исследовательской и проектной деятельности детей будут использованы методы, акцентирующие внимание педагогов на когнитивном и психосоциальном развитии;
- 5. при разработке образовательной программы детского сада будут учтены возможности новейших средств обучения;
- 6. все участники образовательного процесса (педагоги, психологи, родители) будут иметь психодиагностический инструментарий, позволяющий адекватно оценить уровень когнитивного и психосоциального развития.
Предполагаемые результаты:
В итоге реализации проекта предполагается:
- разработать авторский вариант концепции использования исследовательской и проектной деятельности как фактора когнитивного и психосоциального развития ребенка дошкольного возраста;
- разработать общую концепцию «обогащения» традиционного содержания образования путем использования исследовательских и проектных методов обучения;
- разработать и провести экспериментальную проверку общей схемы организации исследовательской и проектной деятельности в детском саду, определить степень эффективности её отдельных форм;
- провести адаптацию к новым условиям традиционных и разработать новые методы и приемы учебно-исследовательской и проектной деятельности детей;
- выработать новые походы к организации и содержанию образовательной работы с детьми, ориентированной на использование исследовательских проектных методов обучения детей
Для проведения всей этой работы педагогический и детский коллективы необходимо подготовить, а именно:
- оценить профессиональные умения воспитателя: анкета для изучения состояния организации детского экспериментирования, карта анализа занятия (приложение№1);
- оценить предметно-развивающую среду группы: карта анализа предметно-развивающей среды (приложение№2);
- обследование уровня развития познавательной активности детей : методика "Древо желаний" В.С. Юркевич (приложение №3);
- провести необходимые консультации и семинары для педагогов, информационные памятки (приложение №12-14 );
- подготовить необходимую наглядную информацию для родителей (приложение№4-10)
- Организация конкурсов «Знай-ка», «Маленький исследователь»(приложения 15-16)
- Организация работы с младшим дошкольным возрастом (презентация приложени№17)
- организация занятий дошкольников по научным направлениям: знакомство с науками анатомией, географией, историей, химией, физикой, биологией, психологией (приложение 18-21)
Занятия носят комплексный характер и очень часто на них используются электронные презентации изучаемого материала. Показ слайдов проходит на большом экране, что оставляет яркие впечатления у детей, способствует запоминанию материала
Сопровождение интеллектуальной деятельности дошкольников
- Организованная образовательная деятельность (занятия)
- Наблюдения, беседы и выводы
- Опыты, экспериментальная деятельность
- Педагогические тренинги
- Конкурсы
- Тематические недели
Интересная форма организации исследовательской деятельности детей – это проведение Недели науки в детском саду.
Желание исследовать окружающий мир, превратить его в опытное поле и исследовательскую лабораторию свойственно человеку, начиная с детских лет. Еще Дж. Дьюи, американский философ и педагог выделял инстинкты детей, на которые следует опираться педагогу в их обучении, среди которых: инстинкт делания, творческий инстинкт и исследовательский инстинкт. К этому же склонялись гуманисты прошлого (Ж.-Ж. Руссо и др.), говоря о том, что ребенок должен находиться в позиции исследователя. Знакомство ребенка с наукой и научными исследованиями можно и нужно начинать с раннего возраста, тем более, что это ему свойственно. Детям близки занятия экспериментальной физикой, относящейся к самосохранению, естественными науками (отчего идет дождь, почему зимой вода в реке замерзает, почему у растений зеленый цвет и т.д.). Так считали В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.
Детский сад №519 каждый год проводит неделю науки в рамках эксперимента «Воспитание культуры мышления у дошкольников».
На «Неделе науки» с дошкольниками проводятся различные занятия по научным направлениям; организовываются конкурсы, проводятся беседы, наблюдения, на основании которых делаются выводы; осуществляются эксперименты и опыты, а также для педагогов организовывались педагогические тренинги. Ребята знакомились с различными научными направлениями:
Научные направления |
естественные (астрономия, биология, география, геология, океанология, химия, физика) | технические (кораблестроение, космонавтика, механика, электротехника, материаловедение) | общественные (история, психология) | Формальные (математика, логика, информатика) |
Предлагаем 3 варианта проведения Недели науки:
1.Неделя науки в детском саду №519
Девиз: «Наука зажигает воображение!»
Дата | Мероприятия |
1-й день . | Торжественное открытие «Недели науки» - «Наука зажигает воображение!» Познавательное занятие-досуг «Созвездие Северного полушария» (передвижной планетарий) Развивающее занятие «Путешествие паучка» |
2-й день | Познавательное занятие-развлечение «Детективная наука» (2мл) Познавательное занятие-проект «В мире металла» (подг.гр) |
3-й день | Интегрированное занятие «В мире мифов» (ст, подг) |
4-й день | Интеллектуальный конкурс «Знай-ка» Экологическая сказка «Ручеек» (ст.гр) Тренинг мышления для педагогов – семинар-практикум |
5-й день | Тренинг «Путешествие в мир эмоций» (ст гр) Знакомство детей с миом звуков, их свойствами – «Изучение звуков» |
6-й день | Конкурс «Маленький исследователь» Участие в окружном семинаре «Взаимосвязь различных аспектов, методов и средств в интеллектуальном развитии детей» |
7-й день | Закрытие «Недели науки» |
2.Неделя науки в ГОУ д/с №519
Девиз: «Всё интересно то, что неизвестно»
Дата | Мероприятия | Ответственные |
1-день | Торжественное открытие «Недели науки» - «Всё интересно то, что неизвестно!» знакомство с науками физикой и химией Конкурс «Знай-ка» | Ст. воспитатель воспитатели групп |
2-й день | Конкурс «Маленький исследователь» Знакомство малышей с наукой физикой «Зимние опыты с водой» (занятие со 2 младшей группой на прогулке) | Воспитатели 2-й мл. гр |
3-й день | Знакомство с наукой анатомией «Мой умный носик» (средняя группа) Знакомство с наукой астрономией «Солнышкина семья» (средняя группа) Знакомство с наукой физикой «Свойства воды» (средняя группа) | Воспитатели средних групп |
4-й день | Знакомство с наукой физикой «Воздух и вода» (старшая группа) Знакомство с наукой географией «Путешественники и первооткрыватели» (подготовительная группа) | Воспитатели старшей и подготовительной группы |
5-й день | Знакомство с наукой биологией «Зимние гости» (подготовительная группа №11) «Земноводные» (подг. гр.) | Воспитатели подготовительных групп |
6-й день | Закрытие недели науки: Фото отчеты для родителей, награждение активных участников «Недели науки» | Ст. воспитатель, воспитатели групп |
3.Неделя науки в ГОУ д/с №519
Девиз: «Хочу всё знать!»
Дата | Мероприятия | Ответственные |
1-день | Торжественное открытие «Недели науки» - «Надо в наш научный век все на свете знать!» Конкурс «Маленький исследователь» | Ст. воспитатель воспитатели групп |
2-й день | Конкурс «Знай-ка»» Знакомство малышей с наукой физикой: 1. «Прятки-игры с водой» (занятие со 2 младшей группой),2.»Освобождение ягод из ледяного плена» | Воспитатели 2-й мл. гр |
3-й день | Знакомство с наукой химией, экологией «Лимон» (старшая группа №9 в гостях у старшей группы № 10) Знакомство с наукой анатомией «Язычок»» (2младшая группа) | Воспитатели старших групп, воспитатель младшей группы |
4-й день | Знакомство с наукой географией и химией «Материки земного шара, вулканы»(старшая группа№10 в гостях у старшей группы № 9) | Воспитатели старшей |
5-й день | Знакомство с наукой анатомией «Как мы дышим»(старшая группа №9 в гостях у старшей группы № 6) | Воспитатели старших групп |
6-й день | Знакомство с наукой физикой «Волшебная вода» (средняя группа) Знакомство с наукой историей «Волшебные листья и ягоды» (хохлома для подготовишек, использование ТСО) | Воспитатели средних групп Воспитатель подготовительной группы |
6-й день | Закрытие недели науки: Фото репортажи для родителей в виде газет и буклетов, награждение активных участников «Недели науки» | Ст. воспитатель, воспитатели групп |
«Неделя науки» открывается праздничным мероприятием, на котором детей знакомят с особой сферой человеческой деятельности - наукой: ее структурными, функциональными компонентами, методами (цель, объект, предмет, анализ, обобщение, передача и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, прогнозирование их развития).
В первый день «Недели науки» дети отгадывают загадки:
Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (Антенна) | Четыре синих солнца | Без разгона в высь взлетает, |
Мне загадку загадали | Надрывается, поёт, |
Читают стихи:
Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.
Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука- это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посветить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
ДУМАЙ, ДУМАЙ...
Это Вовка, вот чудак! Заберется на чердак Он считает, что от дум
Он сидит угрюмый, Или мчится, вот чудак, У него мужает ум.
Сам себе твердит он так: В дальний угол сада; А Маруся, ей пять лет,
"Думай, Вовка, думай!" Сам себе твердит он так: Просит Вовку дать совет
"Думать, думать надо!" И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?
ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ?
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом, Есть мысли у телят?
Котенок входит в двери, Я видел, как телята
Он думает о том, Хвостами шевелят Я думаю про птиц:
Что будет с ним потом? И вдаль глядят куда-то. Должны подумать птицы,
Бывают у собак Куда им полететь
Нерадостные мысли. И где им приютиться,
Задумается пес – Должны, в конце концов, И уши вниз повисли. Подумать про птенцов!
Я бабушку спросил: -
Умеют думать звери ? – Она сказала: - Нет! –
Но я еще проверю.
Торжественное открытие начинаем с показа научных опытов, которые проводит старший воспитатель. Например, «Паинька и ванька-встанька», «Послушное и непослушное яйцо», «Вареное или сырое?» (действия с куриным яйцом), «Танцующая фольга» (эксперименты со статическим напряжением), «Вдвоем веселее» -
раскручивание за веревочки одновременно двух картинок, отчего кажется, что изображения помещены на одном рисунке), «Висит без веревки» (эксперименты с густым раствором соли, огнем и ниткой),
эксперименты с водой и различными химическими соединениями, придающими ей различные цветовые оттенки и другие занимательные опыты (Том Тит "Научные забавы").
Химические опыты: шарик наполнился углекислым газом, который получился при смешивании щелочного раствора и кислоты
Наши будущие ученые показывают свой первый
Физический опыт с эффектом оптического обмана.
Конкурсы «Знай-ка» «Маленький Исследователь» являются апофеозом всей экспериментальной работы детского сада «Воспитание культуры мышления у дошкольников». На конкурсе дети представляют свои исследовательские работы, которые готовят на такие темы, которые им интересны («Мое хобби», «Летательные аппараты», «Как появляется лягушка», «Мир аквариума», «Чем моя кошка отличается от других» и др.). Дети с удовольствием участвуют в защите своих работ.
При первичном знакомстве дошкольников с науками происходит формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. Мы также обратили внимание, что дети проявляют себя по разному: одни из них хорошо умеют рассуждать, другие обращают на себя внимание сообразительностью в практических вопросах; другим легко удается обнаруживать ошибки и неправильности, придумывать что-нибудь новое, изобретать, т.д. При этом у ребенка могут одновременно обнаруживаться весьма разные умственные качества.
Таким образом, благодаря всем этим мероприятиям ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире, повышая, тем самым, уровень своего развития, в том числе, его готовность к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет п...
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ. Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ. Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....
Презентация "Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников"
В презентации раскрывается понятие педагогического сопровождения игровой деятельности, принципы организации игры, содержание педагогического взаимодействия и сопровождение игровой деятельн...
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Основные важные аспекты игровой деятельность. Для чего она нужна? Как развить у дошкольника интерес к игре. как сделать игру более разностороннней и продолжительной. все это в данной статье....
«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников»
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов...