«Использование современных игровых технологий, как средство интеллектуального развития дошкольников.»
материал

Кольцова Екатерина Витальевна

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра  –  это  огромное  светлое  окно,  через которое в духовный     мир     ребенка     вливается      живительный      поток представлений,  понятий.  Игра – это  искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
                                                      В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИГРА22.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных игровых технологий, как средство интеллектуального развития дошкольников.»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  Игра  –  это  огромное  светлое  окно,  через которое в духовный     мир     ребенка     вливается      живительный      поток представлений,  понятий.  Игра – это  искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
                                                     В. А. Сухомлинский

     Игра является составной частью педагогических технологий. Игры - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

    Игровая технология — это совокупность разнообразных методов, средств и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

   Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.

    Актуальность развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала дошкольника на современном этапе.

    Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Исходя целей и задач ФГОС ДОУ разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.               Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность. Поэтому мы в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяем развивающие игры.

   Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Задачи:

1.Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей.

2. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация).

3.Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать           простейшие умозаключения, а также навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и           инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.

4.Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество, число)

   Главный компонент игровой технологии –
непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:
-технологического процесса всех видов игр
-грамотного руководства игрой.

Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении.

Применение игровых технологий   в ДОУ :
• делает ребёнка более активным;
• повышает познавательный интерес;
• развивает память, мышление и внимание;
• способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Приёмы игровых технологий:

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основные группы:
1. Словесные (Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов).
2. Наглядные (эти приемы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками; картинки, карточки, презентации, видеоролики и т. п).
3. Практические (при выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать).

    Что же такое интеллект?
Найти конкретное определение очень сложно. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что это способность усваивать информацию и использовать в необходимый момент. Альфред Бине считал, что интеллект - понятие врожденное и остается неизменным на протяжении жизни. К высшим психическим процессам он относил внимание, понимание, память, воображение.
Л. С. Выготский считал, что интеллект — это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению.

Большое значение для развития интеллектуальных способностей дошкольников играет самостоятельная деятельность, поэтому в группе был оборудован центр с разнообразными развивающими играми, чтоб  дети могли самостоятельно играть в ту игру, которую им хотелось.

    В своей работе я  использую дидактические игры  для интеллектуального развития дошкольников.

     Дидактическая игра– это особый вид игровой деятельности и средство обучения.

Первое условие успешного развития интеллектуальных способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста)

Самые первые игры, которые я использую в работе с детьми младших группах детского сада  – это вкладыши и рамки по методу М.Монтессори.  Мы используем различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой).

Развивающие игры «Бизиборд» - Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда.  Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

    Коврик –пазл «Геометрические фигуры» -методики обучения  Марии Монтесори.

Игра на воображение, кругозор, логику и моторику. Такие игры  вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур.

    Игра «Логические квадраты» внутри  30 пластиковых квадратов и инструкцию с вариантами занятий и схемами фигурок для сборки.

Как играть?

- Вместе с ребёнком ищите лишние элементы.

- Объединяйте фигуры по общему признаку.

- Собирайте большие фигуры из маленьких.

- Развивайте творческое мышление ребёнка: попросите его собрать из прозрачных пластин забавных героев.

 Игру "Логические квадраты" можно использовать при проведении занятий и для индивидуальной работы с детьми.

Настольная развивающая игра «Что за чем? «Фигуры»
Игра поможет научить думать логически и располагать предметы относительно друг друга в пространстве. Познакомит с такими понятиями, как «над», «под», «между», «за» и др.

    Полифункциональная игровая технология известного бельгийского математика Джоржда Киюзнера.

Дети с большой радостью и увлечением выполняют задания с «заколдованными» цветными числами. Счетные цветные палочки позволяют «через руки» формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право -лево», «между», «длиннее», «выше», «четное — нечетное» и многое другое. Благодаря выделению цвета и длины ребенок в процессе манипуляции начинает понимать, что число является результатом счета и измерения. Полифункциональная игровая технология с цветными счетными палочками Киюзнера — это первые шаги ребенка по увлекательнейшему пути в мир математики, которые доставляют настоящее интеллектуальное удовольствие.

   Развивающая игра «Палочки – игралочки» с помощью разноцветных палочек можно сложить множество картинок, используя образец или собственную фантазию.
Игра развивает внимание, мышление и воображение, учит сравнивать предметы по цвету и размеру и просто приносит удовольствие.
Игра понравится любителям конструктора и пригодится тем, кто хочет стать более усидчивым.

    Педагогическая технология игры – занятия с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д. Кубик с заданиями, где ребенок выполняет разные  логические задачи. «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
Кубик с заданиями, где ребенок выполняет разные  логические задачи.
 Игра обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить.

   Развивающая игра по медодике  Б.П.Никитина «Дроби»

развивает: представление о части и целом, их соотношении; понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»;  навыки устного счета;  понимание операции деления; аккуратность, точность движений;  цветовое восприятие; чувство симметрии, глазомер.

Танграм - Развивающая игра по медодике Б.П.Никитина «Дроби»

развивает: представление о части и целом, их соотношении; понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»;  навыки устного счета;  понимание операции деления; аккуратность, точность движений;  цветовое восприятие; чувство симметрии, глазомер. Детям  интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.

    «Фигуры и цвета» -что можно сложить из простых геометрических фигур? Оказывается, всё, что угодно! В этом ребёнку помогут карточки с заданиями и собственная фантазия. Игра знакомит с формами и цветами, развивает внимание, мышление и воображение. Выполняя задания по образцу, ребёнку придется подумать: сравнить предметы по форме и цвету, посчитать количество, правильно расположить их на карточке. Игра знакомит с формами и цветами, развивает внимание, мышление и воображение. Выполняя задания по образцу, ребёнку придется подумать: сравнить предметы по форме и цвету, посчитать количество, правильно расположить их на карточке.

Я считаю, использование игровых технологий с детьми позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс  интеллектуального развития детей.

   В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути ФГОС Д О.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы позн...

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.Современные требования к дошкольном...

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников

Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников...

ГМО "Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников"

ГМО "Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023

  Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навык...