«Использование современных игровых технологий, как средство интеллектуального развития дошкольников.»
материал
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных игровых технологий, как средство интеллектуального развития дошкольников.»
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра является составной частью педагогических технологий. Игры - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Игровая технология — это совокупность разнообразных методов, средств и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.
Актуальность развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала дошкольника на современном этапе.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Исходя целей и задач ФГОС ДОУ разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность. Поэтому мы в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяем развивающие игры.
Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Задачи:
1.Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей.
2. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация).
3.Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а также навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
4.Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество, число)
Главный компонент игровой технологии –
непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:
-технологического процесса всех видов игр
-грамотного руководства игрой.
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении.
Применение игровых технологий в ДОУ :
• делает ребёнка более активным;
• повышает познавательный интерес;
• развивает память, мышление и внимание;
• способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Приёмы игровых технологий:
Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основные группы:
1. Словесные (Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов).
2. Наглядные (эти приемы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками; картинки, карточки, презентации, видеоролики и т. п).
3. Практические (при выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать).
Что же такое интеллект?
Найти конкретное определение очень сложно. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что это способность усваивать информацию и использовать в необходимый момент. Альфред Бине считал, что интеллект - понятие врожденное и остается неизменным на протяжении жизни. К высшим психическим процессам он относил внимание, понимание, память, воображение.
Л. С. Выготский считал, что интеллект — это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению.
Большое значение для развития интеллектуальных способностей дошкольников играет самостоятельная деятельность, поэтому в группе был оборудован центр с разнообразными развивающими играми, чтоб дети могли самостоятельно играть в ту игру, которую им хотелось.
В своей работе я использую дидактические игры для интеллектуального развития дошкольников.
Дидактическая игра– это особый вид игровой деятельности и средство обучения.
Первое условие успешного развития интеллектуальных способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста)
Самые первые игры, которые я использую в работе с детьми младших группах детского сада – это вкладыши и рамки по методу М.Монтессори. Мы используем различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой).
Развивающие игры «Бизиборд» - Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
Коврик –пазл «Геометрические фигуры» -методики обучения Марии Монтесори.
Игра на воображение, кругозор, логику и моторику. Такие игры вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур.
Игра «Логические квадраты» внутри 30 пластиковых квадратов и инструкцию с вариантами занятий и схемами фигурок для сборки.
Как играть?
- Вместе с ребёнком ищите лишние элементы.
- Объединяйте фигуры по общему признаку.
- Собирайте большие фигуры из маленьких.
- Развивайте творческое мышление ребёнка: попросите его собрать из прозрачных пластин забавных героев.
Игру "Логические квадраты" можно использовать при проведении занятий и для индивидуальной работы с детьми.
Настольная развивающая игра «Что за чем? «Фигуры»
Игра поможет научить думать логически и располагать предметы относительно друг друга в пространстве. Познакомит с такими понятиями, как «над», «под», «между», «за» и др.
Полифункциональная игровая технология известного бельгийского математика Джоржда Киюзнера.
Дети с большой радостью и увлечением выполняют задания с «заколдованными» цветными числами. Счетные цветные палочки позволяют «через руки» формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право -лево», «между», «длиннее», «выше», «четное — нечетное» и многое другое. Благодаря выделению цвета и длины ребенок в процессе манипуляции начинает понимать, что число является результатом счета и измерения. Полифункциональная игровая технология с цветными счетными палочками Киюзнера — это первые шаги ребенка по увлекательнейшему пути в мир математики, которые доставляют настоящее интеллектуальное удовольствие.
Развивающая игра «Палочки – игралочки» с помощью разноцветных палочек можно сложить множество картинок, используя образец или собственную фантазию.
Игра развивает внимание, мышление и воображение, учит сравнивать предметы по цвету и размеру и просто приносит удовольствие.
Игра понравится любителям конструктора и пригодится тем, кто хочет стать более усидчивым.
Педагогическая технология игры – занятия с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д. Кубик с заданиями, где ребенок выполняет разные логические задачи. «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
Кубик с заданиями, где ребенок выполняет разные логические задачи. Игра обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить.
Развивающая игра по медодике Б.П.Никитина «Дроби»
развивает: представление о части и целом, их соотношении; понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»; навыки устного счета; понимание операции деления; аккуратность, точность движений; цветовое восприятие; чувство симметрии, глазомер.
Танграм - Развивающая игра по медодике Б.П.Никитина «Дроби»
развивает: представление о части и целом, их соотношении; понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»; навыки устного счета; понимание операции деления; аккуратность, точность движений; цветовое восприятие; чувство симметрии, глазомер. Детям интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.
«Фигуры и цвета» -что можно сложить из простых геометрических фигур? Оказывается, всё, что угодно! В этом ребёнку помогут карточки с заданиями и собственная фантазия. Игра знакомит с формами и цветами, развивает внимание, мышление и воображение. Выполняя задания по образцу, ребёнку придется подумать: сравнить предметы по форме и цвету, посчитать количество, правильно расположить их на карточке. Игра знакомит с формами и цветами, развивает внимание, мышление и воображение. Выполняя задания по образцу, ребёнку придется подумать: сравнить предметы по форме и цвету, посчитать количество, правильно расположить их на карточке.
Я считаю, использование игровых технологий с детьми позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс интеллектуального развития детей.
В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути ФГОС Д О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы позн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317783-1382008382.jpg)
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.Современные требования к дошкольном...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-333916-1386436954.jpg)
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...
Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками
Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/08/picture-1150314-1694206417.jpg)
Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников
Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-963076-1586635390.png)
ГМО "Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников"
ГМО "Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников"...
Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навык...