«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников»
статья
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В нашем детском саду дети любят шахматы. Игра в шахматы дает ребенку огромный потенциал развития умственных, интеллектуальных, творческих способностей. В детском саду уже много лет (с 1992 года) функционирует шахматный кружок «Юный шахматист», руководителем которого является воспитатель детского сада Тарнова О.И., в прошлом чемпион по шахматам города Воронежа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников» (на примере обучения дошкольников игре в шахматы в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 65»)
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Для развития интеллектуальных способностей дошкольников в нашем учреждении активно используются следующие современные педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированная.
2. Игровая технология.
3. Проблемная технология.
4. Технология проектной деятельности.
5. Исследовательские технологии.
6. Технология организации совместной деятельности.
7. Технология интегрированного обучения
8. Информационно-коммуникационные технологии.
9. Здоровьесберегающие технологии.
10. Технология развития критического мышления
11. Технология проблемного обучения
12. Технология развивающего обучения
Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательный интерес формирует познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания. Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. А это и является интеллектуальной деятельностью. Успех познавательной деятельности обеспечивает совокупность умственных способностей (интеллект).
Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления
В современной психологии существуют различные направления исследования становления логических структур мышления (Л.С. Выготский, Н.А. Мечинская, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном детстве. Основные логические умения (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование, умозаключение) на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.
Игра занимает главное место в жизни ребенка. Игра для дошкольника – это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств. Для развития логического мышления используются дидактические игры, смекалки, головоломки, логические игры, интеллектуальные игры.
Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками интеллекта. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения, выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания. Педагог В.А. Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат в развитии логического мышления дошкольников: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».
В нашем детском саду дети любят шахматы. Игра в шахматы дает ребенку огромный потенциал развития умственных, интеллектуальных, творческих способностей. В детском саду уже много лет (с 1992 года) функционирует шахматный кружок «Юный шахматист», руководителем которого является воспитатель детского сада Тарнова О.И., в прошлом чемпион по шахматам города Воронежа. Процесс обучения шахматам проходит в увлекательной, игровой форме. Для этого используются стихи, сказки, загадки, веселые истории. Ребята знакомятся с напольной шахматной доской, с названиями фигур. Постепенно дошкольники осваивают расстановку шахматных фигур на доске, простейшие ходы. Шахматными фигурами могут быть и сами дети, используя бумажные шапочки с силуэтами шахматных «героев». В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с историей шахмат, придумывают различные простейшие комбинации. Результаты деятельности кружка можно увидеть на таких мероприятиях, как шахматные турниры, сеансы одновременной игры. Победители и участники получают призы и памятные награды.
Игрой в шахматы увлечены не только дети, но и родители. Они участвуют в турнирах, в изготовлении пособий, напольных шахмат, обмениваются мнениями, впечатлениями, интересными находками. На стенде для родителей помещается познавательный информационный материал.
При поступлении в школу дети уже знают, что шахматная доска – это не только место сражения фигур, но и умеют записывать шахматные партии, знают шахматные термины и используют их в своей речи. Дошкольники решают этюды и задачи. Умеют более разумно, рационально просчитывать ходы, достигать выигрыша, находить выход из безнадежной ситуации. А эти качества очень пригодятся в будущем при обучении в школе.
Выпускники нашего детского сада поступают в гимназии и лицеи с математическим уклоном, занимаются в шахматном клубе, участвуют в турнирах и получают призовые места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...
Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увер...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...
Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
выступление с опытом работы на МО педагогов...
«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...