Конспект ОД "Наша Родина-Россия" с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный конспект знакомит детей с малочисленными народами Крайнего Севера и воспитывает чувство любви к своей Родине-России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное

образовательное           учреждение детский сад №29

муниципального образования

Каневской район

Конспект образовательной деятельности воспитателя

с детьми старшего дошкольного возраста .

Тема:  « Наша Родина- Россия».

Образовательная область:

Познавательное развитие

Воспитатель  Голикова И. В.

Ст. Новоминская

2017 год

                              Тема: « Наша Родина - Россия».

Цель:    Продолжить формировать представления о нашей стране России.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о государственных символах России;
  • Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
  • Развивать познавательные интересы;
  • Познакомить детей с малочисленными народами Крайнего Севера.
  • Учить детей видеть черты национального своеобразия в облике

      людей, их одежде, предметах быта.

  • Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
  • Создать радостное и веселое настроение у детей.
  •  Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

Предварительная работа:

  Рассматривание  глобуса и карты России. Заучивание названий городов, рек.

Оборудование и материалы: проектор, набор картин «Костюмы народов России» макет березы, ленты .

                                                Ход ОД

1.Организационный момент

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы… (В. Степанов)

Вос-ль:

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.  Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?   Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Давайте проверим наши знания о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется…  Россия.

Граждане России называются…  россияне.

Столица России – город…  Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России…  паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.

2.Основная часть. Беседа о России.

Слайд №1 ( Россия на политической карте)

 Что вы видите на слайде?  Объясните, как вы догадались и как это связано  с Россией?

(Это страна  Россия, потому что так обозначают ее на карте).

Государственные символы.

Какие государственные символы вы знаете

У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Давайте вспомним ,что мы знаем

Слайд №2  (флаг России)

Это флаг России, потому что на нем белая, синяя и красная полосы.

Флаг у нас прекрасный,

Белый, синий, красный.

Белый - мир и чистота,

Синий - верность, небеса.

Красный – мужество, отвага…

Вот цвета родного флага.

Послушайте почему именно эти цвета выбраны для флага.

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.

«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет», -сказал снег.

И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет», -сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.

Вот какой он наш российский флаг: три полосы- белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях,  кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)    

Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг. 

Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)  

Слайд №3 (герб России)

Золотой орел двуглавый

Символ силы, символ славы

И могущества державы

Храбрый воин на щите-

Он копьем врага разит,

Он отчизну защищает.

И поможет ей в беде.

Это герб России.

Найдите российский герб среди других стран.

 Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость..

Слайд №4  (фотография Кремля)

Это Москва – столица России, потому что я вижу Кремль.

«Города  России».

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете.

«Реки  России».

1.  Эта река протекает в городе,  где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Нева.)

2. Название этой реки одинаково с названием города столицы. (Москва – река.)

3. Эта река созвучна женскому имени. Самая длинная река в России. (Лена.)

Физминутка

Небо синее в России

Реки синие в России

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клены и дубы,

А какие здесь грибы.

А еще пекут в печи.

Вот такие калачи!

«Народы  России».

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

Вос ль–Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей необъятной стране. . А на чем же мы отправимся? (Автобус, поезд.) Ребята,  мы отправляемся  на сказочном и необыкновенном транспорте. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)

– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии с цифрой на билете и цифрой на местах в нашем транспорте.

                             Путешествие по стране .

 Вос-ль: Сегодня мы познакомимся с народами, которые  с давних пор живут на Крайнем Севере- это ненцы, ханты, чукчи.  Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Профессия этих людей – оленеводы, (слайд ) они разводят северных оленей. В поисках корма для животных , часто переходят, кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм и идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. (слайд ).  Живут в стойбищах в чумах. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи.(слайд )

Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. Рыбу ловят в реках, озерах.

Ездят ненцы и другие северные народы на длинных санях, нартах. (слайд ) Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на   автомобиле. А управляет оленями каюр (слайд ). В руке у каюра длинный шест - хорей, чтобы погонять оленей. Как вы думаете жителям Тундры холодно? На них очень теплая одежда. (слайд )

Давайте рассмотрим ее внимательно. Малица – длинная одежда из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу(слайд ). На ногах обувь из оленьего меха – пимы (слайд ). Женская зимняя одежда – ягушка (слайд ) из оленьего меха,  но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная теплая шапка.

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. (слайд 12). В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха. Вот такие сильные и смелые люди живут на Крайнем Севере.

Вос-ль: Вот такое путешествие получилось на Крайний север.

На доске крепится карточка со словом «РОССИЯ» «РУСЬ». «РОДИНА «ОТЕЧЕСТВО»

Упражнение: « Подбери родственные слова».

Русь - русская, русский, русский язык, русское поле.

Россия - россиянин, россиянка, россияне, российский.

Родина - род, родимый, родители, родственники, родной.

Отечество - Отец,Отчизна, отчество, отчий дом.

4.Упражнение «Составь предложение»

Я , Родину, свою, люблю.                                     Вижу, Россию, я, карте, на.

Говорим, мы на, языке, русском.        Родина, дорога, мне.

Живут, россияне, России, в.        Горжусь, я. Родиной.

- Очень хорошо. Вы сумели составить  предложения

Слайд №5 (фотография березы)

Это береза,  потому что березу считают символом России.

-Это дерево славит Россию своей царственной красотой.

 Устанавливается макет березы.

- Верно. Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (За красоту, за доброту, за березовый сок, за веники, которые делали из нее).

- Да, действительно вы все верно перечислили. Русская красавица береза - это краса и гордость России.

- А весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.

3.Координация речи с движением 

Хоровод.

Посреди двора березка ненаглядная стоит

и зелеными глазами очень ласково глядит

Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят

Ветерочек  их качает, приглашает к ней ребят

Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем

Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.

Итоги.

На Руси говорили, если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву,то желание сбудится. Я раздам вам ленточки, а вы говорите что желаете нашей  Родине и прикрепите к дереву свою ленточку.

( Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.)

 Вос-ль: «Русский  человек  без Родины не живет».  Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.

                   На карте мира не найдешь

                Тот дом, в котором ты живешь,

                И даже улицы родной

                Ты не найдешь на карте той

                Но мы всегда на ней найдем

                Свою страну - наш общий дом.

В конце нашего мероприятия хочу сказать, что мы русские люди- и должны с гордостью носить свое достойное имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно - эстетическое развитие на тему: "Грибы"

Программное содержание:• Расширять знания детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные). Учить выделять сходства и отличия грибов.• Активизировать в речи названия грибов.• Учить...

КОНСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Путешествие в осенний лес»

конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию...

Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественно эстетическое развитие. Тема: « Березка – русская душа».

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России. Задачи:Обучающая:Учить рисовать зимнюю березу.Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом к...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи:  Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...