Сценарии занятий и прогулок "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Разработка включает ряд занятий по теме "Пернатые друзья": "Синица у нашего дома", "Сорока-белобока", "Сравнение воробья и вороны", которые направлены на знакомство дошкольников с птицами родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiy_i_progulok_pernatye_druzya.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарии занятий и прогулок «Пернатые друзья»
«Синица у нашего дома»
Цель: познакомить с синичкой – её внешним видом, потребностями в пище, показать связь между прилетом к жилью человека и сезонными изменениями.
Оборудование: кормушка. Синицы, корм - семечки, сало, пшено, пластинка.
Ход занятия
Воспитатель:
1. – Здравствуйте, ребята, вот и подошло время открыть нашу зимнюю «столовую» для птиц.
Что за дом среди ветвей
Под открытым небом?
Угощает птичек он
И зерном и хлебом.
- что это? (кормушка)
(вывешиваю иллюстрацию кормушки)
- А вот и первая гостья!
Непоседа, невеличка,
А зовут её… .синичка.
- Кто её узнал? Этих птиц с первыми морозами в городе стало очень много.
Тинь-тинь, синица,
Добрый день!
Не бойся,
Я тебя не трону,
И, коль угодно,
На плетень
Садись по птичьему закону. (С. Есенин)
- Давайте, ребята, внимательно рассмотрим синичку.
Внешний вид:
1. какая она по размеру – большая или маленькая?
2. Чем покрыто её тело? (перышками)
3. Какого цвета её перышки? (желто-зеленая грудка, черный галстучек, белые щечки, черная шапочка)
4. Какой у неё клювик? (маленький, пряменький, остренький)
5. Какие у неё глазки? (маленькие, круглые, черненькие, находятся по бокам головки)
6. Есть ли у неё ушки? (внешних нет, только дырочки на головке под перышками)
7. Сколько у неё крылышек? (два)
8. Есть ли у неё лапки? (две сильные, с тоненькими пальчиками с загнутыми коготками)
Физминутка: (повторяется 3 раза)
Прилетели птички
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зерна собирали.
2. Жизненные проявления: движения, звуки, питание.
- Что умеет делать наша гостья?
Быстро летать, прыгать с ветки на ветку, прыгать по земле, оставляя вот такие крестики-следы (рисую на доске) + + + +
+ + + +
Синичка легко лазает, как акробатка по дереву, одним словом, непоседа.
- Как же говорит синичка?
- Давайте послушаем, как она поет (включаю запись с её голосом)
- Вы теперь, наверное, догадались почему её так зовут? (синькает)
- Как вы думаете, что ест синица? (летом – жучков, гусениц, червяков; зимой – семенами сорных трав)
– Где сейчас гусеницы и червяки? (спрятались)
- а мы чем её можем угостить? (семенами подсолнуха, несоленым салом, мясом, семенами арбуза, пшеном) (ставлю блюдце с едой)
3. Место обитания и сезонная жизнь:
- Сейчас синиц в городе в городе много, а летом было гораздо меньше.
- Где летом были синицы? (в лесу)
- Почему сейчас к нам прилетели? (Ищут у нас помощи)
Я загадаю вам загадку, хотите?
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал её…. синичка.
4. Итог.
- Посмотрите, к вам прилетели птички, но без клювиков, лапок, глаз. Давайте нарисуем им все это и еще раскрасим, чтобы получилась синичка.
На прогулке угощение оставляем на кормушке
«Сорока-белобока»
Цель: продолжить знакомство с птицами нашего округа, показать красивую экзотическую красоту сороки, её образ жизни.
Оборудование: кормушка, иллюстрации синицы, сороки, блюдце с кормом, перья сороки.
Ход занятия.
1. Загадка: На зелененькую рубашку
Галстук черненький одели,
Ну, а маленькую головку
В берет черненький одели.
Что за птичка-невеличка?
Ну, конечно же…. синичка.
- Чем угостим синичку?
- Летала синичка по городу, синькала, что появилась в нашем санатории зимняя «столовая» для птиц. Захотелось на неё посмотреть самой любопытной птице.
Попробуйте узнать, что это за птица, рассмотрев вот эти перышки. (раздаю перышки каждому ребенку)
- Может быть, это перышки синички?
- Нет, они от большой птицы. От такой, у которой есть на теле и белые, и черные перья.
(рассматривая перышки, отмечаем их легкость, прочность – служат защитой от мороза)
- Перья сороки с красивым фиолетовым, зеленым отливом.
Загадка:
Верещюнья, белобока,
А зовут её… .сорока.
Вот она наша красавица! (ставлю иллюстрацию)
- Сравним её с синицей.
а) Больше, чем синица
б) Чем покрыто тело? (перышками)
в) Какого цвета перышки? (голова, шея, верх груди, под хвостиком, хвост и крылья – черные; грудь, брюшко, широкие полосы на плечах и крыльях – белые)
г) Какой у неё клюв? (треугольником, но не острый как у синицы)
д) Какие глазки? Где?
е) Какой хвост (очень длинный)
ж) Сколько лапок, и какие? (Коготки меньше загнутые, лапки больше)
Физминутка: (дети выполняют движения по тексту)
Прилетели птички
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зернышки клевали.
2. Жизненные проявления (движения, звуки, пища)
1) Что умеет делать сорока? (летать, прыгать, важно ходить, оставляя следы-цепочку + + + + +)
2) Сороку можно узнать издалека по её длинному хвосту и разговору стрекотанию: СТР, СТР, СТР.
3) Но эта птица такая смышленая, что может подражать многим звукам.
4) Чем же угостим нашу гостью? Она всеядная, хотя летом предпочитает жуков, червяков, гусениц и яйца других птиц.
3. Местообитание и сезонная жизнь.
– Селится наша сорока на опушках леса, делает шаровидное гнездо из прутьев на ветках деревьев. Поэтому, наверное, и встречает нас в лесу первая и предупреждает об этом всех остальных птиц.
Загадка:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Итог. – Какая птица имеет черно- белый окрас перьев, как у березы?
- Какая птица в сказках и легендах приносит новости на хвосте.
«Сравнение воробья и вороны»
Цель: сравнить этих двух птиц по внешнему виду, поведению, местообитанию: найти различные и общие черты для всех птиц; продолжить воспитание чувства сострадания к зимующим птицам.
Оборудование: кормушка; иллюстрации синички, воробья, вороны.
Ход занятия.
1. Ребята, посмотрите, кто сидит на нашей кормушке? Синичка!
- А почему её так называют?
- Какую загадку про неё знаете?
«На зелененькую рубашку
Галстук черненький надели,
А на маленькую головку
Берет черненький одели»
- А вот ещё одна птица прилетела. – воробей
(Прилепляю на кормушку)
- А вот ещё прилетела важная черно серая птица, никого не боится.
(прилепляю на кормушку)
- Воробей такой же маленький как синичка, а ворона большая.
(синичка улетает)
- Рассмотрим воробья. Какая рубашечка у воробья? (спереди грудка серенькая, спинка коричневая, шапочка коричневая)
- Воробей очень подвижная птица – на месте не сидит, то прыгает по земле и по снегу, оставляя следы + + + + +
+ + + + + и при этом весело чирикает – ищет крошки, зернышки, семечки трав, с удовольствием клюёт семена березы.
- Ворона, птица крупная, важная. Одета в серую жилетку, а крылья, хвост и голова у неё черные. Летает ворона высоко в небе, расправив крылья и хвост, а если опускается на землю, то ходит важно переставляя лапки цепочкой + +
Ест ворона все подряд: и крошки, и семечки, и мясо, и сало, и червяков, а весной ворует из чужих гнезд яйца – она всеядна.
Игровое задание: «Продолжи»
Синькает… (синичка)
Стрекочет (сорока)
Чирикает… (воробей)
Каркает (ворона)
Физминутка – игра
На слова «воробьи летают» - дети имитируют птиц – машут «крыльями», бегают, «чирикают». «Прилетели вороны» - дети «каркают», руки за спину важно ходят, ставя ноги цепочкой. «Синички летают» - дети «синькают, машут «крыльями». «Прилетели сороки – дети имитируют сороку - «стрекочут». (повторяется несколько раз)
2. – Дети, а почему так назвали воробья?
Произнесем медленно во-ра-бей – вора-бей.
Загадки:
1. Черная птица меня не боится
моргает удивленно
и каркает…. (Ворона)
2. Маленький мальчишка
В коричневом пальтишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
2. Итог. Прослушивание пластинки «Воробей» - И. Тургенева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский сценарий "Лунтик и его друзья на Новогодней Ёлке".
Сценарий Новогоднего праздника для детей 3 - 5 лет. В гости к детям приходят любимые герои из мультфильма "Лунтик"...
Сценарий спортивного развлечения "Лучшие друзья на свете взрослые и дети"
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию быстроты, силу, ловкости, выносливости.,совершенствованию двигательных умений и навыков дет...
Сценарий спортивного праздника «Неразлучные друзья: Взрослые и дети». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки
Под музыку дети с родителями входят в зал парами. Идут по кругу обычной ходьбой, на пятках, на внешней стопе. Взрослый встаёт позади ребёнка и держит его за вытянутые руки – идут на носках.Перестроени...
«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий занятия по лепке:Друзья Ежика
Способствовать формирования умения самостоятельно изображать ежика, пользуясь знакомыми способами лепки...
Сценарий занятия в старшей группе: «Приключения кузнечика и его друзей на лесной полянке»
Сценарий занятия в старшей группе:«Приключения кузнечика и его друзей на лесной полянке»...
Сценарий занятия по робототехнике "Помощь друзьям роботам"
Сценарий занятия по робототехнике в подготовительной группе«Помощь друзьям роботам»Задачи:Расширять знания о робототехнике, программировании, закрепить знания, умения и навыки при ра...