«Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Модель образовательной деятельности может быть использована воспитателями по темам: "Лес", "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Образовательные задачи:
- Расширять представления и знания детей о деревьях, кустарниках и травах;
- Развивать способность наблюдать, описывать устанавливать причинно-следственные связи;
- Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Методические приемы: игровая мотивация, рассматривание, вопросы к детям, объяснение, рассказ, чтение стихов, дидактические игры.
Материалы и оборудование: картина с весенним пейзажем А. Грицай «Апрель в лесу», дидактическая игра «Правила поведения в лесу» на фланелеграфе, игра «С какой ветки детки», плакат «Растения леса», «Этажи леса», предметные картинки «Деревья», магнитное панно «Весенние цветы», модели дерева и кустарника.
Словарная работа. Активизация словаря по теме «Лес».
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций по теме, плаката «Правила поведения в лесу».
Модель образовательной деятельности.
I. Организационный момент. Чтение стихотворения С. Погореловский «Здравствуй, лес, зеленый лес…»
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
II. Сообщение темы и целей.
- Как вы думаете, куда можно отправиться, чтобы узнать много интересного о растительном мире - деревьях, кустарниках, травах, цветах, грибах и животном мире – зверях, птицах, насекомых? (предполагаемые ответы детей)
- Давайте сегодня мы с вами отправимся на экскурсию и постараемся увидеть изменения в весеннем лесу.
III. Беседа «Красота весеннего леса»
Рассматривание картины с весенним пейзажем. А. Грицай «Апрель в лесу»
- Посмотрите, как удивительно красив весенний лес.
– Давайте вспомним как пришла весна? (Стало ярко светить солнышко, снег стал таять, потекли ручьи, набухли почки, из почек появились листочки, выросла трава, распустились весенние цветы)
– А почему так много стало птиц? (Прилетели из тёплых краёв)
– Чем же так озабочены птицы неся в клювах солому, пушок? (Вьют гнёзда)
– Что ещё нам подарила весна? (Цветы – одуванчики, подснежники, зелёную траву, проснулись бабочки, жучки)
– Да, всё оживает вокруг. (Рассказ воспитателя “Весна пришла” Скрябицкого)
“Весна-красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки, овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.”
– Предлагаю вам побывать в таком чудесном, сказочном весеннем лесу?
– Давайте отправимся в лес на поезде, доедем до станции “Лесная”, где и совершим свою прогулку. (Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс, поют песню)
-Но тогда в путь!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре Полетели, закружились.
- Вот мы и добрались до станции «Лесная». Лес – это дом для растений и животных.
IV. Дидактическая игра «Можно - нельзя» на фланелеграфе
(правила поведения в лесу)
Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
- Чего нельзя делать, чтоб сохранить тишину, красоту и покой леса?
Предположительные ответы детей:
(Ломать ветки, разжигать костер, рвать цветы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор после себя)
- А что можно? (Кувыркаться в траве, ходить по тропинкам, любоваться красотой природы, собирать грибы, собирать ягоды, слушать пение птиц и другие звуки)
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
V. Рассказ педагога об этажах леса: деревьях, кустарниках, травах, цветах. (Рассматривание предметных картинок: деревьев, кустарников, трав, цветов)
Отгадаете загадку – узнаете, что растет в лесу.
Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)
- Давайте, вспомним, какие деревья растут в нашем крае?
(Дети называют деревья по предметным картинкам)
- В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Во время цветения дерева к нему летят пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (ЛИПА)
- Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зелёные круглый год. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (ЛИСТВЕННИЦА)
- Дотронься летом до ствола этого дерева, он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (БЕРЁЗА)
- Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (ВЯЗ)
- «Красавец» – так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево-богатырь, дерево-долгожитель. (ДУБ)
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают многие музыкальные инструменты. (КЛЁН)
- Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)
- Сверху листья этого дерева зелёные, а снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать и переворачиваются, дерево становится то зелёным, то – серым, говорят «переодевается». (ОСИНА)
- Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (ЧЕРЁМУХА)
- Сосна и ель –вечно зеленые хвойные деревья.
- Если в лесу растут одни ели и сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (хвойный).
- Лес в котором растут сосны или ели называется (бор) т. е. сосновый бор, еловый бор.
- А если в лесу растут деревья, у которых есть листья, как мы назовём такой лес? (лиственный).
- Лес в котором растут берёзы называется березовый лес или березовая роща.
- Дубовый лес называется – дубрава.
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (смешанный).
- В лесу растут кустарники, давайте назовем их. (Калина, орешник (лещина), шиповник, смородина, крушина, сирень.)
- Отгадаете загадку – узнаете, что еще растет в лесу.
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она их главная еда. (Трава.)
-В лесу, где стоят высокие деревья – прохлада и тень, а в местах, где ярко светит солнце растёт много разных цветов и трав.
- Какие травы растут в лесу?
- Какие весенние цветы вы знаете? (по магнитному панно)
- Растут в лесу мхи, грибы, ягоды.
- Как вы думаете, для кого лес это дом?
IV. Физкультминутка «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли и немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,
А потом все дружно встали, великанами все стали.
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
V. Дидактическая игра «Части дерева» (кустарника) по модели.
- Давайте вспомним из каких частей состоит дерево.
- Какая часть у дерева в земле? (Корни).
- Для чего дереву нужны корни? (Они поглощают воду и питательные вещества из почвы, удерживают дерево).
- Как называется эта часть дерева? (Это ствол.)
- Какую функцию выполняет ствол? (По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям).
- Что отходят от ствола? (От ствола отходят ветки.)
- Что появляется весной на ветках? (Появляются листья.)
- Как вы думаете, что выделяют листья? (кислород, а поглощают свет)
-Когда листья падают, что происходит? (гниют, образуют питательные вещества для дерева).
- Из листьев и веток получается крона.
- У деревьев есть еще цветы и плоды.
VI. Дидактическая игра «С какой ветки детки»
- У всех деревьев разные листья и плоды.
- Давайте угадаем с какого дерева листья и плоды.
(Дети определяют принадлежность листьев и плодов к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
VII. Чтение стихотворения «Лес дремучий, до свиданья!»
- Пора возвращаться в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полон сказок и чудес!
VIII. Итог.
- Где мы сегодня побывали?
- Что интересного о лесе узнали?
- В какие игры играли?
- Как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
Литература.
А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир», занятие №28, стр. 171-174
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-436962-1397486766.jpg)
"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.
Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774826-1459255689.jpg)
Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"
Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-302205-1380035365.jpg)
«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп
«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-728069-1614189256.jpg)
Сценарий весеннего развлечения в первой младшей группе совместно с родителями "Путешествие в весенний лес"
1.Цель мероприятия.2.Задачи.Материалы.4.Ход развлечения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-237209-1546853220.jpg)
Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»
Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята отправились на веселом паровозике в весенний лес!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-89975-1610396436.jpg)
Сценарий весеннего развлечения для детей второй младшей группы с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Путешествие в весенний лес"
Данный материал поможет в работе музыкальным руководителям доу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974234-1510847472.jpg)
Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"
Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...