Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кальченко Галина Петровна

Этот материал поможет сформировать у детей познавательный интерес к миру,показать разнообразие и красоту Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_afriku.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе

Задачи:
Познакомить  детей с климатическими зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли),.

  Расширить знания  о некоторых растениях  и животных материка

  Формировать представление о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Расширять и обогащать   словарный запас детей.

Развивать логическое и образное мышление, внимание, воображение.

Воспитывать интерес к природе. 

Оборудование:глобус,карта Африки, три банки с водой,наутбук,волчок,гуашь белая и черная,картинки

Предварительная работа:чтение энциклопедий об Африке,загадывание загадок,проведение с/р игры «Зоопарк».просмотр презентации.

Ход:

В.Ребята,на какой планете мы живем?

Дети:мы живем на планете Земля.

В.Посмотрите какая она огромная(показываю глобус) и так хочется побывать в самых дальних уголках ее уголках.Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие,а подсказал мне его один сказочный герой.Послушайте загадку

Лечит маленьких  детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, добрый доктор Айболит.

Ребята,а какой автор придумал  такого чудесного доктора Айболита.

Дети:Такого чудесного доктора придумал К.И.Чуковский.

В.Сколько раз мы читали эту замечательную книгу и даже знаем наизусть некоторые строки.А вот послушайте такие строки:

Мы живем на Занзибаре

В Калахаре и Сахаре,

На горе Фернандо-по ,

Где гуляет Лимпопо

Кто из вас знает,что такое Калахара , Сахара,Лимпопо?

Дети:пустыни,река.

В.А где это находиться?

Дети:Это находится в Африке

В.А что вы знаете об Африке?

Д:Там очень жарко,здесь никогда не бывает зимы,там живут слоны,жирафы,обезьяны,растут бананы,кокосы.

В.Этот континент похож на огромный треугольник.Со всех сторон он омывается морями и океанами.Жители этого континента никогда не видели сверкающую белизну снежных полей,сказочную красоту осенней природы,нежный аромат цветущих весной деревьев.

Хотите отправиться в Африку?

Дети:хотим

В.А на чем можно путешествовать?

Дети:на корабле, самолете.

В.Я предлагаю совершить путешествие на сказочном ковролете «Чунга-чанга»

Командиром ковролета буду я,а вы мои пассажиры.Курс –Африка.

В.Ребята ,а что мы должны не забыть с собой прихватить.

Дети:головные уборы и воду.

В.Почему?

В.Потому что там жарко.

В.Ну что ж, проходите на наш ковролет(ковер).Приготовились:5 4 3 2 1-полетели (включаю музыку).Африка находиться не близко.Держитесь крепче.Вот мы пролетаем над нашей Родиной.Как она называется?

Дети:Россия

В.Как она богата лесами,полями,реками,озерами.А вот и Африка.(показываю карту)Какая она разноцветная.Какой цвет преобладает на карте?

Дети:желтый

В.Правильно,потому что в Африке большое пространство занимают пустыни и полупустыни.

В.Какие цвета вы еще видите?

Дети:желто-зеленый

В.Это равнины,поросшие высокой травой.Когда идет дождь ,она зеленая,но как только пригреет солнце трава сразу же желтеет.Такие равнины назыают саванной.

А зеленым цветом окрашен тропический  лес.Или по –другому его называют джунгли.

В так что такое джунгли?

Дети отвечают

Здесь растет высокая трава бамбук.Огромные деревья высотой с десятиэтажный дом,с их веток,как серпантин  с елки свисают лианы.Здесь водятся разные насекомые,тропическиептицы,обезьяны,змеи.Здесь всегда жарко и влажно.

Вот видите какая она разная.Ребята,Африка удивительный край и каждый может здесь стать волшебником.Сейчас я вам покажу фокус,а вы мне в этом поможите.(показываю

Баночки)Какая  в них вода?

Дети(прозрачная)

В.Ты вода прозрачная,ты вода студеная стань как африканские джунгли.А они какие?

Дети:зеленые,непроходимые,густые)

1,2,3-(взбалтываю)зеленеет.

В.Ты вода студеная,ты вода прозрачная стань  как африканский песок

А он какой?

Дети:желтый,мелкий,горячий.

В.Что-то жарко стало.Выпьем воды(имитируют).

В.Ребята давайте найдем на карте пустыню Сахара.(находим)Дети,это самая большая пустыня на Земле.Это настоящее песчаное море с волнами-барханамиТемпература воздуха здесь достигает 70гр,в песке даже может свариться яйцо.Иногда здесь бывает дождь,но что же происходит с водой?Давайте посмотрим

Опыт.(лью на песок,вода просачивается через песчинки и оседает внизу.

Поэтому у растений пустыни очень длинные ветвистые корни,а вместо листочков-иголки.Это верблюжьи колючки,солянки (показываю)

В.Ребята,посмотрите на это растение.Кто знает как оно называется.?

Дети:Кактус

В.Правильно,его родина-Африка.У нас он стал комнатным цветком.Это многолетнее растение с утолщенным мясистым стеблем,покрытым колючками, волосками,щетинками.Плоды у большинства кактусов ягодообразные и съедобные.Есть еще одно интересное растение пустыни это -баобаб . У него есть  одна особенность-ствол толстый и мягкий,как губка.Это дерево растет будто вверх ногами.Посмотрите куда смотрят голые без листьев ветки(показываю). Возраст некоторых баобабов достигает 2000 лет.Его мягкий ствол защищает блестящая кора.

Из животных здесь водятся грызуны,тушканчики,песчанки,змеи,черепахи,лисицы-феники(показываю)

В.А как вы думаете,кого называют кораблем пустыни?

Дети:верблюда.

В.Ачто вы знаете о нем?

Дети :У него есть горбы.Он ест колючки.

В.Верблюд-домашнее животное.Он прекрасно переносит жару и длинные переходы.Все припасы верблюд носит на себе.Бывают одногорбые и двугорбые верблюды.Вгоррбах они носят около 100 кг жира,который служит ему и пищей и водой.Недаром после долгих переходов у него горбы свисают,как пустой мешок.А ,когда в пустыне поднимается буря,ноздри верблюда закрываются и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему не увязнуть там,где буксуют самые современные вездеходы.(показываю )

Кроме того верблюжье молоко намного полезнее коровьего и козьего.

Физминутка

 (пройдитесь ,как корабли пустыни)

В.Ребята,а что это за голубые нити  на карте.

Дети:это реки

В:правильно.И самая величайшая по протяженности в мире река Нил.Здесь водятся крокодилы,встреча с которыми очень опасна.Есть здесь реки и поменьше.НапримерЛимпопо.А ведь именно здесь мы можем встретить всех зверей,которых лечил доктор Айболит.Акаких зверей лечил Айболит?

Дети: Бегемота, тигрят, страусят и других

ВРебята ,а хотите увидеть животных,обитающих в саванне и джунглях.Тогда садитесь поудобнее

Просмотр видео о животных Саванны

Физминутка:

 В джунгли мы пришли и жирафа нашли,приседай,приседай,жирафа травкой угощай.

В джунгли мы пришли ,крокодила нашли,ты не спи ,не зевай пасть пошире раскрывай.

В джунгли мы пришли и слона там нашли,он ушами хлопает и ногами топает.

В.Ребята,вы увидели,как много животных населяют Африку.Одни из них хищники,а другие травоядные.А что значит хищники?А что значит травоядные?Давайте поиграем,Я буду показывать животных и если это травоядные вы будете хлопать,а если хищники-топать.Игра «Не ошибись»

В.Ребята,а вы обратили внимание на то,что многие африканские животные имеют интересную окраску.Тигр-полосатый,жираф,леопард-пятнистые.Для чего это животным?

Дети;прятаться.

В.Маскироваться.Повторите это слово.Для одних спасаться,а для других охотиться.

Вот представьте ,если бы тигр был белый.Да его бы все увидели и целый день тигр ходил бы голодный.А так он лежит в траве :темные полосы тени деревьев,желтые –блики солнца.

А вот зебре зачем морская тельняшка-полоски белые и черные.Вряд ли они маскируют зебру.Наоборот она видна издалека..

Давайте проведем эксперимент.Возьмем волчок.Какого он цвета?

Дети:в черную и белую полоску.

В :запустим волчок.Что мы увидели?

Дети: волчок стал одного цвета

В.Произошло смешение цветов

В.Вот и зебра хорошо видна пока не движется.Но стоит ей побежать ,происходит смешение цветов черного и белого.давайте попробуем смешать белую и черную краску

(смешиваем).Какой получился цвет?Этим же и занимается природа,только не кисточкой ,а движением.Побежала она, почуяв опасност,ь и вдруг исчезла,смешались у нее черные и белые полоски и привратились в серое облачко.

В.А сейчас поиграем в игру «Угадай на вкус»(кладу в рот по кусочку банана)

Дети Это банан.

В.Правильно.Банан –травянистое растение ,которое плодоносит один раз в год и дает до 300 плодов,которые размещаются на одной грозди.(показываю).

В :Ребята ,мы совершили путешествие по всему континенту.узнали много интересного,но нам пора возвращаться домой,занимайте места на нашем ковролете.(музыка)летим,возвращаемся в группу.

В .Ребята,посмотрите,что это у нас здесь находится?Давайте прочтем.

(Дети читают: фото – студия)

В.: - Здесь мы сможем напечатать свои фотографии.

В.:- Ребята, я предлагаю вам всем вместе напечатать большую фотографию. Хотите? (Ответы детей)

В: - Тогда проходите к столу.

(Дети все вместе выполняют коллективную работу: коллаж «Путешествие в Африку»).

Коллаж:

1. Распределить и наклеить вырезанные картинки;

2. Напечатать с помощью печатей, вырезанных из картофеля, фигурки животных.Совместное рассматривание картины:

Куда мы с вами путешествовали?

Какую часть Африки вы изобразили?

Кого из животных вы напечатали на фотографии?

Понравилось ли вам путешествие?

В: - Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Большое вам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе " Путешествие в Африку".

Цель: уточнить представления детей об органах чувств человека, их функциях.Задачи: дать детям знания о том, что у человека есть пять органов чувств(слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), с помощью к...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Подарок из Африки». для детей подготовительной к школе группы с ЗПР.

Цель: расширение и уточнение  представлений у детей  знаний о животных жарких стран, их образе жизни в окружающей среде....

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: " Путешествие в Африку" для детей старшего дошкольного возраста

Формировать у дошкольников представление о географическом расположении Африки, о взаимозависимостях животного мира и климатических особенностях среды обитания....

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по Африке"

Конспект  НОДпо познавательному развитиюв подготовительной логопедической группе«Путешествие по Африке»...

Конспект занятия по познавательному развитию №17 в подготовительной группе «Путешествие в Африку»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе  «Путешествие в Африку»...

Конспект оод по познавательному развитию "Природные зоны Африки"

Материал по сложной теме для детей "Природные зоны Африки" преподнесён в интересной и доступной форме ....