Статья "Удивительные улитки"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организация экологической среды в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание детей через приобщение к природе. | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Симанькина А.А., воспитатель;
Дремова Е.А., воспитатель
ГБОУ Школа №883 г.Москва
Удивительные улитки
Неиссякаемым источником разнообразных ощущений у детей дошкольного возраста является природа. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский подчеркивал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь и открыватель мира. Очень важно поддержать и сохранить первые наиболее яркие детские впечатления, и опираясь уже на них, научить детей видеть красоту и разнообразие природы.
Это возможно, лишь в том случае, если у ребенка возникает живой интерес к объектам природы.
В связи с этим перед воспитателями дошкольных учреждений встает проблема по организации экологической среды в группе. Ребенка должна окружать разнообразная природная среда. О необходимости ее организации говорила Е.И.Тихеева, отмечая, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей».
Мы заметили, что дети нашей группы, на прогулках с интересом рассматривают муравьев и червячком, испытывая к ним огромный интерес. И поэтому, когда родители одного из воспитанников предложили нам взять в группу улитку Ахатину, мы сразу же согласились. Дети были в восторге и дали ей имя Турбо. Они заинтересовались улиткой и стали задавать очень много вопросов.
- Где живут такие огромные улитки?
- А какие бывают еще улитки?
- А зачем улике рожки?
- Есть ли у улитки зубы?
- Почему улитки прячутся в свой домик-раковину?
С этой целью мы организовали в группе проектную деятельность по изучению и наблюдению за жизнью улитки, условиях обитания, особенностью их жизнедеятельности.
Целью нашего проекта стало создание в группе познавательной среды, благодаря которой происходить разностороннее развитие ребенка.
Мы поставили перед собой определенные задачи:
- Дать детям представление о строении, условиях обитания улиток;
- Научить детей правильно ухаживать за улиткой, чтобы не причинить ей вреда;
- Вырастить улитку максимально большого размера;
- Вырастить потомство, наблюдая и фиксируя все стадии развития улиток;
- Сформировать в ребенке бережного отношения к объектам живой природы.
Одним из методов обучения мы выбрали – наблюдение. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.В группе нами был организован цикл наблюдений за улиткой.
В своей работе мы применяли разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частную смену и различные формы совмещения с игрой и художественным творчеством. По мнению Т.С.Комаровой, включение в тематику изобразительной деятельности предметов и явлений природы стимулирует детское творчество, обогащает его новыми формами, формирует интерес к окружающей среде и закладывает основы бережного отношения к природе.Большую роль в изучении играл и сенсорный опыт детей. Поэтому мы использовали самые различные ситуации – уточняли с ребятами форму, цвет, размеры, сравнивая больших и маленьких улиток, улитку и черепаху, тем самым способствуя познавательной активности детей и самостоятельности в принятии решений.
В систему работы с детьми мы включали разнообразную деятельность с литературными произведениями (сказки, стихи, загадки): дети их слушали, инсценировали, учили стихи наизусть.
В своей группе мы организовали совместно с родителями воспитанников выставку поделок «Такие разные улитки» тем самым привлекая родителей к совместной деятельности.
Наблюдение № 1
« Кто живет в аквариуме»
Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к улитке, желание наблюдать за ней.
Расширять и уточнять представления детей о разновидностях улиток (сухопутные и речные, морские, озерные и морские). Ввести понятие «моллюски». Где их можно встретить. Чем похожи и в чем различия сухопутных и водных моллюсков. Рассказать и показать родину нашей улитки Ахатины.
Словарь: моллюски, Ахатина, раковина, спираль.
Чтение художественной литературы. С. Баруздин «Улитка».
Художественное творчество (рисование) « Друзья Турбо»
Наблюдение №2
« В каких условиях живет улитка Ахатина»
Цель: формировать у детей представления о том, какие условия нужно создать улитке, чтобы ей жилось комфортно. Каким образом,возможно, улучшить условия жизни улитки. Уточнить представления детей, что условия жизни улитки - это не только пища, но и помещение, в которой она находится. Помещение должно быть просторным, с укрытием, так как улитка Ахатина ночной моллюск, любит влажную почву. Как ухаживать за улиткой Ахатиной.
Воспитатель предлагают детям понаблюдать, как чистить стекла, менять грунт, опрыскивать улитку водой. Воспитатель организует совместный с детьми осмотр помещения, в которой живет улитка Турбо, и практическую деятельность по улучшению условий жизни.
Наблюдение №3
«Выпускаем улитку в группе» (для самостоятельного наблюдения).
Цель: учить дошкольников замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, какие совершает действия, как передвигается. Правильно понимать поведение улитки, определять ее самочувствие. Затем рассказать воспитателю о своих наблюдениях.
Художественное творчество. Лепка «Улитка Турбо».
Наблюдение № 4
«Измеряем рост и вес улитки»
Цель: Выяснить рост нашей улитки.
Художественное творчество «Улитки на поляне».
Наблюдение №5
« Строение улитки»
Цель: уточнить представления детей об особенностях внешнего облика улитки Ахатины, строении их тела.
Художественное творчество. Аппликация «Домик для улитки».
Наблюдение №6
«К нам в гости пришла черепаха Кира»
Цель: учить детей замечать характерные особенности строения, размер, окраску, форму панциря и раковины, учить приемам сравнения. Задание детям: Сравнить строения тела черепахи и улитки. В чем сходства и различия. Игра «Найди отличия».
1. Особое строение панциря черепахи и раковины улитки.
2. Кто быстрее ползает.
3. Чем отличается улитка от черепахи (голова, ноги, глаза, нос).
Художественное творчество. Лепка «Черепаха».
Чтение художественного произведения: Маша Трауб « Про Улитку и Черепаху».
Наблюдение №7
« Кто откладывает яица?»
Цель: Формировать представления, что улитки рождаются из яиц. Уточнить представления детей кто еще из представителей фауны появляется из яиц, кроме птиц.
Чтение художественного произведения: Н.Сладков «Три яичка».
Наблюдение №8
«Слышат ли улитки»
Цель: дать детям представления о том, что улитка не слышит.
Воспитатель, рассматривая с детьми улитку Ахатину, спрашивает, есть ли у нее уши. После отрицательных ответов, предлагает проверить, слышит ли улитка. В полной тишине дети по очереди звонят в колокольчик, бубен и наблюдают за улиткой. Обнаруживают, что улитка не реагирует на звуки. Значит, не слышит, делают вывод дети.
Чтение художественного произведения « Улитка и кузнечик».
Наблюдение № 9
« Что и как ест улитка»
Цель: уточнить представления детей о разнообразии корма, который следует давать улитке.
Улитка Ахатина травоядный моллюск. Питается фруктами и овощами. В рационе улиток также необходим белок. Поэтому в корм надо добавлять протертую яичную скорлупу.
Воспитатель ставит перед улиткой широкую тарелку с овощами и фруктами (банан, огурцы, виноград, яблоко, кабачок). Предлагает детям, тихо наблюдать какой корм улитка выберет первым. Наблюдения проводятся каждый день. В ходе наблюдений дети выясняют, какой фрукт или овощ нравится улитке больше, чем другие.
В ходе наших наблюдений мы выяснили, что банан улитка Турбо любит больше, чем другие предложенные овощи и фрукты.
Настольно-дидактические игры: «Фрукты и овощи», Лото «Овощи и Фрукты», «Парочки».
Наблюдение № 10
« Есть ли у улитки враги?»
Цель: уточнить знания детей, есть ли враги у улиток. Кто, из представителей животного мира, представляет угрозу улиткам (мыши, ежи, жуки, жабы, лягушки, птицы, кроты, скунсы, ящерицы)?
Наблюдение № 11
« Улитки-малыши»
Цель: наблюдение как рождаются улитки-малыши. Уточнить представление детей о том, что улитки рождаются без раковины. Раковина у улитки отрастает по мере роста самой улитки. Наблюдать и измерять рост малышей-улиток.
Дети нашей группы теперь знают, что улиток вида Ахатина можно содержать в качестве прекрасных домашних животных, поддающихся приручению. Они не вызывают аллергию и требуют самый минимальный уход. В процессе исследовательской деятельности дети научились задавать и логично отвечать на поставленные вопросы, сравнивать и анализировать, получили новые знания об улитках, об их содержание и уходе. Нам удалось заинтересовать не только детей, но и родителей, в результате чего многие обзавелись новыми домашними питомцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Улитка, улитка»
Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Улитка, улитка»Программное содержание:1. Развитие мелкой моторики рук и кистей;2. Вызвать интерес у детей интерес к лепке;3. Учить лепить улитку путем св...
Конспект занятия по пластилинографии "Улитка , улитка, выпусти рога" в младшей группе
Конспект занятия по пластилинографии " Улитка , улитка, выпусти рога"Тема занятия: «Улитка, улитка, выпусти рога»(образовательная область «художественное творчество, познание»Цели занятия:1.Продолжать...
улитка, улитка высуни рога.....
Лепка с детьми раннего возраста....
"Улитка, улитка, выпусти рога"
Цель: формирование творческих способностей детей в процессе работы с пластилином.Задачи:Обучающие:Создавать условия для развития творческой активности детей;Формировать интерес детей к изображениям пр...
Конспект НОД в первой младшей группе лепка «Улитка, улитка, высунь рожки»
Конспект НОД в первой младшей группе лепка «Улитка, улитка, высунь рожки»...
Проект "Улитка, улитка, высуни рога!"
Краткосрочный познавательно- исследовательский проект....