Познаём мир вместе.Свойство стекла и пластмассы.
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
1. Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.
Стекло – гладкое, твердое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное.
Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая.
2. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя.
3. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.
4. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_svoystvami_stekla_v_starshey_gruppe.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство со свойствами стекла и пластмассы в старшей группе.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.
Стекло – гладкое, твердое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное.
Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая.
- Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя.
- Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.
- Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.
Наглядный материал: предметы из стекла и пластмассы у воспитателя, по одной стеклянной и пластмассовой пластинке у каждого ребенка на столе.
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает на отдельном столе предметы из стекла и пластмассы на две группы: с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из пластмассы. Дети встают вокруг стола так, чтобы всем всё было видно.
- Ребята, посмотрите внимательно на предметы, которые лежат на столе. Скажите, что вы видите? (Дети перечисляют – стаканчики, пузырьки, игрушки и др.).
- Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (Предметы разные по цвету, по форме, по величине).
- Кто из вас догадается, по какому признаку я разделила все предметы на две группы?
- Чем похожи все эти предметы? (Воспитатель показывает на предметы, сделанные из стекла).
- Правильно, все эти предметы сделаны из стекла, они стеклянные. Стекло изобрели 5 тыс. лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.
Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов.
Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина.
- А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется?
- Правильно это пластмасса. Повторите все это слово – пластмасса. Послушайте какое это интересное слово. Оно состоит из двух слов: пластическая масса. Пластическая – это значит мягкая. Если стекло делают из природного материала – песка, то пластмассу изобрели учёные-химики. Это искусственный материал.
- Как вы понимаете слово искусственный? (Не природный).
- Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы.
Воспитатель берёт в руки линейку из пластмассы.
- Эта линейка из пластмассы. Её можно немного согнуть. (Сгибает).
- Посмотрите, я её отпускаю и она снова выпрямляется, принимая свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать?
- Верно, этот материал мягкий, упругий. Повторите все это слово – упругий. Какой ещё материал обладает таким свойством? (Резина).
- У вас на столе лежат стеклянные пластинки. Возьмите их в руки, попытайтесь согнуть. Получилось? (Нет). Значит, если пластмасса материал мягкий, то стекло какой материал? (Твёрдый).
- У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет). Значит, какое у них общее свойство? (Дать возможность детям подобрать подходящее слово).
- Стекло и пластмасса - материалы водонепроницаемые, т.е. вода сквозь них не проникает. Повторите это трудное слово.
- Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства?
- Проведите ладонью сначала по стеклянной пластинки, а потом по пластмассовой. Что можно сказать о поверхности стекла и пластмассы? (Стекло и пластмасса гладкие).
- Теперь положите на одну руку стеклянную пластинку, а на другую – пластмассовую, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой материал тяжелее? (Стекло тяжелее, чем пластмасса).
- А сейчас приложите руку сначала к стеклянной пластинке, а затем к пластмассовой (показать обследовательское действие). Какая пластинка холодит руку? (Стеклянная). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса. Пластмасса теплее, чем стекло.
- Кто знает, что произойдет, если стеклянный предмет уронить на пол, он разобьется?
- Правильно, стекло бьётся, значит, оно какое? (Стекло бьющееся, хрупкое, непрочное).
- А если я уроню пластмассовый предмет (роняет), он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? (прочный, не бьющийся). Пластмасса прочнее стекла. Повторите.
- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес. (Все эти предметы показать детям).
- Бывает такая прочная пластмасса, которая даже может заменить металл. Посмотрите и скажите, какие предметы можно сделать и из пластмассы и из металла? (Бидон, миски, тазик для стирки белья и т.д.).
- У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянную пластинку. Вы видите что-нибудь?
- А теперь посмотрите через пластмассовую пластинку. Что-нибудь видно?
- Если через предмет видно, значит, он какой? (Прозрачный). А если через него не видно, то он какой? (Непрозрачный). Итак, стекло материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный. Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? (Оконное стекло, аквариум, электрические лампочки).
- Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать какие предметы из этих материалов можно сделать).
- Давайте ещё раз вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.
- Стекло и пластмасса водонепроницаемые, гладкие.
- Теперь я начну, а вы продолжите:
- стекло твердое, а пластмасса … (мягкая, упругая);
- стекло холодное, а пластмасса … (тёплая);
- стекло прозрачное, а пластмасса … (непрозрачная);
- стекло хрупкое, а пластмасса … (прочная);
- стекло тяжёлое, а пластмасса … (лёгкая).
- А сейчас кто-нибудь из вас начнет говорить о свойствах пластмассы, а продолжать будет тот, кому передадут вот эту пластмассовую игрушку.
Воспитатель даёт в руки игрушку первому ребенку. Он начинает, передавая игрушку следующему:
- пластмасса мягкая, упругая, а стекло … (твёрдое);
- пластмасса непрозрачная, а стекло … (прозрачное);
- пластмасса теплая, а стекло …(холодное);
- пластмасса прочная, а стекло …(хрупкое, бьющееся);
- пластмасса лёгкая, а стекло … (тяжёлое).
- Сегодня на занятии мы с вами познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов.
- Стекло это не только посуда, зеркала. Это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло – очень хрупкий материал. Но сейчас ученые сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолетов. И если в автобусе или автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди осколками не поранятся, так как от него не будет осколков с острыми краями.
- А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали. Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют. Поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их.
- Вот и вы, когда пойдете в школу, будите изучать науку химию и узнаете ещё очень много интересного и полезного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Свойства стекла и пластмассы"
Презентация к занятию...
Раздел программы "Познавательное развитие" Исследовательская деятельность тема ООД "История создания стекла и пластмассы"
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возраст...
Образовательная ситуация с элементами познавательного развития. Познание. Тема: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы». Старшая группа.
Материал предназначен для работы с детьми старшей группы....
Образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.Задачи:Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.Закрепить умение детей группировать предметы по общим пр...
Конспект занятия экспериментированию в старшей группе №2 «Журавлики» Тема мероприятия: Игры и опыты с водой - «Удивительный мир стекла и пластмассы»
Экспериментальная деятельность с водой....
Презентация к занятию по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы"
Презентация к конспекту занятия по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы" . С её помощью детям проще будет усвоить материал,...
Конспект к презентации , занятие в средней группе по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы"
Подробный конспект к презентации по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы" . Сопровождение каждого слайда поможет донести вс...