НОД "Магнитное поле Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Земля – магнит»
Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.
Задачи:
Обучающие
-помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах;
-активизировать словарь детей
Развивающие
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- развивать стремление к познанию через творческо – экспериментальную деятельность.
Воспитательные
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, умение работать в парах и группах.
Демонстрационный материал:
Глобус, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», магниты,
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Речевое развитие»
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Организационный момент:
- Дети входят в научно-экспериментальную лабораторию «Познавайки.к нам»
- Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;
Воспитатель:
- Заходит, держа в руках глобус. Ребята, вы знаете, что это такое? Вы же знаете, что наша планета круглая (посмотрите на глобус, это макет нашего земного шара), и люди населяют почти все места нашей планеты. И здесь, и здесь, и здесь… И мне интересно, почему люди, которые живут внизу не падают с Земли в открытый космос? (поставить игрушечного человечка вверху глобуса, а потом внизу). Вот это проблема, как же ее решить? (варианты ответов)
- На улице прекрасная весенняя погода, появляются листочки на деревьях, птицы летают в небе… и мне тоже очень захотелось полетать. Вот я подпрыгнула и… почему-то приземлилась обратно. Ребята, может у вас получится взлететь, давайте вместе подпрыгнем. Нет, не получается…Что же делать? (варианты ответов) Игра «Волшебный микрофон».
Я недавно познакомилась с профессором Наурашей, который так много знает о разных научных вещах. Давайте я и вас с ним познакомлю? Я вас приглашаю в нашу чудесную лабораторию.
Наураша.
1. О свойствах магнита. 2.О магнитном поле и полюсах. 3. Сравнение полюсов. 4. О магнитном поле Земли. 5. О свойствах немагнитных предметов
Так вот почему мы не падаем с Земли.
Воспитатель: Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?
Давайте подпрыгнем. Куда мы вернулись?…Это и называется – земное притяжение. А это хорошо или плохо, что мы примагничиваемся к Земле? (что хорошего и что плохого).
А сейчас я приглашаю вас в нашу опытную лабораторию для изучения свойств магнитов.
Игра «Битва магнитов»
Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.
Я предлагаю вам поиграть. Возьмем подставку со стойкой для кольцевых магнитов и наденем на нее поочередно сначала оранжевый, затем фиолетовый магниты. Что произошло?
Воспитатель: А теперь переверните один магнит и опять попробуйте примагнитить. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Почему так происходит? (Это подтверждает урок Наураши о том, что у каждого магнита есть свое магнитное поле)
Воспитатель: А вот интересно, если между магнитами положить какую-то преграду, он будет магнитить? (картон)
Действует ли магнит сквозь воду? Сквозь песок? (в стакан воды опустить скрепку и магнитом)
Воспитатель: А кто знает, где в нашей повседневной жизни используется магнит?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Все эти свойства магнитов используются в технике и в быту. В медицине.
Вот несколько примеров: магнитные налокотники, повязки, даже гантели.
Магниты используют в технике, они помогают поднимать тяжелые грузы на заводах. Магниты используются: в наушниках, телефонной трубке, телевизоре, компьютере, магнитофоне, даже пластиковые карточки записывают при помощи
намагничивания. В быту также используют магниты, например, для поддержки штор или на холодильник прикрепляют магниты с гербом города, знаком зодиака,
рекламные, фото. В группе нам магниты помогают поддерживать картины, мы выкладываем из них цифры, узоры. Есть магнитный конструктор, азбука. Магнитные игрушки встречаются и в киндер – сюрпризах.
Итог:
Воспитатель: Вы довольны своими экспериментами? Что вам понравилось сегодня делать? Давайте поделимся нашими знаниями с другими людьми: с родителями, с друзьями?
Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:
Я вчера летал в ракете
На далекой был планете.
Полетал и приземлился,
На Земле я очутился.
Из ракеты той друзья,
Самым первым вышел Я,
Потом выбрал я тебя.
(следующий ребенок говорит:
«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т.д.)
Дети парами уходят.
? | |||
? |
Предварительный просмотр:
Цель:
Расширять представления детей о космических объектах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли»;
Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно делать выводы;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции – умение слушать и слышать говорящего, задавать вопросы по существу, кратко и исчерпывающе отвечать на вопросы.
Материалы к занятию:
- аудиозапись
- видеокассета «Планета Земля»
- глобус
- плакат-схема «Строение Земли»
- схема «Магнитное притяжение Земли»
- магниты разной величины
- мячи резиновые и пластмассовые
- камни
- бумага
- мелкие предметы из разных материалов
- листы ватмана для записи детских ответов
Предварительная работа:
В данное время в группе идет реализация большого проекта «Этот загадочный космос». Изучены следующие подтемы проекта:
- «Вселенная»
- «Солнечная система. Планеты солнечной системы»
- «Земля – наш дом во вселенной»
- «Животные в космосе»
- «Первые космонавты»
- «Летательные космические аппараты»
По изученным подтемам реализованы мини проекты:
- выставка детских рисунков «Этот загадочный космос»,
- создан макет «Солнечная система»,
- оформлен стенд детских работ «О космосе»,
- работаем над созданием книги «Этот загадочный космос» - пишем фантастические рассказы, готовим иллюстрации,
- создание коллажа «Освоение космоса»
Мы посетили планетарий, тематические занятия в библиотеке
им. М. Горького «Космическое путешествие».
«Магнитное притяжение Земли» изучается в рамках данного проекта и является одной из тем, предложенных детьми.
Словарь:
Магнит, притяжение, магнитное притяжение.
Ход занятия:
I Вступительная часть
- Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».
- Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;
- Обращаемся к раннее предложенным детьми вопросам о космосе.
Воспитатель: «Ребята помните, когда вы задавали вопросы про космос, Алеша спросил:
-Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?
Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот очень интересный вопрос. Как вы сами думаете, почему люди не падают?
II Основная часть
- игра «Волшебный микрофон» (ответ на вопрос «Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?»)
Дети высказывают свои предположения, воспитатель записывает ответы на мольберте.
Воспитатель: «А сейчас мы вспомним строение нашей планеты Земля.
- просмотр фрагмента из видеофильма «Планета Земля»;
- вопросы для обсуждения просмотренного фрагмента:
- о чем рассказал нам фрагменты фильма?
- из каких частей состоит Земля?
- работа с плакатом-схемой «Строение Земли», повторение знакомого детям материала;
Дети называют части Земли и показывают их на плакате.
- рассказ воспитателя о ядре Земли и магнитном поле;
Воспитатель: «Ребята, а ведь именно ядру мы обязаны тем, что мы ходим по Земле и не падаем вниз головой. Мы с вами уже знаем, что ядро – это твердый шар, состоящий из раскаленного металла. Внутри ядра происходит движение частиц, за счет этого накапливается электрический заряд, в результате возникает магнитное поле.
- работа со схемой «Магнитное притяжение Земли»;
Воспитатель: «Магнитное поле устроено так, будто в центре планеты находится гигантский магнит. Невидимые силовые линии магнитного поля исходят из северного магнитного полюса и входят в южный. Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?
- Физкультминутка
Воспитатель: «Давайте вместе подпрыгнем вверх. Куда мы вернулись? А теперь прыгнем вперед – кто дальше?
- вопросы для обсуждения:
- Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю?
- От чего зависит дальность прыжка?
Дети высказывают свои предположения.
- воспитатель записывает вывод на мольберте;
Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.
- опыты с магнитом: а) все ли предметы притягивает магнит?
б) как магниты притягивают друг друга?
Детям предложены предметы из разных материалов – дерево, бумага, пластмасс, металл, резина, ткань и др.
- вопросы для обсуждения:
1) Какие предметы притягивает магнит, какие – нет?
2) Почему? Как вы думаете?;
- воспитатель записывает вывод на мольберте;
- игра «У кого быстрее» - опыты с предметами разной массы;
- вопросы для обсуждения:
1) Куда упали все предметы? Почему?
2) Предметы упали одновременно или нет?
3) Какие предметы упали быстрее?
4) Почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее?
Дети высказывают свои предположения.
- воспитатель записывает вывод на мольберте;
Воспитатель: «Магнитное притяжение Земли действует только в пределах атмосферы Земли. А что происходит с предметами за пределами земной атмосферы? Как вы думаете? Это будет наша следующая загадка, на которую мы постараемся найти ответ
III Итог занятия
Обсуждение с детьми нового, полученного в ходе занятия материала.
Дети получают в подарок игрушки с магнитами.
Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:
Я вчера летал в ракете
На далекой был планете.
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той друзья,
Самым первым вышел Я,
Потом выбрал я тебя.
(следующий ребенок говорит:
«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т.д.)
Дети парами уходят.
Используемая литература
- Большая книга «Почему»,
Москва, «Махаон», 2006г.
- Бурмистрова Л., Мороз В.
«Всемирная детская энциклопедия. Космос»,
«Эксмо», 2003г.
- Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И.
«Детская энциклопедия. Мир небесных тел»,
Москва, «Педагогика»,1972г.
- Левитан Е.П.
«Твоя вселенная»,
Москва, «Просвящение», 1995г.
- Нуриа Рока
Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля»,
Москва, 2006г.
- Стюарт Кларк
«Наша вселенная»,
«Махаон», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "
Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла: «Первое ратное поле Руси - «Куликово поле» дл...
Консультация для родителей «Землю, лес, поля и воду - будем беречь природу»
Консультация по экологическому воспитатнию для родителей...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Леса и горы и реки и поля – Всё называется – земля!».
Программные задачи: закрепить первоначальные представления детей о Крыме; сформировать представления о разнообразии крымской природы; способствовать осознанию единства живой и неживой приро...
Конспект занятия "Магнитное поле Земли"
Знакомство с понятием магнитное поле Земли, знакомство с компасом....
Конспект занятия "Магнитное поле Земли"
Знакомство с понятием магнитное поле Земли, знакомство с компасом....
Конспект занятия "Магнитное поле Земли"
Знакомство детей подготовительной к школе группы с понятием магнитное поле Земли, знакомство с компасом, с принципом работы компаса....