НОД "Магнитное поле Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Лукьянова Светлана Николаевна

С использованием цифровой лаборатории 'Наураша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД219.25 КБ
Microsoft Office document icon Карта НОД47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Земля – магнит»

Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.

Задачи: 

Обучающие

-помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах;

-активизировать словарь детей

Развивающие

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

- развивать стремление к познанию через творческо – экспериментальную деятельность.

Воспитательные

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, умение работать в парах и группах.

Демонстрационный материал:

Глобус, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», магниты,

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Речевое развитие»

Ход непосредственно – образовательной деятельности

Организационный момент:

- Дети входят в научно-экспериментальную лабораторию «Познавайки.к нам»

- Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;

Воспитатель: 

  1. Заходит, держа в руках глобус. Ребята, вы знаете, что это такое? Вы же знаете, что наша планета круглая (посмотрите на глобус, это макет нашего земного шара), и люди населяют почти все места нашей планеты. И здесь, и здесь, и здесь… И мне интересно, почему люди, которые живут внизу не падают с Земли в открытый космос? (поставить игрушечного человечка вверху глобуса, а потом внизу).  Вот это проблема,  как же ее решить? (варианты ответов)
  2. На улице прекрасная весенняя погода, появляются листочки на деревьях, птицы летают в небе… и мне тоже очень захотелось полетать. Вот я подпрыгнула и… почему-то приземлилась обратно. Ребята, может у вас получится взлететь, давайте вместе подпрыгнем. Нет, не получается…Что же делать? (варианты ответов) Игра «Волшебный микрофон».  

Я недавно познакомилась с профессором Наурашей, который так много знает о разных научных вещах. Давайте я и вас с ним познакомлю?  Я вас приглашаю в нашу чудесную лабораторию.

Наураша.

1. О свойствах магнита. 2.О магнитном поле и полюсах. 3. Сравнение полюсов. 4. О магнитном поле Земли. 5. О свойствах немагнитных предметов

Так вот почему мы не падаем с Земли.

Воспитатель: Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?

Давайте подпрыгнем. Куда мы вернулись?…Это и называется – земное притяжение. А это хорошо или плохо, что мы примагничиваемся  к Земле? (что хорошего и что плохого).

А сейчас я приглашаю вас в нашу опытную лабораторию для изучения свойств магнитов.

Игра «Битва магнитов» 

Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами. 

Я предлагаю вам поиграть. Возьмем подставку со стойкой для кольцевых магнитов и наденем на нее поочередно сначала оранжевый, затем фиолетовый магниты. Что произошло?

Воспитатель: А теперь переверните один магнит и опять попробуйте примагнитить. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Почему так происходит? (Это подтверждает урок Наураши о том, что у  каждого магнита есть свое магнитное поле)

Воспитатель: А вот интересно, если между магнитами положить какую-то преграду, он будет магнитить? (картон)

Действует ли магнит сквозь воду? Сквозь песок?  (в стакан воды опустить скрепку и магнитом)

Воспитатель: А кто знает, где в нашей повседневной жизни используется магнит?

Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Все эти свойства магнитов используются в технике и в быту. В медицине.

Вот несколько примеров: магнитные налокотники, повязки, даже гантели.

Магниты используют в технике, они помогают поднимать тяжелые грузы на заводах.  Магниты используются: в наушниках, телефонной трубке, телевизоре, компьютере, магнитофоне, даже пластиковые карточки записывают при помощи

намагничивания. В быту также используют магниты, например, для поддержки штор или на холодильник прикрепляют магниты с гербом города, знаком зодиака,

рекламные, фото. В группе нам магниты помогают поддерживать картины, мы выкладываем из них цифры, узоры. Есть магнитный конструктор, азбука. Магнитные игрушки встречаются и в киндер – сюрпризах.

Итог:

Воспитатель: Вы довольны своими экспериментами? Что вам понравилось сегодня делать? Давайте поделимся нашими знаниями с   другими людьми: с родителями, с друзьями?

Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:

Я вчера летал в ракете

На далекой был планете.

Полетал и приземлился,

На Земле я очутился.

Из ракеты той друзья,

Самым первым вышел Я,

Потом выбрал я тебя.

(следующий ребенок говорит:

«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т.д.)

Дети парами уходят.


http://chiromancy4free.ru/data/images/cone-hand.png

?

http://chiromancy4free.ru/data/images/cone-hand.png

 ?



Предварительный просмотр:

Цель:

Расширять представления детей о космических объектах и их свойствах.

Задачи:

Образовательные: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли»;

Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции – умение слушать и слышать говорящего, задавать вопросы по существу, кратко и исчерпывающе отвечать на вопросы.

Материалы к занятию:

  • аудиозапись
  • видеокассета «Планета Земля»
  • глобус
  • плакат-схема «Строение Земли»
  • схема «Магнитное притяжение Земли»
  • магниты разной величины
  • мячи резиновые и пластмассовые
  • камни
  • бумага
  • мелкие предметы из разных материалов
  • листы ватмана для записи детских ответов

Предварительная работа:

В данное время в группе идет реализация большого проекта «Этот загадочный космос». Изучены следующие подтемы проекта:

- «Вселенная»

- «Солнечная система. Планеты солнечной системы»

- «Земля – наш дом во вселенной»

- «Животные в космосе»

- «Первые космонавты»

- «Летательные космические аппараты»

По изученным подтемам реализованы мини проекты:

  • выставка детских рисунков «Этот загадочный космос»,
  • создан макет «Солнечная система»,
  • оформлен стенд детских работ «О космосе»,
  • работаем над созданием книги «Этот загадочный космос» - пишем фантастические рассказы, готовим иллюстрации,
  • создание коллажа «Освоение космоса»

 Мы   посетили   планетарий,  тематические   занятия  в  библиотеке

им. М. Горького «Космическое путешествие».

 «Магнитное притяжение Земли» изучается в рамках данного проекта и является одной из тем, предложенных детьми.

Словарь:

Магнит, притяжение, магнитное притяжение.

Ход занятия:

I Вступительная часть

- Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».

- Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;

- Обращаемся к раннее предложенным детьми вопросам о космосе.

Воспитатель: «Ребята помните, когда вы задавали вопросы про космос, Алеша спросил:

-Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?

Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот очень интересный вопрос. Как вы сами думаете, почему люди не падают?

II Основная часть 

  • игра «Волшебный микрофон» (ответ на вопрос «Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?»)

Дети высказывают свои предположения, воспитатель записывает ответы на мольберте.

Воспитатель: «А сейчас мы вспомним строение нашей планеты Земля.

  • просмотр фрагмента из видеофильма «Планета Земля»;

  • вопросы для обсуждения просмотренного фрагмента:

- о чем рассказал нам фрагменты фильма?

- из каких частей состоит Земля?

  • работа с плакатом-схемой «Строение Земли», повторение знакомого детям материала;

Дети называют части Земли и показывают их на плакате.

  • рассказ воспитателя о ядре Земли и магнитном поле;

Воспитатель: «Ребята, а ведь именно ядру мы обязаны тем, что мы ходим по Земле и не падаем вниз головой. Мы с вами уже знаем, что ядро – это твердый шар, состоящий из раскаленного металла. Внутри ядра происходит движение частиц, за счет этого накапливается электрический заряд, в результате возникает магнитное поле.

  • работа со схемой «Магнитное притяжение Земли»;

Воспитатель: «Магнитное поле устроено так, будто в центре планеты находится гигантский магнит. Невидимые силовые линии магнитного поля исходят из северного магнитного полюса и входят в южный. Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?

  • Физкультминутка

Воспитатель: «Давайте вместе подпрыгнем вверх. Куда мы вернулись? А теперь прыгнем вперед – кто дальше?

  • вопросы для обсуждения:
  1. Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю?
  2. От чего зависит дальность прыжка?

Дети высказывают свои предположения.

  •  воспитатель записывает вывод на мольберте;

Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.

  • опыты с магнитом: а) все ли предметы притягивает магнит?

                                      б) как магниты притягивают друг друга?

Детям предложены предметы из разных материалов – дерево, бумага, пластмасс, металл, резина, ткань и др.

   

  • вопросы для обсуждения:

1) Какие предметы притягивает магнит, какие – нет?

2)  Почему? Как вы думаете?;

  • воспитатель записывает вывод на мольберте;

  • игра «У кого быстрее» - опыты с предметами разной массы;

  • вопросы для обсуждения:

1) Куда упали все предметы? Почему?

2) Предметы упали одновременно или нет?

3) Какие предметы упали быстрее?

4) Почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее?

Дети высказывают свои предположения.

  • воспитатель записывает вывод на мольберте;

Воспитатель: «Магнитное притяжение Земли действует только в пределах атмосферы Земли. А что происходит с предметами за пределами земной атмосферы? Как вы думаете? Это будет наша следующая загадка, на которую мы постараемся найти ответ

III Итог занятия

Обсуждение с детьми нового, полученного в ходе занятия материала.

Дети получают в подарок игрушки с магнитами.

 

Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:

Я вчера летал в ракете

На далекой был планете.

Там обедал в синеве,

А под вечер был в Москве.

Из ракеты той друзья,

Самым первым вышел Я,

Потом выбрал я тебя.

(следующий ребенок говорит:

«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т.д.)

Дети парами уходят.

Используемая литература

  1. Большая книга «Почему»,

     Москва, «Махаон», 2006г.

  1. Бурмистрова Л., Мороз В.

     «Всемирная детская энциклопедия. Космос»,

     «Эксмо», 2003г.

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И.

   «Детская энциклопедия. Мир небесных тел»,

    Москва, «Педагогика»,1972г.

  1. Левитан Е.П.

«Твоя вселенная»,

Москва, «Просвящение», 1995г.

  1. Нуриа Рока

    Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля»,

    Москва, 2006г.

  1. Стюарт Кларк

    «Наша вселенная»,

    «Махаон», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»

         Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательного цикла:  «Первое ратное поле Руси -  «Куликово поле»   дл...

Консультация для родителей «Землю, лес, поля и воду - будем беречь природу»

Консультация по экологическому воспитатнию для родителей...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Леса и горы и реки и поля – Всё называется – земля!».

Программные  задачи: закрепить первоначальные представления детей о Крыме; сформировать представления о разнообразии крымской природы; способствовать осознанию единства живой и неживой приро...

Конспект занятия "Магнитное поле Земли"

Знакомство с понятием магнитное поле Земли, знакомство с компасом....

Конспект занятия "Магнитное поле Земли"

Знакомство с понятием магнитное поле Земли, знакомство с компасом....

Конспект занятия "Магнитное поле Земли"

Знакомство детей подготовительной к школе группы с понятием магнитное поле Земли, знакомство с компасом, с принципом работы компаса....