Вода и её свойства
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Занятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_i_eyo_svoystva.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

в подготовительной группе

на тему:

«Вода и её свойства»

Воспитатель:

Новикова Ольга Федоровна

Цель: Совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:  

Образовательные:

        - ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

        - уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

       - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

       - закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;

        - закреплять умение работать с незнакомыми растворами.

        - развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

        - активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

        - стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

        - воспитывать бережное отношение к воде.

        - воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Оборудование и материал: стаканы прозрачные пластиковые, сахар, соль, земля, речной песок, акварель, камушки, карточки с рисунками, : карточки с изображением капелек воды в разном состоянии.

Воспитатель:

- Ребята сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы представляете, что такое вода?  Для чего нужна вода?

(Ответы детей)

Никто и ничто не может обходиться из воды. Она необходима всем: одним - чтобы жажду удалить, другим что-нибудь полить, а хозяйкам - чтобы кушанья разные варить!

Вдруг вбегает тётушка Федора, небрежно одетая, в грязном в фартуке, босая с испачканными в саже – лицом, руками и ногами.

На её лохматой голове грязный платок. Она озирается по сторонам, мечется в разные стороны, спрашивает у ребят: не пробегали ли здесь тарелки, блюдца, кастрюли и сковородки. Она охает и причитает, от неё сбежал вся посуда.

Воспитатель:

- Ребята героиня какой сказки нам пожаловала в гости.

(Ответы детей)

Воспитатель спрашивает у Федоры

- Почему ты такой виде? Почему ты такая испачканная?

Федора:

- Я не люблю умываться, мыть посуду, и вообще было бы здорово, если бы ты совсем не было.  

Воспитатель:

-  Федора успокойся пожалуйста, оставайся с нами и мы вместе с ребятами постараемся помочь тебе разобраться зачем нужна вода и ты наверняка подружишься с ней. И твоя посуда к тебе вернется.  

- Ребята давайте подумаем, что будет, если вода исчезнет?  

- Зачем вода нужна растениям и животным?

- Что люди делают с водой?

 (Ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Вы все правильно сказали: любое живое существо не может жить без воды: растения нужно поливать водой иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, умываться, чтобы готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно животное существо не может обходиться без воды. Вот поэтому воду считают царицей на земле и на небе. Вода - царица всей природы!

- А знаете ли вы, где вода встречается на земле, и откуда вообще берут воду?

Вода есть на земле и под землей. На земле - это реки и ручьи, моря и океаны, озера и пруды. Под землей тоже течет вода - там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и с глубины поднимают ведрами воду.

Стихотворение М. Пожаровой «Колодец»

Воспитатель:

- В некоторых местах вода пробивается сквозь землю -тогда получается родник. Люди и животные знают, что родниковая вода самая чистая вкусная, поэтому приходят к роднику что бы напиться. Люди берегут родники. Я вам еще сказала что вода царица не только на земле, но и на небе.Почему я так говорю?

Стихотворение г. Ладонщенковой "В знойный день"

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете. что люди проводят различные опыты? Эксперименты? А вы хотите тоже ставить опыты? Тогда у нас будет своя лаборатория, я буду старшим лаборантом, а вы - моими помощниками. Сегодня и мы с вами проведем опыты с водой, узнаем о некоторых её свойствах. Садитесь по рабочим местам.

1-й опыт

. Как вы думаете, имеет ли вола вкус?

- Давайте попробуем воду в стакане на вкус. Какая вода на вкус?

(Ответы детей)

Дети устанавливают, что вода не имеет вкуса, вкус есть у компота, молока, сока. Предложить детям аккуратно перелить воду из одной банки в другую. Почему вода льётся? А что получилось бы если бы вода не была жидкой?

(Ответы детей)

Вывод: У воды нет вкуса. Вода жидкая может течь.

2-й опыт

Теперь насыпьте в одну баночку с водой ложку соли или сахара и размешайте её, а в другую баночку речной песок или землю. В какой баночке песок растворился. а в какой нет?

(Ответы детей)

Вывод: вода растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет.

3-и опыт

Предложить детям взять баночку с чистой водой и растворить в ней краску любого тёмного цвета. Затем положить в закрашенную воду камешек. Спросить, видят ли его ребята? Почему?

(Ответы детей)

Затем положить камешек в воду, в которой растворили речной песок. Почему мы видим камешек в этой воле?

(Ответы детей)

Вывод: вода прозрачная.

Воспитатель:

- Ребята, а что случилось бы, если бы вода в реках и озёрах не была прозрачной? Что случилось бы с жителями водоёма?

(Ответы детей)

4-й опыт

Предложить ребятам взять в руки по кусочку льда. Что происходит со льдом?  Почему?

(Ответы детей)

После того, как ребята вытрут руки об салфетки, спросить, почему руки стали сухими? Что случилось с водой?

(Ответы детей)

- А что случилось бы если бы вода не имела свойства испаряться?

(Ответы детей)

Вывод: лёд это твёрдая вода.

5-й опыт

Покатать ребятам термос. Спросить, что это? Для чего он нужен людям?

(Ответы детей)

Открыв крышку термоса обратить внимание детей на пар. Что это такое?

(Ответы детей)

Раздав баночки с горячей водой предложить детям накрыть баночки стеклом и посмотреть, что происходит. Что вы видите на стекле? Пар поднимаясь вверх собирается в капли на стекле. Значит, пар – это тоже вода.

Вывод: пар - это газообразное состояние воды.

Тётушка Федора:

- Ой, ребята, как у вас интересно. Я и не знала, что самая обыкновенная вода таит в себе так много неизвестного. Мне очень стыдно, что я не дружила с водой. Знаете, я сейчас же умоюсь и уберусь дома. А потом, если можно, я опять к вам приду.

Воспитатель:

- Я очень рада. что мы с ребятами смогли тебе помочь понять важность воды.

- А теперь я хочу, чтобы вы мне немного помогли. У меня перепугались картинки, и я никак не могу их разобрать.

Воспитатель предлагает детям три картинки на которых изображены следующие предметы: холодильник с сосульками, кран, из которого льётся вода в стакан, чайник на плите, а также три картинки с изображением капелек воды в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Предложить ребятам найти дома для каждой из капелек воды и объяснить свой выбор.

Возвращается тётушка Федора. Теперь она умыта, причёсана, одежда её чистая. С ней двое детей. Это "капельки воды" с которыми она подружилась во время купания.

Воспитатель:

Мы слыхали о воде.

Говорят, она везде.

l-я капелька:

 В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает

В лес туманом заползает.

2-я капелька:

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Воспитатель:

Мы её не замечали

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Все вместе:

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не на питься.

Воспитатель:

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить.

"Капельки" дарят детям книгу "Пьют ли рыбы воду?" Тетушка Федора предлагает детям попить чай с вареньем. т. к. она рада, что она подружилась с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Комплексное занятие во второй младшей группе. Чтение детям русской народной песенки «Водичка, водичка…». Знакомство со свойствами предметов и воды.

В детском саду много делается для воспитания здоровых и всесторонне развитых детей. В данном занятии я постаралась объединить  несколько направлений для развития наших ребятишек:  физи...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...