НОД по познавательному развитию. Тема "Юные экологи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сухарева Елена Кирилловна

Познакомить детей с профессией эколог, полезными ископаемыми, правильно называть разные явления природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с профессией эколог20.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Юные экологи»

Цели: Познакомить детей с профессией эколог, полезными ископаемыми, правильно называть разные явления природы, закрепить знания о днях недели.

Задачи: Иметь представления об охране окружающей среды и бережное отношение к природе, аргументируя своё мнение, делать выводы, самостоятельно выполнять задания.

Материалы: Камни,  банка с водой,  стакан, плотная  бумага, салфетки  , увеличительное стекло, , уголь, мелки, графит (карандаш) ,карточки с животными, птицами, растениями. Иллюстрации явления природы.

Интеграция  образовательных областей: « Познавательное, речевое, Художественно- эстетическое, социально- коммуникативное.»

 Ход занятия.

Орг.момент.                                                                                                                                                                         Понедельник и среда.                                                                                                                                                                Вторник и Суббота                                                                                                                                                                         Гномов этих имена,                                                                                                                                                                         Верю, помнит кто-то.                                                                                                                                                                            С этой сказкою, друзья.                                                                                                                                                                      Вы давно знакомы  Называется она …                                                                                                                                             (« Белоснежка и семь гномов »)

Ребята скажите. чем вы больше всего любите заниматься? (…..). Сегодня гномы пришли к нам в гости .                  ( Выставить силуэты гномов ).Это самые замечательные и любознательные гномики. Их интересует все на земле. Они очень любят планету Земля и бережно относятся ко всему. А имена у них по названию дней недели.

2. Гном по имени Понедельник хочет нам рассказать одну тайну ( достает стакан).                                                   -Что это ? ( стакан )                                                                                                                                                                    – В стакане что-то есть? Ничего нет, он пустой. – вы уверены в правильности своих ответов, может у вас есть другие предположения. В  стакане есть воздух. Это мы сейчас проверим.

Опыт №1 наливаем в стакан воду, накрываем плотной  бумагой. Что произойдет, если стакан перевернуть? Вода выльется. Давайте проверим !  Переворачиваю стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает. Почему вода не вытекает? Атмосферное давление не позволяет воде вытекать.                                            – А что такое воздух? Это то, чем дышат люди, растения, животные.                                                                                     - А теперь скажите, какой бывает воздух? Морозный, свежий, горячий, прозрачный, невидимый….

ОН прозрачный, невидимка,                                                                                                                                                    Лёгкий и прозрачный газ,                                                                                                                                                   Невесомою косынкой                                                                                                                                                                      ОН укутывает нас.

- Нам нужен воздух? Да нужен.                                                                                                                                                             –Зачем ? Чтобы дышать.                                                                                                                                                                         – Давайте проверим, закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Дышать трудно, можно задохнуться.                                                                                                                                                                                                           – А кому еще нужен воздух?  ( ответы детей).Воздух это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если не стало бы вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Всё живое бы погибло в палящих лучах солнца днем , и от космического холода ночью.

 Гном по имени Вторник, интересуется камнями. Где можно найти  камни? (В горах или у подножья, на берегу рек и морей.) Мы с вами недавно узнали что  горы богаты полезными ископаемыми ( показ на географической карте ) рассматривали разные камни.                                                                                                             –Первая комната черная, в ней хранятся горючие ископаемые, каменный уголь.                                                            – Вторая комната – соленая ,стены красноватые, хранится белая или цветная соль.                                                        – Третья комната железная и медная руда. Гномик Вторник любит проводить научные эксперименты. И сегодня , он приглашает вас в свою лабораторию.

Опыт №1 « Что видно на камне» Рассмотрите разные камни через увеличительное стекло. Что вы видите? ( Кристалики, трещены, узыры.)                                                                                                                                   Опыт №2 А вы знаете камни, которыми можно писать и рисовать? ( мел, уголь) Ими действительно легко рисовать на асфальте. Вам я предлагаю взять уголь и попробовать нарисовать на листочках ( дети пробуют, рисуют). А чем вы рисуете на бумаге ?  ( Карандашами)Если быть точным стержень карандаша изготовлен из темно – серого мягкого минерала – графит.                                                                                                 Опыт №2 « Тонет –не тонет» Что произойдет, если мы камень положим в воду? Может он плавать ?  Сравниваем , что не все камни тонут, А еще камни меняют свой цвет, они  становятся темнее.

Гномик по имени Среда любит наблюдать за животными и растениями, и искал ответы на свои вопросы. Жизнь леса – это жизнь как бы жизнь одной огромной семьи, где существуют свои порядки и законы. Все лесные жители строго подчиняются им, потому, что они зависят друг от друга и жить, без друг друга не могут. Они связаны между собой как бы цепочкой. Вот, например, какую роль выполняют растения?  (Выделяют кислород, украшают землю, многие  растения лечат не только животных, но и людей. Одни растения являются  кормом для животных, другие – дают полезные плоды людям.)

Задание. Составить цепочку питания.                                                                                                                                     Цепь1. Лиса- мышь- зерно.                                                                                                                                                          Цепь 2.Волк- заяц- кора дерева.                                                                                                                                             Цепь.3.- Цапля лягушка комар.

А теперь послушайте стихотворение  Б. Заходера  « Про всех на свете»

Все на свете нужны!                                                                                                                                                                              И мошки нужны, не меньше чем слоны.                                                                                                                             Нельзя обойтись без чудищ нелепых ,                                                                                                                                           И даже без хищников злых и свирепых!                                                                                                                             Нужны все на свете, нужны все подряд-                                                                                                                                    Кто делает мед, и кто делает яд.                                                                                                                                           Плохие дела у кошки без мышки,                                                                                                                                                    У мышки без кошки – не лучше делишки.                                                                                                                           Да! Если мы с кем-то не очень дружны,                                                                                                                                     Мы все-таки очень друг другу нужны.                                                                                                                                                 А если нам кто  нибудь  лишним покажется.                                                                                                                            Все-все на свете нужны!                                                                                                                                                                    И это все дети запомнить должны.

5. Физминутка. 

Гном по имени Четверг любит заниматься спортом и вам советует быть здоровым и сильными, а чтоб меньше болеть, что надо делать? Высказывание детей ( Надо много двигаться, закаляться, правильно питаться и т.д.) Теперь мы немножко отдохнем. Дети делают движения к словам.

Мы растём, растём, растем,                                                                                                                  Всё о мире узнаём.                                                                                                                                  Не обидим мы букашки,                                                                                                                    Гнёзд не разорим у пташки,                                                                                                     Муравейник сохраним,                                                                                                                 Ручейка не замутим.                                                                                                                             Мы деревья сохранили,                                                                                                                  Значит, жизнь себе продлили.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

6. Гном по имени Пятница не только любит природу, но и охраняет . бережет, старается приумножить. Хотя человек на земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Но из-за того , что человек сильнее. Он стал в некоторых местах причиной гибели природы.  В чем, мы это видим? Высказывание детей. ( Загрязнённые  водоёмы. Закопченный воздух, гибель многих животных и птиц .) Ребята скажите. Живые ли существа растения? Бывает ли им больно? Да ученые обнаружили, что растения тревожатся, если рядом ломают другое. Можно ли без слов увидеть, что дереву, кустику, цветку плохо? Конечно, если у тебя доброе сердце, и ты любишь помогать. Положи ладошку на сердце, Стучит? Значит, зовет помочь слабым! Пойдёмте, посмотрим, нужна ли помощь нашим комнатным растениям. Сначала  мы все следопыты, ищем, кому помочь, ставим отметку – флажок. ( Обращаем внимание на желтые листочки, на сломанные стебельки, на необходимость подкормить, требуется полив, подрыхлить землю или полить. ) После занятия мы поможем нашим комнатным растениям. А теперь вспомним правила, как вы должны бережно относиться к природе.

Задание .Объясните правило поведения в лесу.

- Не лови диких животных и не уноси их домой.                                                                                                                    –Не ломай веки деревьев и кустарников.                                                                                                                                    – Не лови насекомых.                                                                                                                                                                            – Не разоряй птичьи гнезда.                                                                                                                                                           – Не рви в природе цветов.                                                                                                                                                                – Не убивай лягушек и жаб.

 7. Гномик по имени Суббота, восхищается и радуется красоте природы. Мы тоже ежедневно с вами наблюдаем за природой. Гномику очень интересно. какие явления природы вы знаете? (Солнце радуга, ветер, дождь, гроза, снегопад, туман град. )

Задание . Гномик приготовил нам задание. Выберите только те явления природы, за которыми мы никогда не наблюдали. ( Извержение вулкана, шторм, землетрясение, наводнение, северное сияние.)

8. У гномика по имени Воскресенье был друг , а кто был другом ,  вы сейчас узнаете если отгадаете загадку.

Мокрый носик милый взгляд,                                                                                                                                                   Ушки домиком стоят.                                                                                                                                                                     Все зовут меня дружок.                                                                                                                                                       Догадались я щенок!                                                                                                                                                               Давайте мы покажем гномику, какие у нас умелые пальчику.

Задание. Изготовить оригами « Щенок»

1.Возьмите квадратик согните его по диагонали.                                                                                                                       2. Загните книзу правый и левые углы, это будут уши.                                                                                                               3. Загните верхний и нижний уголки назад.                                                                                                                                  4. Щенок готов. Нарисуйте глазки и носик.

Гномик очень рад, что вы справились .

Рефлексия.                                                                                                                                                                                                 - Что вам особенно понравилось на сегодняшнем занятии?                                                                                                    - Какие задания выполняли?                                                                                                                                                                – Назовите самое интересное задание.                                                                                                                                             – Вы бы хотели, еще раз встретится с Гномиками? Если вам понравилось, возьмите на память солнышко, а если что-то не понравилось – тучку.

Гномикам было очень приятно с вами работать. Они говорят до свиданья, до новых встреч юные исследователи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...