Ознакомление с окружающим "Лес наше богатство"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина.
Только слышно, как птицы поют да ветер шумит в ветвях деревьев. Говорит, в этом
лесу, в дупле большого дерева, живет Лесовик. Он знает всё о лесе и знаком со
всеми лесными жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_nashe_bogatstvo.docx95.53 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная

образовательная

деятельность.

Ознакомление с
окружающим для детей
подготовительной к школе


Лес наше богатство
Ознакомление с окружающим

Цель. Уточнять и расширять знания об окружающим мире. Воспитывать
бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов,
устанавливать их сходство и различие, видеть связь между условиями обитания
растений и животных и их внешним видом, повадками.

Ход занятия

Воспитатель. Представьте, что мы оказались в лесу. Как здесь красиво! Тишина.
Только слышно, как птицы поют да ветер шумит в ветвях деревьев. Говорит, в этом
лесу, в дупле большого дерева, живет Лесовик. Он знает всё о лесе и знаком со
всеми лесными жителями. Хорошо было бы его встретить. Он мог бы рассказать
нам много интересного. Давайте его позовём.

Дети зовут Лесовика. Выходит взрослый в костюме.

Лесовик.

Это я, седой старик,

По прозванью Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Лес, мой дом, для всех открыт.

Он резною крыше крыт.

Коль с добром пришёл в мой дом,

Чудеса увидишь в нём.

Я не один здесь живу, со мной друзья-растения и животные.

Есть у людей зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. Кто это?

(Дерево)

Воспитатель выставляет иллюстрации. Дети называют изображённые на них
деревья.

Лесовик. Чем деревья похожи между собой и чем отличаются?

Дети. У всех деревьев есть свои корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из
них растут листья - это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты
иголками (хвоёй), называются хвойными.

Лесовик. Случается, в лесу растёт какой-нибудь один вид деревьев. Как
называют лес или его часть, где растут только ели?

(Ельник.)

Лесовик называет деревья, дети - лес, состоящий из них: Берёза-
березняк(берёзовая роща), дуб-дубрава, осина-осинник, сосна - сосновый бор,
ольха-ольховник (ольшаник).

Лесовик. Назовите деревья, которые растут в лиственном (хвойном) лесу.
(Ответы детей.)

А как будет называться лес, в котором соседствует хвойные и лиственные
деревья! (смешено)

Что ещё растёт в наших лесах!


Проводятся дидактическая игра (Назови и Покажи). Дети рассматривают и
называют кустарники (багульник, бузина, орешник, жимолость), ягодные
кустарники (черника, голубика, брусника, костяника) и находят карточки с их
изображением.

Лесовик. Есть такая пословица (возле леса жить - голодному не быть). Чем же в
лесу можно полакомится! (ягодами, грибами). Какие лесные ягоды вы знаете?
(Землянику, бруснику, костянику, малину, чернику). А какие грибы можно найти
в лесу! (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, волнушки. Опята,
сыроежки, маслята.)

Грибы можно собирать вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более
пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Вкусный лесной чай можно заваривать, использовать побеги иван-чая, душицы,
зверобоя, листья малины, брусники, или черники. Все эти растения
лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?

Дети. Потому что они применяются при лечении разных заболевании.

Лесовик. Назовите растения, семена, кору, корни или плоды которых люди
используют для изготовления лекарств. Сначала деревья, затем кустарники и, на
конец, травы.

Дети. Деревья - сосна, липа, береза, дуб, пихта. Кустарники - малина, бузина.
Травы - тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник.

Лесовик. Среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые. Вороний
глаз, майник двулистный, ландыш радуют глаз своими красивыми плодами, но
брать их в руки и есть их нельзя.

Проводится разминка.

В лес гулять мы пошли,

(маршируют на месте.)

В брод ручей перешли,

(Шагают, высоко поднимая колени.)

Небывалой высоты
У ручья растут цветы.

(Поднимают руки, встают на носки, тянутся на вверх.)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

(Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо — влево.)

Крепкий беленький грибок
М положим в кузовок.

(выполняют приседания.)

Затем воспитатель предлагает составить предложения со словами и
словосочетаниями: сбор грибов, кузовок, лесная тропа, ручей и т.д.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Этот пальчик - по дорожке.

(Поочерёдно загибают и разгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - по тропинке.

Этот пальчик - за грибами


Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Их спугнул, но не обидел.

Птицы с шумом улетели.

(Встряхивают кистями.)

С ним играть не захотели.

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Лесовик. В нашем лесу много птиц. Назовите их.

Дети. Рябчики, глухари, дятлы, совы, клесты, кедровки, куропатки.

Провидится дидактическая игра «Зимующие - перелётные».

Дети поочерёдно называют птиц, находят карточки с их изображением и
размещают на панно по группам: зимующие (синица, снегирь, дятел, поползень,
клёст, глухарь, рябчик, тетерев.) и перелётные (скворец, ласточка, грач, кукушка,
журавль, лебедь.)

Лесовик. Молодцы! А теперь вспомните животных, обитающих в лесу.
Проводится игра «Изобрази животное».Воспитатель загадывает загадки о
животных. Ребенок, первым называвший правильную отгадку, изображает
животное и отвечает на вопрос:

  • Что ты делаешь в лесу?
  • Кого боишься?

Лесовик. Некоторые лесные обитатели опасны для человека. Энцефалитный
клещ может укусить и заразить человека опасной болезнью - энцефалитом.
Поэтому, отправляясь в лес, надо надеть куртку, брюки, закрытую обувь и
головной убор. По возращении домой нужно проверить, нет ли на одежде или на
теле этих насекомых.

В лесу можно встретить ядовитую змею - гадюку. Если это произошло, не
пугайте ее, остановитесь, а затем медленно повернитесь идите назад. Помните:
змеи ни когда не наподдают первыми.

Воспитатель. Лесовик, расскажи нам, без чего лес не может существовать?
Лесовик. Лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое
дарит тепло и свет, вода ии почка для роста растений и жизни животных, чистый
воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они
могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведете себя в лесу?
Проводиться дидактическая игра «Можно — нельзя». Дети, анализируя
варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленую в знак одобрения
поступка, красную - осуждая его.)

Воспитатель. Можно (нельзя) ломать ветки (кувыркаться в траве, разжигать
костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять
гнезда или муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать
ягоды, оставлять после себя мусор).

Лесовик. Молодцы! Ели вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под
ноги. Не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей.
И тогда лес откроет вам свои секреты.

Присядьте, закройте глаза и послушайте звуки леса.

Звучит аудиозапись «Звуки леса», проводиться аутотренинг.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит

Зеленая музыка где – то звучит.

Играет зеленую музыку мне.

Лесовик. Мне понравилось с вами заниматься. Я расскажу о вас своим леснымидрузьям и надеюсь, что мы скоро увидимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Хлеб наше богатство»

конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Хлеб наше богатство"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лес — наше богатство»

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лес — наше богатство»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (в старшей группе) «Хлеб наше богатство»

Программное содержание:-воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выр...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "лес -наше богатство"

Цель занятия:Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. ...

Конспект НОД в старшей группе Ознакомление с окружающим миром «Воздух — наше богатство»

Это занятие должно способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у...

Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"

Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"...

Тема: непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: «Наш лес – это наше богатство».

Закрепить и систематизировать знания детей о родной природе и правилах поведения в лесу....