Опыт формирования экологических представлений у детей 5 - 7 лет в процессе проектной деятельности.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Соколова Ольга Юрьевна

В материале представлен опыт по формированию экологических представлений у детей 5 - 7 лет в процессе проектной деятельности. Материал содержит ссылку на перспективный план по теме проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Павловского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа д. Лаптево

Опыт формирования экологических представлений у детей 5 - 7 лет в процессе проектной деятельности.

                                           

                         Соколова Ольга Юрьевна,

                                                        воспитатель I квалификационной категории

                 МБОУ ОШ д. Лаптево

2017


Опыт формирования экологических представлений у детей 5 - 7 лет в процессе проектной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения - ее недостаточность или отсутствие породили потребительское отношение к природе. Согласно общей Концепции непрерывного экологического образования, начальным звеном является сфера дошкольного  воспитания. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень и совершенствование методик и технологий обучения. Изучив разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отобразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе - помогает метод проектов.

Поэтому я выбрала тему опыта работы с детьми "Формирование экологических представлений у детей 5 - 7 лет в процессе проектной деятельности".

Необходимой составляющей любого опыта является изучение теоретических основ вопроса, методической литературы и представление коллегам собственных наработок.

Научно-исследовательские условия. Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках. Ян Амос Коменский обратил внимание на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.).

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В.Г.Белинский (1842 г.), А.И.Герцен (1844 г.), Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.) . Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы.

Методические условия. В настоящее время существуют разнообразные программы экологического образования детей дошкольного возраста: С.Н. Николаева "Юный эколог", Н.А. Рыжова "Наш дом - природа", В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова "Семицветик", И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская "Планета - наш дом", Т.И. Попова "Мир вокруг нас", Ж.Л. Васякина-Новикова "Паутинка" и др. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Организационно-педагогические условия. Выступления на педагогических советах, публикации в сети интернет.

Хочется отметить, что опыт тогда важен и интересен, когда он соответствует требованиям времени. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования.  С введения стандарта начался реальный этап реформирования  дошкольного образования в России.  ФГОС ДО в рамках познавательного развития предусматривает развитие у детей эмоционально-ценностного восприятия мира природы, ознакомление их с природным окружением, что имеет непосредственное отношение к экологическому образованию детей.)

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

В современных условиях жизни люди стали забывать, что человек - часть природы, он должен охранять и защищать ее. Эта культура должна воспитываться с раннего детства.

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель - создание условий для формирования экологических представлений через проектную деятельность у детей 5-7 лет.

Задачи:

  • создавать развивающую предметно-пространственную среду в группе и на участке для достижения поставленной цели;
  • развивать проектную деятельность исследовательского типа;
  • формировать у детей умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
  • формировать представления о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек;
  • развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях, одним из которых является проектная деятельность.

Для достижения цели и поставленных задач  по формированию экологических представлений у детей 5 - 7 лет был разработан проект "Огород круглый год".

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный проект (январь - сентябрь).

Участники проекта: дети старшего возраста с 5 до 7 лет, воспитатель, родители, школьники и педагоги МБОУ ОШ д. Лаптево.

Итоги проекта: книга "Откуда овощи к нам пришли", "Праздник урожая".

Цель проекта - создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.

Задачи:

Направление развития

Задачи

Социально-коммуникативное

- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать умение выполнять поручения, связанные с уходом за растениями, понимать значение результатов своего труда;

- воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к природе;

Познавательное

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами;

- формировать понимание того, что человек - часть природы, в природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды.

Речевое

- активизировать активный словарь детей по теме "Овощи", "Огород", "Садовый инвентарь";

- развивать связную речь детей через составление описательных рассказов, сказок об овощах.

Художественно-эстетическое

- развивать эстетический вкус детей через внимание к красоте природы.

Физическое

- формировать представления о здоровом питании, о пользе овощей для человека.

Проект состоит из 3 блоков (Приложение 1)

1 блок "Волшебное семечко" (январь)

Цель: формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы через опытническую деятельность по проращиванию семян.

2 блок "Огород на подоконнике" (февраль - апрель)

Цель: уточнить представления детей об условиях роста растений, применение полученных знаний в практической деятельности по выращиванию рассады.

3 блок "Чудо - огород" (май - сентябрь).

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о взаимосвязи людей и природы.

В ходе реализации проекта были использованы различные формы и методы работы: НОД, экскурсии, наблюдения, опытно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций,  мультфильмов, дидактические игры, коллекционирование, проектная деятельность, праздники и развлечения.

В начале проекта были проведены различные опыты по проращиванию семян с целью определения оптимальных условий для роста и развития растений. Результаты наблюдений фиксировались в таблицы, впоследствии послуживших материалом для создания первой главы книги "Откуда овощи к нам пришли".

На втором этапе дети на основе полученных знаний проводили эксперимент по выращиванию зелени лука, а так же вырастили рассаду для высадки на огород. Были проведены мероприятия, из которых дети узнали о пользе овощей для здоровья человека.

Необходимым условием поддержания интереса детей к деятельности в течение продолжительного времени является непосредственное участие родителей.  С помощью родителей в группе была создана коллекция семян, выставка книг по теме проекта, на участке детского сада был организован огород, на котором дети с удовольствием работали в течение всего лета, выращивали овощи. В заключение работы над проектом родители совместно с детьми оформили страницы для книги "Откуда овощи к нам пришли", на которых разместили интересную информацию о своем любимом овоще, приняли участие в выставке поделок из овощей "Чудеса с грядки" и в "Празднике урожая".

Так как наш детский сад является структурным подразделением школы д. Лаптево, не остались в стороне от нашего проекта и школьники. Совместно с преподавателями учащимися была подготовлена и представлена презентация для наших детей "Откуда появляется плод", проведена беседа на тему "Наш дом - планета Земля".

Эффективность использования опыта работы по формированию экологических представлений у детей 5 - 7 лет в процессе проектной деятельности представленного мною, иллюстрируют результаты , которых я добилась по окончании данного проекта.

Дети познакомились с условиями роста и развития растений из семян, научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся внешние признаки с определенным периодом развития.

Дети активно стали проявлять интерес к опытнической деятельности по выращиванию растений.

Дети научились ухаживать за овощными культурами, более уважительно стали относиться к труду.

Участие родителей в совместных мероприятиях помогло поддержать интерес детей к данному проекту.

Список использованной литературы.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - 114 с.

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. - 112 с.

Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры - эксперименты с дошкольниками. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 64 с.

Деркунская В.А. , Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевых игр детей 5 - 7 лет. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования. 2015. - 144 с.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.

К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. - 64 с.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - 128 с.: цв. вкл.

Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.: цв. вкл.

Котова Е.В. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка - дошкольника / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 138 с. - (Мир вашего ребенка).

Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2010. - 128 с.

Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель. - 260 с.

Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог": Для работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.

Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в старшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 192 с.: цв. вкл.

Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в подготовительной к школе  группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 208 с.

Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 - 7 лет. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 96 с.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 386 с.

Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно - методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 304 с. (Дошкольное образование.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 - 7 лет / Авт. - сост. Э. Я. Степаненкова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. - 144 с.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.

Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохровой. - 3-е изд., мспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2010. - 72 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

Список интернет - ресурсов:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/51142

http://festival.1september.ru/articles/623100/

http://doshkolnik.ru/ecologia.html?start=33

https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/prevu.php?razdel=doshkolnoe&p=1

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir

https://infourok.ru/konspekt-na-temu-ekologiya-dlya-doshkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos-1031467.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт : « Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»

Педагогический опыт  :« Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественно- творческой деятельности.»...

Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

Формирование временных представлений у детей подготовительной группы через проектную деятельность

Научить ребенка понимать время непросто. Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Ребенку - дошкольнику овладение временными представлениями дается весьма сложно. Это вызван...

Презентация на тему" Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности"

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...