Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

КОНСПЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.odt22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Перелётные птицы"

Тип занятия: знакомство с новым материалом.

Программное содержание:

•        Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц.

•        Уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, отметить их особенности.

•        Выделить существенные различия птиц.

•        Закрепить представления о пользе птиц.

•        Упражнять в употреблении глаголов.

Методические приёмы:

•        Рассказ воспитателя.

•        Беседа.

•        Рассматривание иллюстраций.

•        Дидактические игры.

•        Отгадывание загадок.

Материалы:

•        Иллюстрации с изображением птиц.

•        Игрушки: столб, грач, воробей, стриж, домик.

Ход занятия:

На доске прикреплены картинки с изображением птиц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети: О перелётных птицах.

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нём говорится.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года как зовётся?

Дети:  Осень.

Воспитатель:

1.        Что говорится в стихотворении о птицах?

2.        Как вы думаете, почему птицы улетели?

Дети: Стало холодно, земля замёрзла, меньше пищи, спрятались насекомые, замерзает вода  водоёмах.

3.Как называют птиц, улетающих на юг?

Воспитатель: К нам на занятие прилетела сорока. Она хочет нам рассказать о своих друзьях-перелётных птицах.

Один из её друзей- это скворец, он может подражать пению многих птиц, лаю собак, кваканью лягушек. А если он живёт в неволе, то подражает человеку- говорит отдельные слова и фразы.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

Чей на домике домишка?

Строил я и мой братишка.

Дверь- кружочек, нет окна,

В доме пусто, тишина. Что это?

Голос у скворца похож на треск, бормотание, верещание. А как вы думаете. Где ещё может поселиться скворец?

Дети: В дуплах, под крышами домов.

Воспитатель: Чем питается скворец?

Дети: Мошками.

Воспитатель: А какая птица поёт лучше всех?

Дети: Соловей.

Воспитатель: На всём свете нет певчей птица, которая бы пела лучше соловья! Все  его пёрышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый цвет. Большие тёмные глаза придают особую прелесть  соловью. Гнёзда свои они вьют около земли, в кустах смородины, крыжовника.

Знаете ли вы, какие птицы строят свои гнёзда под крышами и навесами?

Это – ласточки. Они строят свои гнёзда из комочков глины, склеивая их очень липкой смолой. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, петь. Может окунуть любую часть тела и за несколько приёмов полностью искупаться. В пасмурную погоду она летает низко над землёй, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду-высоко. Отдыхать ласточки садятся на тонкие ветки и провода, оттуда легче взлетать.

Дидактическая игра: «Подскажи словечко»

Грач как-то раз в саду сидел,

Вдруг стриж весёлый….(прилетел).

Стриж низко-низко….(пролетел),

А грач поймать его …(хотел).

Стриж столб спокойно….(облетел), (воспитатель показывает, как стриж столб облетел, а грач ударился)

Лоб у грача весь день ….(болел),

Грач крался, грач дышать не смел,

А стриж от столба….(отлетел).

Стриж у столба чуть ….(посидел)

И тут же снова….(улетел).

Воспитатель: А вы знаете, где грачи строят гнёзда? (на деревьях). А из чего? (из прутиков). Грачи строят гнёзда рядом друг с другом. Их там собирается очень много. Поэтому место, где много грачиных гнёзд называют-Грачовник. А грачи кричат: гра-а-а, гра-а-а. Отсюда и происходит их название. Они прилетают самые первые весной, ходят по вскопанной земле и собирают червей.

Физкультминутка:

Я гостей вам представляю.

Вот аист идёт длинноногий и важный.

Вот гусь в красных сапожках шагает важно,

А вот утка маленькими шажками идёт

И утят с собой ведёт.

Ласточки с лапки на лапку переваливаются.

Вдруг откуда не возьмись ястреб налетает-

Птиц всех разгоняет.

Воспитатель: Знаете ли вы, какую пользу приносят людям птицы? Они уничтожают много разных насекомых, но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Кто же это? Это кукушка. Как вы думаете, строит ли себе кукушка гнёзда? Нет, она не строит гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнёзда. А вылупившейся птенец кукушки, выбрасывает из гнезда оставшиеся яйца и птенчиков. Приемные родители ничего не замечают и кормят очень прожорливого птенца.

Холодно на улице, все водоёмы скоро покроются льдом. Куда же деваться водоплавающим птицам? (они улетают на юг). Гуси и цапли полетят шеренгой крыло к крылу. Утки выстроятся в дугу, а вот хищные орлы и ястребы полетят по одному.

Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (жаворонок, лебеди, аисты, журавли, стрижи)

А вот мы с вами сейчас и поиграем.

Дидактическая игра: «Будь внимателен»

Воспитатель выставляет картинки перелётных птиц, вперемешку  зимующими.

Какая птица лишняя и почему?

 

Дидактическая игра:: «Четвёртый лишний»

•        Медведь, дятел, лось, барсук.

•        Сорока, скворец, курица, журавль.

•        Ворона, синица, воробей, соловей.

•        Синица, скворец, трясогузка, утка.

•        Сова, снегирь, дятел, сорока.

•        Воробей, соловей, ворона, кукушка (не вьёт гнезда).

•        Утка, лебедь, ворона, гусь.

Дидактическая игра: «Закончи предложение»

•        Соловей маленький, а журавль …

•        Аист большой, а синичка…

•        Сова спит днём, а охотится…

•        У синицы хвост короткий, а у ласточки...

•        У дятла клюв длинный, а у снегиря…

•        Утка серая, а лебедь…

•        У синички брюшко синенькое, а у снегиря…

Много интересного узнали мы про птиц, давайте вспомним поговорки про них и вспомним, почему же в народе так говорят:

•        Лес без птиц и птицы без леса не живут.

•        Знает птица, что без Родины не годится.

•        Всякая птица своим пером гордится.

•        Всякая птица по-своему поёт.

•        У каждой пташки-свои замашки.

•        Соловей берет пением, человек умением.

О каких птицах мы с вами говорили? Кому какая птица понравилась и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»

Конспект занятия в старшей группе   по ознакомлению с природой  в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»...