Обогбщение опыта на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Обобщение опыта работы по теме

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

                                                                                              Составил:

                                                                                                    воспитатель

Хлебунова А.Ф.

г. Нягань – 2019 г.

        Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется.

Овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

          Одним из перспективных методов, которые служат развитию познавательных способностей детей, развитию речи  является  метод экспериментирования.

Дети по природе своей исследователи. Непосредственный контакт ребенка с объектами природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

Для систематизации всего накопленного материала по данной теме  мной был разработан  «Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой», куда вошли: наблюдения, труд в природе, речевые логические задачи, беседы с детьми, чтение художественной литературы, игры на классификацию объектов окружающего мира и опытническая работа. Очень удобно пользоваться этим материалом при календарном планировании работы.

Основной вид деятельности по теме – это  опыты.  Дети с огромным удовольствием проводят исследования с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Опыты развивают речь, мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?”, “Почему?”.

 Во время опытно-экспериментальной деятельности дети учатся  ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

В тематический план по ознакомлению детей с явлениями живой и неживой природы включила такие разделы, как: «Вода», «Воздух», «Магнит», «Почва», «Песок», «Растения», «Лёд», «Свет». 

Планом удобно пользоваться, так как опыты оформлены в виде таблицы.  Здесь кратко описаны действия при проведении опыта, ожидаемый результат: Что делали? Что наблюдали? Выводы.

Наглядно увидеть  результаты опыта,  сформулировать выводы    помогут карточки-схемы для фиксации опытов, которые дети заполняют самостоятельно после проведенной работы.

Совместно с детьми разработали правила поведения в уголке экспериментальной деятельности. Теперь дети знают и могут рассказать, что нужно сделать, если вдруг пролили воду на стол, как вести себя во время проведения опытов, почему нельзя есть грязный, холодный  снег. При этом запрещается: пить мыльную воду, тыкать соломинкой в товарища, пускать мыльные пузыри в лицо другим детям.  Мыльный раствор и соломинки во время пускания мыльных пузырей использовать по назначению. В случае попадания мыльного раствора в рот, глаза — немедленно обратиться к воспитателю.

Тема моей работы тесно переплетается с темой «Обучение детей классификационным умениям». Именно через игры на классификацию ребёнок учится самостоятельно группировать предметы по определённому признаку, устанавливать родо-видовые отношения и постепенно осваивать правила классификации. Так, через игры ребёнок узнает о делении всех окружающих нас объектов на природный и рукотворный мир, а природный мир мы делим на живую и неживую природу. Мы используем такие тренинги и игры, как: «Всё в мире перепуталось», « Что в круге», «Мир вокруг нас», «Четвёртый лишний» и т.д. Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, что также влияет на развитие речи дошкольника.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки  и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

     Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Проблема развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности...

Проект на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Вид проекта – творческийУчастники – дети старшей группы, воспитатели, муз. руководитель, родителиПродолжительность – 4 неделиПроблема: проведя диагностику детей старшей группы, мы ув...

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Развитие речи является одной из ведущих задач развития детей. Большинство детей испытывают определенные сложности в высказывании своих мыслей. Им трудно выразить свои желания и эмоции в словесной форм...

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...