Игра "Осенний листопад" (для старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Задачи:
уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, закрепить знания о деревьях, их листьях;
помочь детям заметить красоту осени, «золотой» ее поры;
продолжать активизировать словарный запас детей на тему «осень»;
обогащать эмоциональный опыт детей, совершенствовать двигательные навыки,
стимулировать развитие творческой и двигательной активности;
обучить детей играть в команде, развить духа соперничества.
Материал: большие разноцветные листочки, зонт, мяч, сухие листья, большой кубик, камушки из бумаги, желуди.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попали в волшебный лес. Посмотрите вокруг и отгадайте, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, ребята! Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Посмотрите, а какого цвета наши осенние листочки?
Дети: Зеленые, желтые, красные, оранжевые, фиолетовые…
Воспитатель: А какие деревья сбрасывают листья?
Дети: Клен, береза, осина, дуб, липа, тополь, рябина…
Воспитатель: Все лиственные деревья. А как вы думаете почему?
Дети: Деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: Правильно, им недостает света и воды. Опадая, листья предотвращают обламывание веток во время ветров и снегопадов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева от морозов, укрывая землю сплошным ковром, и делают почву питательной.
Воспитатель: У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
Дети: У березы
Воспитатель: Какого цвета листья на березе?
Дети: Золотисто-желтые
Воспитатель: На рябине?
Дети: Красные …
Воспитатель: А все ли деревья изменяют окраску?
Дети: Нет. Ель, сосна не меняют цвет.
Воспитатель: Верно, большинство хвойных деревьев остаются зелеными. Хвоя тоже стареет и опадает, но не вся одновременно, а постепенно в течение года или даже многих лет.
Воспитатель: а теперь физкультминутка «Листопад»
(Под музыку«Танец осенних листочков» музыка П.Филиппенко).
Листья падают, летят.
Настоящий листопад!
(Машем руками перед собой
и по сторонам)
Листья на ветру кружатся,
(Кружимся на месте)
Листья на траву ложатся.
(Приседаем и встаем)
Ветер с листьями играет -
Поднимает, опускает.
(Поднимаем и опускаем руки)
Тучка прилетает,
Листья поливает.
(Трясем кистями рук)
Мы не будем унывать,
Все равно пойдем гулять!
(Идем на месте)
После немного танцуем и кружимся, как листочки.
Воспитатель: Ребята, а что можно делать в осеннем лесу?
Дети: Гулять; собирать ягоды, грибы; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать…
Воспитатель: Верно, а сегодня я предлагаю вам поиграть в нашем волшебном лесу. Вы готовы?
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, нам нужно найти дорогу из волшебного леса! Разноцветные листочки на полу нам помогут в этом. Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и двигаться по разноцветным листочкам, в зависимости от количества очков, которые выпали. За каждое правильно выполненное задание, вы получаете желудь, а если кто-то из вас будет мешать участнику выполнять задания или подсказывать ответ, то потеряет свой желудь. Первый, кто пройдет волшебный лес, получает три желудя! В конце игры мы посчитаем сколько у вас желудей и определим победителя! У кого-то есть вопросы?
(Дети задают вопросы)
Воспитатель: А теперь давайте начнем нашу игру!
На осенних листочках отмечено только название игры, воспитатель по ходу объясняет правила.
Игра «Зонтик-корзина»
Раскрытый зонтик лежит на полу куполом вниз, чтобы получилась «корзина». Ребенок становится в двух или трех метров от зонтика и бросает мяч так, чтобы он, ударившись о землю, попал в «корзину».
Игра «Овощи и фрукты»
Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на деревьях)
огурец, лук, яблоко, морковь, груша, слива, репа, тыква…
Желудь может заработать игрок, который стоит на листочке с заданием, а остальные участники ему помогают.
Игра «Ягоды, грибы, орехи»
Когда воспитатель произносит слово «грибы», дети должны присесть, когда слово «ягоды» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «орехи» - стоя, поднимают руки вверх (Орехи растут высоко). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Желудь может заработать игрок, который стоит на листочке с заданием, а остальные участники ему помогают.
Игра «Назови как можно больше…»
1) Ребенок называет разные предметы осенней одежды (больше 10). Если не справляется, то ему помогают остальные участники игры. Победит тот, кто назовет предмет одежды последним.
(Колготки, комбинезон, свитер, кофта, куртка, брюки, пальто, плащ, джинсы, шапка, перчатки …)
2) даров осени (больше 10)… (грибы, овощи, фрукты, ягоды, орехи…)
3) животных, которые живут в лесу (больше 10)…
4) деревья (больше 10)
5) из чего можно сварить варенье? (больше 10)… (крыжовник, малина, смородина, калина, рябина, черника, земляника, клубника, груша, вишня, яблоко)
Игра «Ветер»
Ребенок должен сдуть все листочки (бумажные или настоящие) со стола.
Игра «Лужи»
Ребенок прыгает по камушкам из бумаги до следующего листочка, передвигаясь по полю на несколько листочков вперед. Желудь за задание не получает.
«Осенние скороговорки»
Осенью у Сени сени в сени.
У пеньков опять пять опят нашли пять ребят.
Если игрок не справляется с заданием, то остальные могут помочь и заработать желудь.
«Осенние загадки»
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали... (урожай)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
(Осенний дождь)
Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем... (гербарий)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ноябрь)
Окончание игры:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вместе мы вышли из волшебного леса, а теперь давайте посчитаем сколько каждый из вас заработал желудей! Победители награждаются!
В конце звучит музыка «Времена года. Сентябрь» (П.И. Чуковского): Все дети - деревья. У них в руках листья вырезанные из бумаги, которые были в волшебном лесу . Они машут руками (листьями) и наклоняются, изображая, как осенью деревья качаются от ветра. В конце все кружатся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennii_listopad.pages_.zip | 358.49 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект проведения прогулки в старшей группе детского сада "знакомство с листопадом"
В работе подробно описана прогулка с детьми в возрасте 5-6 лет. В структуре работы описаны беседы, игры, трудовые поручения....
Осенний праздник «Золотой листопад» в старшей группе «Пчёлка»
В сценарии подобраны стихи, песни, конкурсы...
Конспект интегрированной деятельности в старшей группе "Листопад"
художественное творчество детей вне НОД...
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.
Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) " Листопад, листопад...". Вторая младшая группа
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) " Листопад, листопад...", с использованием здоровьесберегающей технологии и технологий музыкального воздействия. Вторая младш...
Конспект комплексного занятия на природе в старшей группе "Листопад, листопад - скоро будет голый сад"
Дети рассматривают строение деревьев, играют в игры и знакомятся с процессом посадки семян деревьев в землю....