Предметно-схематические модели
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-shematicheskie_modeli.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические советы.
Моделирование в экологическом воспитании.
(консультация для воспитателей)
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.
Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:
Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние модели: внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Предметно – схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Модель-макет рекомендует использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов.
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
1.Например, при формировании понятия «рыбы» используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания:
-форма тела, жаберный способ дыхания,
-покров тела,
-своеобразное строение конечностей (плавники), хвост,
-фазы развития (икринки, мальки).
Как среда обитания формирует внешнее строение: вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя, плавники, хвост.
2.Расширять представление о строении растений, о частях растений, их функциях, развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, поможет модель растения:
-корень,
-стебель,
-лист,
-цветок,
-семена.
Функции корня:
-крепится в земле,
-качает воду и питательные вещества.
Функции стебля:
-служит опорой,
-подает воду и питательные вещества в крону.
Функции листа:
-поглощает солнечный свет,
-дышит,
-испаряет лишнюю влагу.
3.Модель насекомого расширяет знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых:
-покрыты хитиновым покровом,
-шесть конечностей,
-части тела (голова, грудь, брюшко),
-фазы развития (яйцо, гусеница, куколка, бабочка).
4.Формировать обобщенные представления о птицах помогает следующая графическая модель отличительных признаков:
-две ноги, два крыла;
-клюв;
-появляется из яйца.
5.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки поможет модель зверей:
-пасть с зубами,
-шерсть,
-четыре конечности,
-вскармливание детенышей молоком.
6.Научить детей отличать природные объекты живой природы от объектов неживой природы можно воспользовавшись следующей моделью:
живая природа движется,
питается,
дышит,
растет,
размножается.
Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка ...
ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ младший дошкольный возраст (3-4 года)
Данный материал очень полезен в работе с детьми для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления....
ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ средний дошкольный возраст (4-5 года)
Данный материал может быть использован педагогами в доу, а также родителями в индивидуальной работе с детьми....
Применение предметно схематических моделей и их возможность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Практико-ориентировачный подход в образовании: от цели к результату (сборник статей/ выпуск №2)Как ознакомить старших дошкольников с объектами неживой и живой природв и окружающим миром. Что важно не ...
Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)
Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп. Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми...
«Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников».
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка....
Буклет для родителей "Использование предметно-схематических моделей в развитии связной речи дошкольников"
Предметно-схематические модели или мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, ...