Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)
консультация
Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп. Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_mnemotehnika.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Предметно-схематическая модель
как эффективное средство развития речи у дошкольников»
(Автор Т.А.Ткаченко)
Подготовила воспитатель: Рязанова О.В.
Август 2021 г
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Р. Эмерсон.
Для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи наиболее благоприятным периодом считается дошкольный возраст, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки - схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Для облегчения процесса освоения связной речи детьми мы используем предметно-схематические модели Т.А. Ткаченко, С.А. Васильевой и сенсорно-графические схемы В.К. Воробьевой.
Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Моделирование - это наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б.Элькониным, Л. А.Венгером, Н. А.Ветлугиной, Н. Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания
Модели условно делятся на три группы:
1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)
2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей
Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Схемы, отражающие посредством определённой символике основные микротемы описания, служат детям ориентиром для последовательного, логичного составления описательного рассказа об игрушках, одежде, посуде, овощах и фруктах, времен года, а также для составления загадок.
С их помощью развивается у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание путем перечисления признаков, свойств и качеств объекта в определенной последовательности; формируются действия по использованию готовой модели.
Схематические модели можно использовать при составлении сказок рассказов на предложенную тему или самостоятельно выбранную детьми
Использование предметно-схематических моделей заметно облегчает процесс овладения детьми умениями строить описательные и повествовательные тексты. Делает их рассказы чёткими, связными, полными и последовательными.
Таким образом, использование предметно-схематических моделей является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста монологической и связанной речи.
Используемая литература:
1)Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология. – М.: Просвещение,1988.
2)Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение,1981.
3)Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.// Дошкольное воспитание.–1990.№10. с.16.
4)Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.:Т.Ц. Сфера,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей Физические упражнения как средство развития двигательных качеств дошкольников.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»
Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....
Консультация для воспитателей: «Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников».
Консультация для воспитателей:«Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников». Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, ...
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста».
Консультация для воспитателей«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста»....
Консультация для воспитателей "Художественная литература как средство развития речи дошкольников"
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников....