Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Золотая осень».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кадырова Фидалия Вазиховна

 НОД по экологии, развитию речи  в подготовительной к школе группе
Тема: «Золотая осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologii_integpod_gr_2016.docx26.55 КБ
Office presentation icon zolotaya_osen.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

 НОД по экологии, развитию речи  в подготовительной к школе группе
Тема: «Золотая осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;

Развивающие:

- развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

-  совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением;  

- закрепить навык образования прилагательного от существительного;

- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, шкатулка.

Предварительная работа: рассматривание картин, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.  Знакомство стихами  русских  поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой.

Материал: дидактический материал по теме «Осень», мяч.

 Словарная работа: Активизация словарного запаса детей (золотистая, пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, лучезарная и другие).

 Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:  Дети я сегодня утром обнаружила странный конверт на столе, но ничего не понимаю, откуда он? Давайте вместе с вами посмотрим: «Здравствуйте дорогие дети группы «Почемучки». Отправляю Вам письмо с просьбой рассказать о том, что вы знаете о времени года Осень. Очень прошу, расскажите  пожалуйста». С наилучшими пожеланиями - Королева Осени».

Воспитатель: Это очень интересно! Ну что, друзья мои, расскажем. А сейчас послушайте внимательно:

 У домов помоет крыши

 Отведёт в берлогу мишку,

 В полях работы завершит,

  А потом листвой шуршит.

  Мы её тихонько спросим: — Кто ты? — И услышим: «…» (Осень)

Воспитатель: правильно, это осень. Стихотворение А.Плещеева «Осень»

 2. Работа по теме

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? ( ответы детей)

Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Воспитатель: Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).

А после сентября? (Октябрь).

 А после октября? (Ноябрь).

 Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Я попрошу Семена рассказать стихотворение: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.

Воспитатель: Скажите  пожалуйста, какая бывает погода осенью? (Ответы детей)

У меня  мяч осенний и волшебный,

Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.

 Игра «Погода осенью».

Какая погода ?

    * Когда идет дождь – дождливая;

    * Когда дует ветер  -  ветренная;

    * Холодно  -  холодная;

    * Пасмурно – пасмурная;

    * Хмуро – хмурая;

     * Сыро  - сырая;

     * Ясно – ясная.

Воспитатель:  Отлично, все верно. Хочется похвалить, что ответили четко, внятно.  А  как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети:  Осень  бывает  ранняя   и поздняя.

Воспитатель: правильно.

Есть две осени: Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

 Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.

Воспитатель: Почему осень называют золотой?

Дети: Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными( желтыми, красными, оранжевыми).

Воспитатель: Молодцы.

И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова- определения к первой золотой осени ( золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).

Воспитатель: Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем (Дети читают стихи).

 ( А.Пушкин «Унылая пора!», Николай Некрасов «Славная осень»; Иван Бунин «Листопад»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»).

Воспитатель: Удивительная, неповторимая пора- увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

 Одна из первых примет осени - на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.

Таисия, будь добра, расскажи пожалуйста стихотворение «Приметы осени».

 Воспитатель: Умница, спасибо.                                                              

  Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала».                                                         Затем начинают желтеть березы.  Начинают желтеть листья  рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется ….!

Как называется  в природе это явление?

Дети: В природе это явление называется – листопад (рассматривание  картин: клена, березы, рябины).

Воспитатель: С давних времен люди писали  стихи, сочиняли пословицы, поговорки, загадки.  Их могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

 3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» ( дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, вы знаете приметы осени, правильно ответили на  вопросы.

 Физкультминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

            И на землю сели.

Воспитатель: Ребята вы знаете пословицы, поговорки, загадки об  осени? У нас есть  волшебная шкатулка- копилка народных мудростей, я попрошу вас   положить туда все свои знания? ( Открываю  крышку, а дети называют приметы, пословицы, загадки).

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

  Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Загадки:

-  Падают с ветки, золотые монетки (Осень).

-  Горя не знаем, а горько плачем (облака, дождь).

-  Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок (Туман).

 -  Пришла без красок, без кисти, И перекрасила все листья. (Осень)    

  -   Листья желтые летят, падают, кружатся,

      И под ноги просто так,  как ковер ложатся!

      Что за желтый снегопад? Это просто … (Листопад )

Воспитатель:  Замечательно, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Эту шкатулку предлагаю отправить Королеве Осени, согласны!? Мне кажется, ей будет  приятно получать  подарок  от вас.

 Я знаю, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. А давайте поиграем,  игра называется: «Осенние слова».

Игра  «Осенние слова».

Воспитатель: Кому передаю мячик, тот говорит словечко об осени.

Дети:  Осень золотая, осень  лучезарная, осень  пышная,  раскошная,  щедрая, прекрасная,  печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная,  ранняя, поздняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: правильно, молодцы. Вы очень внимательны.

Мы сегодня с вами много говорили об осени, а сейчас послушаем музыку. (П.И.Чайковский.  «Времена года», «Осеняя песенка»).

Назовите пожалуйста композитора этого произведения?

(Ответы детей).

Воспитатель: правильно, молодцы.

 Итог:

 Воспитатель:  о чем мы с вами сегодня  говорили?

Дети: Мы говорили об осенних месяцах: сентябре, октябре, ноябре.

Воспитатель: В какие игры с вами играли?

Дети: Поиграли в игры: «Погода осенью»; «Осенние слова».  Дали правильный ответ «да» или «нет» на вопросы. Отгадывали загадки, поделились приметами, поговорками и пословицами.

 

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы, Королева Осени добра и внимательна, вам она передала корзинку с гостинцами – дарами осени.

Сейчас все попрощаемся с нашими гостьями. Скажем: До свидания!

Список используемой литературы:

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Экология. ТЦ «Учитель». Воронеж 2005

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО» 2008

Всероссийский научно- методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя!». №10. Октябрь,2016г.

                    Муниципальное  бюджетное дошкольное

      образовательное  учреждение  «Детский сад «Василек»

   

    Конспект НОД по            экологии, развитию речи       в подготовительной

      к школе группе.

 Тема: «Золотая осень»

                                                          Воспитатель первой  квалификационной        

                                                          категории

                                   Кадырова  Фидалия   Вазиховна.

                                        Тюрлема 2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Удивительная, неповторимая пора- увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени - на деревьях появляются разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.

Слайд 4

Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала».

Слайд 5

Затем начинают желтеть березы

Слайд 6

Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется листопад!

Слайд 7

ЛИСТОПАД

Слайд 8

Игра «Да или нет» Осенью цветут цветы?

Слайд 9

Осенью растут грибы?

Слайд 10

Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Звери норки закрывают?

Слайд 11

Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают?

Слайд 12

Урожай все собирают?

Слайд 13

Птичьи стаи улетают?

Слайд 14

Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги?

Слайд 15

Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группы « Золотая осень »

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художестве...

Конспект занятия по экологии по теме "Золотая осень" в старшей группе.

Конспект занятия по экологии  по теме "Золотая осень" в старшей группе....

конспект занятия в 1 младшей группе "Золотая осень".

учить детей рисовать в технике "Ладошки" листья деревьев, вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета) ; обогащающие его содержание....

Конспект занятия во второй младшей группе «Золотая осень»

Яблочный Спас яблочко припас  Действующие лица: Ведущий- Петрушка, Яблонька.Петрушка: Нынче праздник у нас – Яблочный спас!С праздником вас, детушки – малолетушки и большие озорные да...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Золотая осень»

Цель: Закрепить представления детей об осенних явлениях, характерных признаков осени.Задачи:Систематизировать и обобщить знания детей об осени.Обогащать и активизировать словарный запас.Развивать памя...

Конспект по рисованию в старшей группе «Золотая осень». Нетрадиционная техника - «печать листьями».

Уточнить и обобщить знания детей об осени; продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра); знакомство с нетрадиционным способом рисования - отпечаток ос...

Конспект НОД во второй младшей группе "Золотая Осень"

занятие с детьми трех лет по познавательному развитию с включением художественно-эстетической деятельности: музыки и аппликации....