"Ходит капелька по кругу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного НОД для детей старшей группы по экологии с элементами экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ходит капелька по кругу | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
"Ходит капелька по кругу»
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по экологии с элементами экспериментирования.
Цель: содействие познавательному и речевому развитию, экспериментальной деятельности детей через знакомство с круговоротом воды в природе.
Задачи:
- Уточнить знания детей о воде и ее значении для всего живого;
- Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое круговорот воды в природе;
- Обогатить словарь: испаряется, просачивается, круговорот;
- Формировать умение анализировать и обобщать.
- Организовать продуктивную деятельность, опираясь на опыт детей.
- Предложить детям для закрепления нового материала, рассказать о круговороте воды взрослым.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: одноразовые глубокие тарелки, губки, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей), парные картинки по количеству детей, картинки - модели « Как капелька путешествует», клей.
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка).
ИКТ средства.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня нас ждет очень много интересного. Я думаю, что вы обязательно справитесь со всеми заданиями и весь день у вас будет хорошее настроение. Но для этого надо улыбаться друг другу и конечно же помогать.
Воспитатель: Хочу я вам, ребята, сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
1 этап. Проблема практики:
Воспитатель: Я предлагаю отправить на помощь водяному группу научных сотрудников. Вы согласны? Тогда вперед!
Но прежде давайте в них превратимся: 1,2,3, наклонись; 1,2,3 повернись; 1,2,3, покружись в научных сотрудников превратись. (одевают халаты).
А чтобы попасть в сказку нам надо спуститься в этот волшебный колодец.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец»
(дети перешагивают через обруч).
В сказке:
На проекторе анимированное изображение подводного царства.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд)
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы:
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Ребята! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2. Капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд включить звук)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Воспитатель: А что происходит потом, как вы думаете? (Идет дождь)
- Давайте проведем эксперимент.
Опыт 2. Дождь
Перед вами стоят тарелочки, в тарелочках вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки губки и скажите губка лёгкая? (лёгкая как облачко) А теперь наберите чуть-чуть водички, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали). Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? А теперь давайте посмотрим как из тучки льётся дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? (дождь) Капельки снова из тучки спустились вниз.
Воспитатель: Ребята, сейчас что мы с вами наблюдали? Как в тучку, набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз.
Физминутка «Капельки»
- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и порезвиться с капельками.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)
Воспитатель: Ребята! Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Будем работать в парах. Я предлагаю каждому взять картинку и найти свою пару (парные картинки). Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна
(нажать на раковину и раковина увеличивается)
Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.
(нажать на жемчужину она увеличивается)
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой)
Воспитатель:
- Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
- В облака собирается.
- Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
- Ветерок их подгоняет.
- Облака в тучку собираются.
- Тучка дождик несет.
- А как станет тяжело нести, на землю прольет.
- Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
- В реки подземные попадут и потекут не спеша.
- А как к земле пробьются, родником обернутся.
- Ручейками по земле потекут.
- А ручейки в озёра, реки впадают.
- Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
- А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
(дети говорят теплые слова Водяному)
Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим исследованиям, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас уважаемые научные сотрудники нам в обратный путь пора!
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук)
4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
Осталось только отчет о проделанной работе составить, куда вода девается.
Проходите за столы.
(Воспитатель дает конверты с заданием)
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить.
(дети наклеивают)
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали нового? Что больше всего понравилось?
Ребята, я хочу вам дать еще одно очень важное задание. Забрать свои схемы – отчеты домой и рассказать своим младшим братьями сестрам, родителям о круговороте воды в природе.
У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!
Спасибо ребята вам за работу! Я очень рада, что с вами познакомилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...
Тема: «Ходит капелька по кругу»
(интегрированное занятие)...
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...
К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»
Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...
Ходит капелька по кругу
Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...
Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....