Опытно-экспериментальная деятельность «Что прочнее: бумага или ткань»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лобарева Алёна Владимировна

Закрепить умение детей находить отличительные качества бумаги и ткани.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое мероприятие

с детьми старшей группы

Опытно-экспериментальная деятельность

 «Что прочнее: бумага или ткань»

Провела: Лобарева Алёна Владимировна

воспитатель I квалификационной категории

Цель: закрепить умение детей находить отличительные качества бумаги и ткани  

Задачи:

Образовательные:  

- познакомить детей с историей создания бумаги;

- уточнить знания о свойствах  бумаги и ткани.

Развивающие:

- способствовать развитию речи в ходе исследовательской деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность.

- продолжать развивать умение делать выводы, основываясь на собственный опыт.

Воспитательные:  

- воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей.
Технологии: исследовательская деятельность, личностно – ориентированный подход.

Материал и оборудование:

- 2 таза с водой,

- ножницы,

- фартуки,

- листы бумаги разной  на каждого ребёнка,

- лоскутки  ткани на каждого ребёнка,

- проектор для мультимедиа,

-презентация «Производство бумаги»,

- влажные салфетки.

Формы организации:

 Познавательно – исследовательская: наблюдения за изменениями предметов под воздействием воды; решение проблемных ситуаций.                            Продуктивная: проведение опытов.                                                                                       Коммуникативная: вопросы к детям, ситуативная беседа,  рассказывание о производстве бумаги.

Ход:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Владимировна. Воспитатель: – Ребята, вы любите сюрпризы? Тогда приготовтесь. я приготовила для вас сюрприз. Но мне нужны помощники, Лена и Дима, поможете мне.

(дети подходят к воспитателю, она тихонько им говорит, что нужно делать)

- Закройте глаза и послушайте.

(воспитатель с вызванными детьми шелестит бумагой).

Воспитатель: - Что это за шум? 
Дети: - Шелестит бумага!
Воспитатель: - Правильно ребята это шелестит бумага.

Воспитатель: - Кто скажет, какими изделиями из бумаги мы пользуемся с вами в жизни?
Ответы детей: - Книги, раскраски, альбомы, салфетки и др.
Воспитатель: - Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает.  Воспитатель: - А можно ли сшить одежду из бумаги?  (нет)  Из чего сшита ваша одежда?

Ответы детей: - Из ткани.                                                                                      Воспитатель: - Как вы думаете, почему не шьют одежду из бумаги?

(Предположения детей)

Воспитатель: - Вы хотите проверить, что прочнее: бумага или ткань?  - У нас всё приготовлено на столах, давайте разделимся на несколько групп и будем проводить опыты, проверять. Как можно проверить что прочнее: бумага или ткань? (предложения детей). Вы можете подойти к столам, проверяйте, сравнивайте, а потом всем расскажете, что вы узнали.  Согласны?   Дети подгруппами проводят опыты по выбору.

  1. Опыт «Определи на ощупь» (дети берут ткань в руки и гладят  её, то же самое проделывают  с листом бумаги).

Воспитатель:  - Какой лист бумаги на ощупь? - Какой  на ощупь лоскуток ткани?

Дети: - Лист бумаги гладкий, и ткань гладкая.

Воспитатель: - Значит можно сшить одежду и из бумаги ?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Давайте проверять дальше.

  1. Опыт «Мнется - не мнется» (дети берут ткань в руки и мнут её, то же самое проделывают с листом бумаги).

Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?

Дети: - Бумага сильно помялась, ткань  помялась, но не сильно. Воспитатель: - Что можно сделать с тканью?

Дети: - Погладить.

Воспитатель: - А бумагу?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Что может сейчас произойти с бумагой, если будем её разглаживать?

Дети: - Может порваться.

  1. Опыт «Что крепче?» (дети берут ткань в руки и пробуют порвать её, затем бумагу).

Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?

Дети: - Ткань не рвётся, а бумага легко рвётся.

Воспитатель: - Чтобы разорвать ткань, что можно использовать?

Ответы детей: - Можно разрезать ножницами.

(берут ножницы и режут ткань)

Воспитатель: - Что вам легче было разрезать?

Дети: - Бумагу легче резать.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Бумага тоньше.

Воспитатель: - И последний опыт, для которого нужно надеть фартуки. Мы сможем узнать, какую одежду можно будет легко постирать, если она испачкается – бумажную или из ткани.

  1. Опыт «Мокнет – не мокнет» (дети опускают ткань  в ванночку с водой, затем стирают, выжимают и достают, то же самое проделывают с листом бумаги).

Воспитатель:  - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?

Дети: - Бумага размокла и потеряла форму, ткань можно выжать и просушить.

 Воспитатель: – Какую  одежду можно будет постирать, если она испачкается?

Дети: - Из ткани.

Воспитатель: - Так можно сшить одежду из бумаги?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Почему?

 (ответы детей)

Воспитатель: - Что же прочнее бумага или ткань?

Дети: - Ткань.

(Беседа с просмотром презентации)

Воспитатель: - Ребята, кто-нибудь из вас знает, из чего делают бумагу?                                                                                                 Ответы детей: - Из деревьев.

Воспитатель: - Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев. Нужно много деревьев или одно?

Дети: - Много.

Воспитатель: - Что делают с деревьями?

Дети: - Деревья сначала спиливают.

Воспитатель:  - Затем их отправляют на фабрику для обработки, там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд.

Воспитатель: - Сколько людей при этом трудится?

Дети: - Много.

Воспитатель: - Для чего ещё нужны деревья?

Ответы детей: - Деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные.

Воспитатель: - Правильно ребята, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. И если исчезнут деревья то, что может произойти?

Дети: - Погибнет всё вокруг.

Воспитатель: - Поэтому мы должны беречь природу и аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Итог опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель: - С какими материалами мы проводили опыты? Что вы узнали нового? Что прочнее: ткань или бумага?

Ответы детей: - Ткань прочнее, чем бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.

Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем....