Статья «Развитие у воспитанников представлений о комнатных растениях через использование моделей и деятельности моделирования»
статья по окружающему миру на тему

В статье раскрыта система работы по использованию модельного материала в экологической работе с воспитанниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Развитие у воспитанников  представлений о комнатных растениях

через использование моделей и деятельности моделирования

          Проблемой использования различных знаково – символических средств как фактора комплексного развития личности, находит отражение в работа таких учёных, как Л.Г. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъякова, Н.В. Ветрова, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова и др.

1. Происходит переход от наглядно – образного мышления к схематическому мышлению (Н. Н. Подъяков, Л. А. Венгер) 

2. Развивается знаково-символическая опосредованная психическая сфера (А. В. Запорожец ).

3. Развиваются мыслительные процессы. (Н. Н. Подъяков, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Кондратьева, Николаева, Л. С. Выготский и др.)

4. Развивается внутренний план самоконтроля, благодаря наличию в начале наглядно представленных опор для контроля своей деятельности. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)

Нами изучена следующая психолого-педагогическая литература:

  • Л.А. Венгер – «Развитие способности к пространственному и наглядному моделированию».
  • Н.В. Ветрова Этапы формирования приёмов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста/Сб
  • Н. Н. Кондратьева ,  Л.М. Маневцева –  Программа  « Детство», раздел «Ребёнок открывает мир природы»
  • Т.А. Серебрякова, И.Е. Абоимова  –  «Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания».

Актуальность

Актуальность выбранной мной темы заключается в развитие методов активного обучения,  активного включения воспитанников в деятельность моделирования  в интеграции образовательных областей и включением родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

ФГОС ДО Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий. В результате мы получим компетентного воспитанника.

Проблема

В практике мы столкнулись с тем, что дети имеют представления, которые расходятся с реальностью, происходит рассогласование знаний о правилах взаимодействия с природными объектами и практическим опытом  этого взаимодействия.

Гипотеза

Есть возможность предположить, что в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы по использованию моделей и деятельности моделирования у  воспитанников произойдут качественные изменения в развитии представлений о комнатных растениях, при обязательном  индивидуально-дифференцированном подходе, предполагающим изучение каждого ребенка.

Этапы работы

  1. этап
  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Отбор критериев оценки определения уровня развития    экологического воспитания.
  • Проведение первичной диагностики.
  • Внесение изменений в РППС.
  1. этап
  • Составление и реализация тематического плана по предъявленной проблеме  
  • Разработка авторских схем-моделей, интерактивных игр
  • Составление  каталога знаково-символических средств и интерактивных игр.
  • Вовлечь родителей в образовательный  процесс.  
  1. Этап
  • Провести повторную педагогическую диагностику .
  • Провести анализ результативности работы  по развитию представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.

Цель:

Развивать у воспитанников 5-го года жизни представления о комнатных   растениях через использование моделей и деятельности моделирования» 

Задачи:

  • Способствовать формированию у воспитанников  представлений о комнатных растениях как живом организме.
  • Содействовать развитию способностей к  элементарной исследовательской деятельности с использованием моделей, в том числе самостоятельной.
  • Побуждать составлять описательные рассказы о комнатных растениях, отвечать на вопросы, ориентируясь на модели.
  • Воспитывать желание бережно относится к растениям, привычку ухаживать за ними.

Создание условий:

Предметно-схематические модели:

  • Модель формы листа
  • (круглый, треугольный, овальный)
  • Модель величины (большой , маленький)
  • Модель численности групп (много, мало )
  • Модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)

Графические:

  • Модель « Живой организм»
  • Модель «Строение растений»
  • Модель « Потребности растений»
  • Модель «Способы ухода за растениями»

Авторские модели

  • Полив растений
  • Паспорта комнатных растений

Последовательность  использования моделей:

  • Модель «Живой организм»
  • Модель «Потребности комнатных растений»
  • Модель «Строение комнатных растений»
  • Модель «Морфологическое назначение частей растений»
  • Общая модель «Уход за комнатными растениями»
  • Модель «Уход за комнатным растением с учётом поверхности листьев
  • Модель «Полив комнатных растений с учётом индивидуальных потребностей»
  • Модель «Паспорт комнатного растения»

Педагогический процесс

В работе с детьми 5-го года жизни мы использовали как предметно схематические модели, так и графические.

Предметно – схематические модели мы использовали для ознакомления со строением комнатных растений, это способствует для логического выстраивания рассказа – описания комнатного растения, так как является опорой для перечисления уже выделенных характеристик цвета, формы, величины, расположения листьев.

На занятиях по сравнению комнатных растений, мы отбирали такие комнатные растения, которые контрастны по всем сенсорным признакам. Например, сравнивали фикуса и фиалку. Благодаря моделям дети сразу видят признаки отличия.

Полученные на занятиях знания дети закрепляли в дидактических играх «Найди по описанию» «Я загадаю, а ты отгадай», «Магазин цветов», «Найди, где спряталась матрёшка» и др.

Как и в младшей группе детей продолжали знакомить по средствам моделей  с тем, что растения живые, они имеют свои потребности. По мере накопления знаний о комнатных растениях мы ввели обобщённую модель деятельности по уходу за комнатными растениями. И только через некоторое время внесли модели по уходу за комнатными растениями с учётом их индивидуальных потребностей. Такие модели помогают детям осознать, что не все сенсорные признаки важны при выборе инструментов: у фиалки значимым признаком является поверхность листьев и поэтому на модели изображена кисточка, а у традесканции такими признаками являются величина и численность листьев, поэтому на модели пульверизатор.

Совместно с детьми были изготовлены паспорта комнатных растений, модели по уходу с учётом потребностей растений в поливе.

Готовые и составленные детьми модели являются важным элементом оборудования уголка природы и ставятся около комнатных растений.

Работа с родителями:

Опрос родителей «Есть ли у вас дома комнатные растения?»

 «Ухаживают ли дети за комнатными растениями?»

Рекомендации: «Какие растения нужны в детской комнате», «Как привлекать детей к уходу за комнатными растениям»

День открытых дверей «Как прививать любовь к комнатным растениям»

Участие родителей в оформлении детского проекта «Почему засохло растения?»

Вывод:

  • У воспитанников сформированы элементарные представления о растении как живом организме, внешнем строении комнатных растений, их сходстве и отличии .
  • Воспитанники умеют определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние комнатных растений, умеют устанавливать связь между особенностями листьев и способом ухода за ними.
  • Отвечают на вопросы, ориентируясь на модели, умеют сравнивать растения и делать простейшие выводы.
  • У детей сформировано бережное, заботливое отношение к растениям, привычку ухаживать за ними.
  • Воспитанники способны участвовать  в элементарной исследовательской деятельности используя модели.
  • Преобразована  РППС.
  • Составлен  каталог знаково-символических средств и интерактивных игр.
  • У родителей повысилась компетентность  в предложенной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального занятия в старшей речевой группе Тема: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ]

Тема:Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ] Цель:Коррекционно-образовательные:·...

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Статья. Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

quot;Развитие элементарных математических представлений, овладение действиями пространственного моделирования детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"....

Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Одно из...

«Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использования познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда»

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности....

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...