Программа "Моя Родина Россия"
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Цель программы - воспитание нравственной, гуманной личности, будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
1. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
3. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему, чувства гордости за свою малую Родину.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания.
5. Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 79.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Воспитатель года - 2017»
Программа
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя Родина Россия»
с. п. Сентябрьский
2015 год
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству,
к его истории, к его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству
Д.С. Лихачев
Введение.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Сегодня нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Огромную роль в деле педагогических технологий воспитания основ патриотизма у дошкольников играет приобщение детей к истокам русской народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Дошкольники должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Она должна проходить в основном в совместной деятельности. В непосредственно – образовательный процесс выносятся только сложные темы. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего региона и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
- какими должны быть формы и содержание воспитательно - образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
- какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и Детского Дома творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителей поселка, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным поселком, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Россия».
В программе «Моя Родина Россия» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, лучшими людьми; с основными профессиями нашего края; с достопримечательностями, традициями, нашего региона.
Программа «Моя Родина Россия» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Программа предназначена для реализации работы по нравственно - патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сад.
Программа предполагает работу с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.
Принципы построения программы
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт;
- принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родное село, родная страна;
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
- принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата
Цель программы - воспитание нравственной, гуманной личности, будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
1. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
3. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему, чувства гордости за свою малую Родину.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания.
5. Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Гипотеза исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если:
- будут определены критерии и показатели уровня сформированности основ патриотизма у старших дошкольников;
- будет осуществляться работа в ДОУ и семье по формированию представлений у детей патриотического характера;
- определено содержание работы и разработано чёткое планирование процесса патриотического воспитания;
- работа по патриотическому воспитанию будет осуществляться соответственно механизму нравственного воспитания;
- если в основу методики по воспитанию основ патриотизма будет положено ознакомление с русской народной культурой.
Ожидаемый результат:
У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенность в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.
К концу реализации программы дети могут:
- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и области, уметь рассказать о них.
- Хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения.
- Охотно вступать в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно.
- Отличается речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров.
- Проявлять активный познавательный интерес к миру.
- Хорошо знать и называть членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада.
Задачи нравственно-патриотического развития и воспитания
Личностная культура | Социальная культура |
|
|
Семейная культура | |
|
Основные направления и ценностные установки нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников.
Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, передаваемых от поколений к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
- Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
- Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории Отечества, своему краю, помочь детям осознать, что чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни современников - соотечественников, личным вкладом во благо Родины.
- Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
- Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
- Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших.
- Задача педагога - заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.
- Труд и творчество - уважение к труду; творчество и созидание, целеустремление и настойчивость.
- Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим; воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом; учить бескорыстию, добротворчеству, благотворительности.
- Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания детей - мера труда педагога. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что она не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ребенка.
- Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
- Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к её мировым сокровищам.
- Природа - эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Задача педагога - донести до детей, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостную картину мира.
- Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Актуальной задачей воспитания являются преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям; отказ от образа врага; развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в творческую дипломатию.
В детском саду воспитание реализуется через целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.
В основу воспитательной работы положены следующие принципы:
1.Принцип личностно – ориентированного общения, индивидуально личностное формирование и развитие морального облика человека.
2. Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная страна.
3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Всё это предполагает взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов жизненных ценностей.
В организации нравственно-патриотического воспитания
используются следующие подходы:
- Системный, который реализуется через связь различных видов деятельности с образовательным процессом;
- Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности дошкольников, наполненный разнообразными делами;
- Личностно-ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.
Этапы построения системы нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников в ДОУ.
1 этап – подготовительный - 2015 учебный год.
На данном этапе решаются задачи:
- Определение цели, задач, содержания нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников;
- Создание условий для реализации поставленных целей и задач программы;
- Формирование коллектива единомышленников;
- Отбор ведущих педагогических идей;
- Определение ведущих направлений и видов деятельности;
- Формирование коллективной копилки групповых, коллективных, разновозрастных общих ключевых дел;
- Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;
- Зарождение групповых, общих мероприятий;
2 этап - реализация программы- 2015/2016 учебный год.
- Формирование и развитие групповых коллективов;
- Реализация направлений деятельности через разработку программ развития и воспитания дошкольников.
3 этап - аналитико-обобщающий - 2017 учебный год.
- Коллектив ДОУ - это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
- Гуманизация воспитательного процесса выражается в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- Развитие демократического стиля руководства и отношений;
- Накопление и укрепление совместных традиций, способствующих укреплению коллектива ДОУ;
- Совершенствование методического мастерства педагогов, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и решать вопросы нравственно - патриотического воспитания и развития дошкольников;
- Обобщение опыта педагогов, родителей, воспитанников ДОУ, администрации по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей саморазвития, обновление содержания.
Основные направления и ценностные основы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Для решения поставленных задач нравственно - патриотического воспитания в ДОУ проводится по следующим направлениям:
Направление «Я - гражданин и патриот России»
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества - России.
Задачи:
- создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;
- формирование гуманистического мировоззрения у воспитанников, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- приобщение детей к духовно- нравственным, нравственно – патриотическим ценностям своего народа;
- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.
Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
| ||||
Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия» | ||||
Мероприятия: «Государственные символы России», «Село, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «Достопримечательности моего края», «История и традиции моего Детского сада», «День славянской письменности», «День России», «День Российского флага», «День народного единства» | ||||
Знакомство с текстом гимна России | Разучивание гимна России | Самостоятельное исполнение гимна России на выпускном вечере детского сада | ||
| ||||
Беседы: «Жить - Родине служить», «Права, дети» | «Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций), «Что такое право?» | «Конституция РФ - основной закон нашей жизни», «Мои права и обязанности» | ||
Тематические мероприятия, посвящённые Дню защитников Отечества. | ||||
| ||||
«Известные люди нашего села», «Неделя памяти погибшего летчика О. Пешкова» | «Мои предки в труде и в бою», «Есть такая профессия Родину защищать» | |||
Мероприятия: «И помнит мир спасённый…»; конкурс рисунков «День Победы». | ||||
| ||||
«Праздник урожая», «День Матери», «Новый год», «Рождество», «Дни воинской славы», «23 февраля», «8 марта - Женский день», «Масленица», «День Победы», | ||||
«Масленица» - конкурс народного костюма, традиции и обычаи. | ||||
«Как празднуют Новый год в разных странах» | ||||
| ||||
Проект «Мой край родной» - презентация, конкурс патриотической песни, «Россия - Родина моя» (конкурс и организация фотовыставки). | ||||
Конкурс рисунков «День Победы», «Живи и помни»; Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!» | ||||
Участие в акциях: «ДОУ - наш второй дом»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк». | ||||
| ||||
Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области) | ||||
Час былины «Преданья старины глубокой» | ||||
Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…» | ||||
| ||||
«Здравствуй, детский сад!», конкурс чтецов «День Победы, мир, весна» | ||||
«Что за прелесть эти сказки!»; конкурс рисунков «Моя любимая сказка» | ||||
| ||||
«Подари другу книжку», «ДОУ – мой второй дом», «Хлеб – всему голова», «Что мы знаем о войне?», «День флага» | ||||
| ||||
«Воспитание толерантной личности» | «Растим гражданина, ответственного за свои поступки» | «Растим патриота и гражданина» |
Направление «Я, моя семья, мои друзья»
Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям; маме, как хранительнице семейного очага, а отцу – главе семьи.
Задачи:
- изучать с детьми духовно-нравственные традиции их семейных поколений;
- способствовать приобретению положительного нравственно - патриотического опыта, создавать ситуации практического применения знаний в реальной жизни;
- создавать условия для нравственно-патриотического самовоспитания дошкольников.
Ценности: ценность семьи; традиционных семейных отношений; уважение родителей; ценностное отношение к матери, отцу; уважение достоинства человека; нравственные категории: долг, честь, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота; бережное отношение к младшим и старшим; умение общаться; эмпатия; этика в поведении.
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Я дошкольник и этим горжусь! | «Обязанности ребенка в ДОУ и дома» | «Чем дошкольник отличается от школьника?» |
«Поступки человека и его характер» | ||
Общегрупповые «Как вести себя одному дома?»; «Мой режим дня» | ||
«У меня есть друг!» | «Настойчивость и упрямство» «Хочу, не хочу, надо…» «Хочу, могу, умею» | «Точность, обязательность, аккуратность» |
«Добро и зло в сказках» «Сказка ложь, да в ней намёк» | «Добро и зло в сказках» «Мой любимый сказочный герой» | «Дорогами сказок» «Литературные сказки» |
Общегрупповые: «Что такое умение слушать?»; «Как вести себя при разговоре со взрослыми и товарищами?» | ||
Час откровения | ||
«Научись радоваться своим и чужим успехам», «Нам радость не сулит обида чья-то» | «Труд - лучшее лекарство от лени и глупого поведения»; | «Когда человека уважают? Как добиться уважения?»; «Доброе слово, что ясный день» |
Школа хороших манер | ||
К тебе пришли гости. | Культура речи. «Ежели вы вежливы». | |
Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?» Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом - моя семья» | ||
Школа вежливости: «Волшебные слова», «Моя группа и мои друзья» - игра. | ||
Этические беседы | ||
«Мои семейные обязанности», «Не будь равнодушным» | «Дружба начинается с улыбки», «Недопустимость кличек и прозвищ» | «Ласковое слово, что солнышко в дому», «Твоя готовность выступить против лжи и нечестности» |
«Я и мои друзья», «Друг в моей жизни», «История моей дружбы» | «Что такое умение слушать и как вести себя в разговоре со взрослыми и товарищами» - практикум. | «Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях» - практикум. |
Чтение художественных рассказов о настоящей дружбе. | ||
Составление родословной. Конкурс газет «Моя семья - моя радость», «Моя фамилия» | ||
«День Матери» | ||
«Моя любимая мамочка», Конкурс «Дочки - матери» | ||
«День отца» | ||
«Мы с папой – настоящие мужчины» | «Рыцарский турнир» | |
Выставка детских рисунков, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за год) | ||
«Праздник семейных династий» | ||
«День рождения моей семьи», «Мама, папа, я - читающая семья» | ||
Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала? Виды поощрения. | Как развить ответственность в наших детях? | Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств. |
Повышение педагогической культуры родителей: - проведение родительских собраний: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», «Семья и воспитание толерантности», - организация клуба молодых родителей, «Семейная гостиная» |
Направление «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
Цель: охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Мероприятия | ||
«Мой режим дня», «Чистота - залог здоровья», «Кладовая природы» | «Скажи – «нет!» вредным привычкам», «Береги здоровье смолоду», «Наш организм» | «Правильное питание - залог хорошего здоровья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» |
Конкурс «Мы за безопасность на дорогах» Практикум «Правила поведения на дороге» | ||
«Светофор» Составляем карту безопасного маршрута из ДОУ домой. | ||
«Основы личной безопасности дома», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Полезные и вредные привычки» | ||
Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух!», «Осторожно, огонь!», «Соблюдай правила дорожного движения!» | ||
Традиционный праздник «Золотая осень», «Осенины», «Мы дружим с витаминами» Легкоатлетический кросс «День здоровья» | ||
Разучивание и проведение «Весёлых физзарядок», «Физминуток» | ||
Подвижные игры. | ||
«Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты» | ||
Родительские собрания | ||
«Учить детей быть здоровыми», «Азбука дорожной безопасности», «Как закаливать детей», встречи с врачом, «Как правильно питаться» | «Учить детей беречь здоровье», «Организация отдыха детей в семье» | |
«Вредное воздействие телевидения, видео и компьютера на ребёнка» |
Направление «Земля - общий дом человечества»
Цель: Формирование основ экологической культуры.
Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Средняя группа | Средне – старшая группа | Подготовительная группа |
Мероприятия | ||
«Природная кладовая нашей Родины», «Помоги исчезающим видам растений и животных своего края», «Помоги братьям нашим меньшим», «Лес - наше богатство», проект «Бобры – какие они?» | ||
Экскурсии | ||
Экскурсия по родному селу, городу. | ||
Конкурсы | ||
Конкурс рисунков «Береги лес», «Мой край родной». Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия», акция «Покормите птиц», конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы» | ||
Конкурс «Лучшая кормушка для птиц» | ||
Природа и я | ||
Правила поведения на природе. Беседа «Человек и природа» | ||
Дни здоровья (групповые выходы на природу) | ||
Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями | ||
Операции | ||
Вырастим дерево «Аллея дружбы» | ||
Праздники «Золотая осень», «Лето - это хорошо!», «Сделаем наше село краше» (уборка мусора), уход за цветами и посадками на территории ДОУ. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание)
Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Задачи:
- приобщать воспитанников к культурному, духовному, национальному наследию;
- формировать художественный вкус воспитанников, их эстетическую позицию;
- создать условия для развития творческой одарённости детей.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Содержание воспитательной работы: - знакомство с различными видами искусства; - формирование навыков создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творческой эстетической деятельности. | Формы работы: - мероприятия (ознакомление с народными промыслами), проведение уроков этики; - занятия в кружках; - конкурсы юных поэтов, певцов ДОУ; - конкурсы поделок, выставки, ярмарки; Игры, конкурсы по изучению национальных традиций, обрядов и быта. |
Перспективное планирование
Сентябрь
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе Определение уровней знаний о семье, о доме, о малой родине.
- Анкетирование родителей, беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе.
Октябрь
1-я неделя «Мой дом, моя семья»
Формировать знания о своем ближайшем окружении, семье, взаимоотношениях с близкими, традициями. Дать понятия «мой дом», «семья».
- Беседы: «7-Я», «Моя мама лучше всех», «Бабушка и дедушка в семье», «Пожилые люди»
- Игры: «Назови членов семьи ласково», «Как можно обратиться к человеку (маме, бабушке) с просьбой? », «Старый дед и внучек».
- Чтение произведений: Я. Аким «Моя родня», «Мой брат Миша», В. Драгунский «Если был бы я девчонкой», Е Григорьева «Бабушка», В. Заходер «Кто кому кто?»
- Рассматривание семейных фотографий.
- Рисование: «Наша дружная семья».
2-я неделя «Наши имена и фамилии»
Познакомить детей с историей имен, фамилий. Совершенствовать культуру поведения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к имени другого человека.
- Беседы: «Я и мое имя», «Что значат наши имена, фамилии? », «Для чего нужны имена и фамилии?».
- Чтение произведений: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали».
- Нарисовать с родителями - «Генеалогическое древо имен моих предков»
3-я неделя «Мой детский сад»
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать, доставлять им радость, воспитывать уважение к труду взрослых.
- Беседы: «Кто заботится о нас в детском саду», «Что такое детский сад»
- Игры: «Детский сад – моя вторая семья»
- Занятие «Мой детский сад».
- Экскурсия «Уголок леса»
- Рисование «Мой любимый детский сад»
4-я неделя «Мои права и обязанности».
Дать детям представление о правах и обязанностях. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Беседы: «Я выбираю сам», «Декларация прав человека и конвенция оправах ребенка»
- Занятия: «Уважай отца и мать», «Мои права», «Мужчины и женщины в семье», и др.
- Чтение произведений: В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает», Е. Благинина «Посидим в
тишине», Л Толстой «Косточка».
- Игры: «Наши отношения», «Страна вежливости», «Правила по которым мы живем».
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Мой поселок»
Дать представление о малой родине, об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, интересных уголках, зданиях. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
- Беседы: «Я живу в », «Где я люблю бывать? », «Как мы отдыхаем? », «Чем мне нравится мой поселок?».
- Игры: «Что такое », «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
- Рассматривание иллюстраций, достопримечательностей поселка.
- Экскурсии: Дом культуры, библиотеку, ФАП.
- Чтение произведений: З. Александрова «Родина». Фотовыставка «История поселка Сентябрьский».
- Рисование «Мой поселок Сентябрьский»
2-я неделя «Нефтеюганский район – родная земля»
Формировать знания о районе, ее историческом прошлом и настоящем. Знакомить с достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, климатическими условиями. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
- Беседы: «Наш дом Югра», «Народы Хмао - Югры».
- Экскурсии: в библиотеку.
- Знакомство с культурой и традициями народов ХМАО.
- Рисование «Родная сторона»
3- я неделя «Герба и флаг Нефтеюганского (района)»
Закрепить знания о флаге, познакомить с гербом и гимном Нефтеюганского района. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважения к флагу, гербу, гимну района. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
- Беседы: «История Нефтеюганского района», «Государственные символы».
- Экскурсии: в библиотеку.
- Чтение стихов о Нефтеюганском районе.
- Игры: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб? ».
- Аппликация с элементами рисования «Символы района Нефтеюганского».
4-я неделя «Родная природа» (района)
Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае, его природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться бережно к природе.
- Беседы: «Разнообразие растений», «Животные и птицы края».
- Занятия: «Красота природы родного края».
- Экскурсии: в библиотеку, в музей.
- Игры: «Назови растение», «Собери букет».
- Конкурс рисунков «Природа родного края», поделки из природного материала.
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Народы Севера».
Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой народов Севера; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своего народа.
- Беседа: «Что мы знаем о коренных народах»
- Экскурсии: в библиотеку, в музей.
- Рисование «История и традиции Камчатки в рисунках»
- Выставка «Увлечения наших мам и бабушек»
2-я неделя «Растительный мир ХМАО»
Расширять знания детей о климате ХМАО, растительном мире, краеведческие сведения о природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
- Беседы: «Растительный мир», «Деревья на нашем участке», «Лекарственные растения».
- Занятия: «Природа и мы», «Деревья бывают разные».
- Экскурсии: в парк, по территории детского сада.
- Игры: «К дереву беги! », «С какого дерева листок».
- Чтение произведений и стихов о деревьях
- Рисование «Деревья на нашем участке».
4-я неделя «Животный мир нашего края»
Расширять знания детей о климате ХМАО, животном мире, краеведческие сведения о животных и их обитании. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и животном мире.
- Беседы: «Домашние животные», «Дикие животные».
- Занятия: «Животные, обитающие в нашем крае», «Медведь – хозяин леса».
- Рассматривание иллюстраций с изображениями животных и местами их обитания
- Игры: «Путаница», «Кто, где живет? », «Покорми животных»
- Чтение произведений и стихов о животных
- Рисование «Животные нашего края»
- Лепка «В зоопарке»
- Сочинение рассказа о животных (записывают родители, можно нарисовать иллюстрации)
МАРТ-АПРЕЛЬ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Мир вокруг нас»
Формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.
Воспитывать в детях нравственно – патриотические и гражданские чувства
- Беседы: «Жители разных стран».
- Занятия: «Мы – Россияне».
- Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран, людей их населяющих
- Игры: «Иностранец», «Кто, где живет? ».
- Знакомство с глобусом
- Рисование «Страна, в которой я хотел бы побывать»
- Выставки рисунков «Разные страны»
2-я неделя «Люди с разным цветом кожи»
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходства всех детей в мире независимо от их национальности.
- Беседа: «Разный цвет кожи. Почему?».
- Занятия: «Разноцветные люди», «Дружба и дети».
- Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного цвета кожи
- Игры: «Иностранец», «Путаница»
- Рисование «Мы все равны»
3-я неделя «Наша страна – Россия»
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»
- Беседа: «Россияне – граждане России.
- Занятия: «Родина моя – Россия! ».
- Рассматривание иллюстраций с изображениями замечательных уголков России
- Игры: «Береза – символ России».
- Чтение произведений и стихов о Родине.
- Рисование «Моя Россия»
МАЙ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Московский Кремль»
Познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства
- Беседы: «Московский Кремль», «Красная площадь».
- Занятия: «Путешествие по старинному Московскому Кремлю».
- Рассматривание иллюстраций с изображением древнего и современного Кремля.
- Чтение стихов С. Маршака, В. Брюсова о Москве.
2-я неделя «Города-герои нашей Родины»
Познакомить детей с городами – героями России. С их историческими подвигами, заслугами перед Отечеством. Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу Родину. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
- Беседа: «Город герой – Волгоград»», «О блокадном Ленинграде».
- Занятие: «Экскурсия по городам – героям нашей страны»
- Рассматривание иллюстраций с панорамой сражений, историческими военными событиями, панорама городов во время войны.
- Чтение произведений о ВОВ.
- Аппликация: «Открытки к 9 Мая
3-я неделя «День Победы.
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства
- Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне? ».
- Праздник: «День Победы»
- Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.
- Рисование: «День Победы»
4-я неделя «Мы - патриоты»
Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства
- Итоговое занятие–викторина: «Мы патриоты»
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Богатыри русские»
Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей
- Беседы: «Русские богатыри».
- Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого
- Чтение русских былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», легенд.
- Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря»
- Рисование: «Богатыри земли русской»
- Спортивное развлечение «Будущие богатыри»
2-я неделя «Русские народные промыслы»
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
- Беседы: «Русские узоры», «Народные умельцы России».
- Занятия: «Русские народные промыслы», «Русская изба».
- Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России
- Прослушивание русской народной музыки
- Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало?
- Декоративное рисование предметов народных промыслов
3-я неделя «Разнообразная природа России»
Обобщить знания детей о климатических РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой природы, беречь ее.
- Беседы: «Самая большая страна в мире», «Растительный мир нашей Родины».
- Занятие: «Путешествие по России».
- Знакомство с картой.
- Игры: «С какого дерева листок? », «Узнай по описанию», «Чьи припасы?»
- Лепка «Животные»
4-я неделя «Северяне»
Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, флорой и фауной, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях
- Беседы: «Кто живет на Севере»
- Занятия: «Природа Севера».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями климата Севера, природой, животными.
- Чтение стихов, художественной литературы.
- Игры: «Кто где живет? », «Путаница».
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Русский лес»
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.
- Беседы: «Что такое лес? », «Кто живет в лесу? ».
- Занятия: «Русский лес», «Животные леса».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями животных и растений средней полосы, юга России, Севера.
- Чтение стихов, художественной литературы.
- Игры: «Кто где живет? », «У кого какой домик? ».
- Рисование «Обитатели леса».
2-я неделя «Что такое заповедник»
Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства
- Беседы: «Красная книга».
- Занятия: «Что такое заповедник».
- Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»
- Слушание фонограммы с записью лесных звуков.
- Игра: «Путаница».
3-я неделя «Реки нашей России»
Познакомить с названиями самых крупных рек России: Волга, Лена, Енисей, Дон и др., озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России
- Беседа: «Чем река отличается от моря».
- Занятия: «Реки - богатства нашей страны! ».
- Рассматривание иллюстраций с изображением озера Байкал, растений и животных тайги.
- Игра: «Обитатели рек? »
- Рисование: «Морские обитатели»
4-я неделя «Народы России»
Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей России. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества
- Беседы: «Одинаковы ли люди? Почему? », «Национальные костюмы».
- Занятия: «Знакомимся с народами России».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями людей в национальных костюмах, народных промыслов.
- Чтение сказок народов России.
- Рисование «Национальные костюмы»
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ
Тема недели
Программное содержание
Работа с детьми
Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Герб, флаг - государственные символы России»
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством
- Беседы: «Что, такое флаг, герб».
- Иллюстрации с изображением русского народного костюма, пособие «Флаг России»
- Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг».
- Рисование «Герб и флаг»
2-я неделя «Что значит быть гражданином?
Права и обязанности гражданина России» Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседы: «Гражданин своей страны», «О Правах гражданина России» и др.
- Занятия: «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России».
- Знакомство с географической картой мира.
- Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
3-я неделя «Знаменитые россияне»
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, которые делами и подвигами прославили нашу страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.
- Беседы: «Кого называют знаменитым?».
- Занятия: «Знаменитые россияне».
- Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников.
4-я неделя «Столица нашей Родины»
Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
- Беседы: «В какой стране мы живем? », «Какие города России вы знаете? ».
- Занятия: «Главный город нашей страны».
- Иллюстрации с изображениями Москвы, Кремля
- Использование декламации и мелодекламации
- Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету».
- Рисование «Москва глазами детей»
МАРТ-АПРЕЛЬ
«Итоговая диагностика по программе»
Обследование детей на определение итоговых знаний по программе
- Беседы с детьми.
- Дидактические игры
Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме
• метод наблюдения;
• методы математико – статистического анализа полученных данных;
• методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к опросу нравственно – патриотического воспитания.
Планируемые результаты нравственно - патриотического воспитания дошкольников
Планируемые результаты нравственно–патриотического воспитания определяются поставленной целью и задачами:
- Изменения в поведении дошкольника:
- проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы);
- умение вести монологическую речь (умение рассказывать);
- Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;
- Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающей социализацию личности дошкольника.
- Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности, этики, патриотических чувств:
- Использовать полученную на занятиях информацию в самостоятельной деятельности, в реальной жизненной ситуации;
- Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;
- Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
- Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля, самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить;
- Чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
- Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села, страны;
- Развивать способность решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту.
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, отцу, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: село, область; символику района, достопримечательности, его климатические условия, флору и фауну.
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
- Должны знать природу России ее флору и фауну.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5-6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
- Работа с родителями:
- Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей;
- Повышение психолого–педагогической культуры родителей;
- Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;
- Установление партнерских отношений между детьми, родителями и воспитателями;
- Становление семьи активной социальной системой.
- Работа с педагогическим коллективом:
- Сформировать коллектив единомышленников;
- Осуществлять отбор ведущих педагогических идей;
- Определить ведущие направления и виды деятельности педагогического коллектива;
- Сформировать коллективную копилку групповых, разновозрастных общих ключевых дел;
- Установить взаимосвязи с сельским социумом, родительской общественностью;
- Наработать групповые и общесадовские мероприятия, претендующие стать традиционными;
- Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения осуществлять всем коллективом, включая младший педагогический и технический персонал.
Список используемой литературы
- Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПБ.: ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Дунаева А.С. Проектирование тематической недели «Дал присягу-назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Кондрыкина Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ под ред.- Москва: Сфера, 2006.
- Нищева Н.В. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. – СПб.: ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду - Москва: Линка-Пресс, 2003.
- Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»: изд-во «Детство-Пресс»,2013.
Голубенко Надежда Юрьевна НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России
Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)
Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...
Сценарий тематического досуга к Дню России на тему:"Родина - Россия".
Тематический досуг направлен на воспитание у детей чувства патриотизма, чувства любви к людям других национальностей, доброго отношение к родной стране, уважения к её культуре, истории, традициям. Раз...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "
Конспект "Наша Родина - Россия" и презентация к викторине "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
- Мне нравится (1)