Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) по теме
Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»
Автор: Ланцева Валентина, воспитатель МДОУ « Детский сад комбинированного вида №199» Ленинского района г. Саратова
Люби и знай природу родного края.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный и емкий образ нынешней действительности.
Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя. Для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.
У всех стран земного шара появилась единая цель – не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем. Почему же эти проблемы стали актуальными?
Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Подготовить детей к разумной и счастливой жизни - трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня и сейчас, всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность и нужно стремимся идти в ногу со временем.
Вот уже в течение нескольких лет я работаю в детском саду над проблемой экологического воспитания детей. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей прекрасной «зеленой» планеты, сочувствие к заботам этих существ, готовность придти на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении лишен общения с миром природы. Трудно воспитать у детей бережное отношение к природным ресурсам, если они не видели, как создают из них полезные вещи и предметы, исправляют поломки, аккуратно убирают мусор и отходы. Малыши не только должны видеть это и присутствовать при такой деятельности, но и принимать в ней посильное участие, совместно со взрослыми.
Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. В этот удобный момент я рассказываю и наглядно показываю ребятам о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Я считаю, что очень важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы - пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды…Научить детей видеть красивое - дело сложное. Только своим личным примером, я передаю малышам искреннюю любовь к природе, бережное отношение к ней. Во время прогулок, экскурсий, занятий, я прививаю детям навыки правильного поведения в природе. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, непотушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде я использую экологические ситуации.
Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью. Очень важно донести это до сознания ребенка. Существует, к сожалению, мнение, что сбор даров природы, ловля животных способствует изученью природы, но это далеко не так. Мне могут возразить: «Так что же теперь, ребёнку нельзя даже сорвать цветок или веточку с дерева срезать?» Конечно, можно, если цель оправдывает действия. Если же ребёнку нужен цветок только лишь для того, чтобы вдохнуть его аромат или рассмотреть его поближе, то гораздо разумнее будет предложить ему наклониться над цветком или опуститься на землю рядом с ним - ведь в этом случае и увидеть, и почувствовать можно гораздо больше. Я учу детей выносить с прогулки не букетики цветов и сломанные веточки, а впечатления, мысли, чувства, открытия. Только тогда они могут прийти к пониманию самой ценности жизни, кому бы она ни принадлежала.
Прививать детям любовь к природе родного края необходимо, не только в детском саду, но и дома. Поэтому, я веду тесное сотрудничество с родителями: проводим совместные экологические акции: «Покорми птиц зимой», «Лучший домик для скворца», праздники: «Золотая осень», «Праздник картошки», «Весна пришла». Консультирую родителей о проведении совместного отдыха с детьми, рекомендую игры, в которые можно поиграть на природе. Очень нужно, чтобы сами родители осознавали важность экологического воспитания для своего ребенка. Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы. Роль семьи в экологическом воспитании детей, огромна. Поэтому, только совместные усилия всех взрослых: воспитателей, родителей, могут привить детям любовь к природе родного края, изменить отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx | 16.24 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu_s_detmi_2_mladshey_gruppy_na.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»
Автор: Ланцева Валентина, воспитатель МДОУ « Детский сад комбинированного вида №199» Ленинского района г. Саратова
Люби и знай природу родного края.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный и емкий образ нынешней действительности.
Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя. Для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.
У всех стран земного шара появилась единая цель – не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем. Почему же эти проблемы стали актуальными?
Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Подготовить детей к разумной и счастливой жизни - трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня и сейчас, всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность и нужно стремимся идти в ногу со временем.
Вот уже в течение нескольких лет я работаю в детском саду над проблемой экологического воспитания детей. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей прекрасной «зеленой» планеты, сочувствие к заботам этих существ, готовность придти на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении лишен общения с миром природы. Трудно воспитать у детей бережное отношение к природным ресурсам, если они не видели, как создают из них полезные вещи и предметы, исправляют поломки, аккуратно убирают мусор и отходы. Малыши не только должны видеть это и присутствовать при такой деятельности, но и принимать в ней посильное участие, совместно со взрослыми.
Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. В этот удобный момент я рассказываю и наглядно показываю ребятам о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Я считаю, что очень важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы - пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды…Научить детей видеть красивое - дело сложное. Только своим личным примером, я передаю малышам искреннюю любовь к природе, бережное отношение к ней. Во время прогулок, экскурсий, занятий, я прививаю детям навыки правильного поведения в природе. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, непотушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде я использую экологические ситуации.
Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью. Очень важно донести это до сознания ребенка. Существует, к сожалению, мнение, что сбор даров природы, ловля животных способствует изученью природы, но это далеко не так. Мне могут возразить: «Так что же теперь, ребёнку нельзя даже сорвать цветок или веточку с дерева срезать?» Конечно, можно, если цель оправдывает действия. Если же ребёнку нужен цветок только лишь для того, чтобы вдохнуть его аромат или рассмотреть его поближе, то гораздо разумнее будет предложить ему наклониться над цветком или опуститься на землю рядом с ним - ведь в этом случае и увидеть, и почувствовать можно гораздо больше. Я учу детей выносить с прогулки не букетики цветов и сломанные веточки, а впечатления, мысли, чувства, открытия. Только тогда они могут прийти к пониманию самой ценности жизни, кому бы она ни принадлежала.
Прививать детям любовь к природе родного края необходимо, не только в детском саду, но и дома. Поэтому, я веду тесное сотрудничество с родителями: проводим совместные экологические акции: «Покорми птиц зимой», «Лучший домик для скворца», праздники: «Золотая осень», «Праздник картошки», «Весна пришла». Консультирую родителей о проведении совместного отдыха с детьми, рекомендую игры, в которые можно поиграть на природе. Очень нужно, чтобы сами родители осознавали важность экологического воспитания для своего ребенка. Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы. Роль семьи в экологическом воспитании детей, огромна. Поэтому, только совместные усилия всех взрослых: воспитателей, родителей, могут привить детям любовь к природе родного края, изменить отношение к ней.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 младшей группы на
Тему: «Укрась Дымковскую игрушку»
Цель:
Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры и рисовать элементы дымковской росписи. Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Программные задачи:
-закрепить знания о дымковских игрушках, продолжить знакомить детей с дымковской росписью;
-научить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии);
-учить самостоятельно, составлять узор из знакомых элементов на готовых шаблонах;
-закрепить знания цветового колорита;
-воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Словарь:
Дымковская игрушка, барышня, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.
Материал:
Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках. Чтение русских потешек, песенок,загадок.
БАРЫНЯ
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
ИНДЮК
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
***
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
ЗАГАДКА
Зонтик грибком,
Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?
(Дымковская барыня).
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)
- Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физминутка.
Птичка, птичка прилетела
И на дерево присела.
Крылышками машет
И тихонько пляшет.
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Чем отличается от других эта работа?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....
План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Перспективное планирование на 2016-17 уч. год в подготовительной группе....
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. К сожалению, дети в скором времени могут лишиться богатств и сокровищ природы. Сохранение и восстановление при...