Использование современных технологий при ознакомлении дошкольников с природой
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.
Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении. Но не стоит забывать, что ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulanova_l.s.ppt | 2.83 МБ |
doklad.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие нравственных и социокультурных ценностей детей шестого года в процессе ознакомления с родным городом»
Потребность общества в нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Система ценностных ориентации является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции. В ФГОС ДО определяется задача развитие у детей духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества
«Цель и задачи педагогической деятельности» Задачи: Цель: использование проектной деятельности для формирования социокультурных и нравственных ценностей детей 6 года Познавательные познакомить с историей города, некоторых улиц, с промышленностью, достопримечательностями, традициями, -познакомить с природой родного города, района -формировать умения: наблюдать, рассматривать, делать выводы, анализировать свои поступки; предвидеть последствия своих взаимоотношений с окружающими Развивающие интерес к познанию города; осознание ценностей памятников; позитивное отношение у природе родного города и района; коммуникативные способности; волевые качества; речь, мышление, воображение, творчество; нравственные ценности и утверждение их в сознании и поведении детей Воспитательные -положительно-созидательного отношения ко всему окружающему миру и к себе; -любви, привязанности к своему городу, гордости за павловчан; -эмоционально – положительного, бережного отношения к природе
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Дети Экскурсии Наблюдения Решение проблемных ситуаций Оценка активности в деятельности Коллективные работы Моделирование Экспериментирование Доклады Труд Родители Консультации Анкетирование Родительское собрание «Нравственное воспитание дошкольников» Деловая игра «Развитие эмоциональной сферы» Семинар-практикум «Научим ребенка действовать правильно» Беседы Мастер-класс «Изготовление кормушки» Участие в досугах, праздниках
Проект : «Моя малая родина – город Павлово» Цель: Познакомить детей с историей города, промышленностью, достопримечательностями, расширить представления о традициях павловчан, о природе края. Продукт : праздник «Моя малая родина – город Павлово» 1 этап «История города»
2 этап «Промышленность города»
3 этап «Культура и традиции»
4 этап «Природа родного края»
«Результаты профессиональной деятельности» у большинства детей повысился уровень знаний по таким вопросам, как: история города Павлово, профессии павловчан, значимость результатов промышленного производства для города и страны, люди, прославившие наш город, правила грамотного поведения на дорогах и в общественных местах, А так же: сформировано осознанно правильное отношение к памятникам культуры и истории, объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание радовать своих близких и родных людей своими поступками сформировано умение отражать свои впечатления через различные виды деятельности
Предварительный просмотр:
Хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного города в рамках реализации проекта «Моя малая родина – город Павлово» ».
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.
Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении. Но не стоит забывать, что ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками процесса.
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Ученые, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Матюшкин, В.Б. Ольшанский и многие другие, считают, что поведение человека обусловлено выбором конкретных ценностей, ориентацией на них, направленностью на те или иные ценности. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов.
Основные принципы моей работы заключаются в том, чтобы на основе новых подходов, нового содержания, новых форм сотрудничества семьи и ДОУ заложить в основу развития личности ребенка нравственную позицию, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а также воспитать личность, стремящуюся к гармоничному развитию.
Для наиболее полной реализации данной темы я поставила перед собой цель и задачи, направленные на ее решение . Вы их можете видеть на слайде.
Таким образом, суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к семье, родной природе, Родному городу, истории и культуре, созданной руками близких и родных людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Первым этапом моей работы стало проведения педагогической диагностики. В результате наблюдений, бесед, оценке активности на занятиях, обнаружила, что большинство детей не знают, либо знают частично, ответы на такие вопросы, как: что вы знаете об улице, на которой вы живете? Почему наш город – называется Павлово? Какие достопримечательности и памятники есть в нашем городе? Какие растения можно встретить в Павловских лесах, полях, лугах и парках? и другие.
Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, депутаты,… от нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей малой Родиной, страной, в которой родились, будут ли ответственными за ее будущее и заботиться о ее процветании.
На втором этапе своей работы я подобрала и изучила методическую литературу, составила перспективный план работы с детьми, программу сотрудничества с семьями воспитанников, разработала конспекты занятий, совместных мероприятий, праздников, создала условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности воспитанника .
Для улучшения положения необходимо было внедрение развивающих технологий. Одна из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм легла в основу моей работы - это проектная деятельность дошкольников. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Проектная деятельность дает возможность для активизации самостоятельной деятельности дошкольника; помогает ему осваивать окружающую действительность; способствуют развитию творческих способностей; способствуют умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать; развивает речь, память, мышление, воображение; формирует коммуникативные навыки и нравственные качества и, как результат, стимулирует к самосовершенствованию. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Вся моя работа по формированию у детей знаний о городе невозможна без организации грамотно продуманной, насыщенной среды.
В Центр открытий «Выставка» – «Старое Павлово», «Павлово – город металлистов»,
В Лаборатории –есть все необходимое для проведения различных опытов (лупы,контейнеры с семенами, весы, линейки, схемы проведения опытов и др) Здесь ребенок совместно со взрослым проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения. Учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает.
Кроме этого дети ведут дневники наблюдения за появлением листьев из почек, делают зарисовки, взвешивают и измеряют семена, определяют наиболее благоприятные и неблагоприятные условия для роста растения, работают по схемам (способы размножения семенами и черенками) В системе ведется календарь природы.
В «Мастерской художника» – выставка «Традиции Павловчан – лозоплетение, разведение лимонов»
Центр «Всезнайка» – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры («С какой ветки детки», «Собери картинку», «Мой город», «Дорожные знаки»)
Центр «Юный читатель» - содержит художественную литературу Павловских поэтов и писателей, научно-популярную детскую литературу. Здесь дети рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, рассказывают экологические сказки.
Центр «Юный строитель» - маркеры пространства, разные виды конструкторов и строительного материала.
Центр сюжетно-ролевых и режиссерских игр – тематические коробки с атрибутами к играм «Пристань», «Путешествие по реке», «Салон красоты», «Поликлиника».
Центр «Юные спортсмены» - оборудование для развития основных движений, подвижных игр.
Третий этап работы по теме – реализация проекта.
Проект «Моя малая родина – город Павлово»
Цель проекта: Вы видите на слайде.
Первый этап работы – знакомство детей с историей родного города. С помощью родителей я организовала экскурсию в краеведческий музей, где нам показали предметы старины (одежда, мебель, музыкальные инструменты, предметы быта и др.),рассказали историю о возникновении города Павлово, познакомили с изделиями кустарей . Дети узнали о расположении города, о том, что Павлово – город мастеров умельцев.
В группе мы читали стихи Павловских поэтов про наш город, баллады о возникновении города; я провела беседы: «Мой старый город над Окой», «Герб нашего города». С помощью родителей организовала фотовыставку «Старое Павлово». Мы с ребятишками ходили по старым улицам города, где стоят еще прекрасные старинные дома. В рамках реализации проекта с детьми был проведен ряд этических бесед «Доброе слово в доме», «Кого называют добрым», «Что значит помочь другому человеку», «Что такое милосердие», «Много ли добрых поступков сделал ты?».
Второй этап работы – знакомство детей с промышленностью города Павлово. Совместно с родителями мы организовали несколько экскурсий по городу. Дети узнали, что в нашем городе много заводов, которые находятся в разных микрорайонах. Позже было дано домашнее задание: подготовить доклад-сообщение вместе с родителями, в котором нужно рассказать о заводе, на котором работают родители, о выпускаемой продукции, о профессии и профессиональных принадлежностях. В «Круге друзей»ребята делились своими сообщениями.
В группе была организована выставка выпускаемой продукции, буклетов, фотографий, каталогов с заводов.В самостоятельной деятельности дети рисовали по своим впечатлениям от экскурсий , конструировали, делали подарки для своих родителей, чтобы порадовать их, играли в игру «Что в волшебном сундучке?».
Продолжая знакомство с профессиями в нашем городе, мы посещали: Торговый центр, Салон красоты, Центральную почту, аптеку. Закрепляли свои знания о профессиях в дидактических играх, беседах, рассказах детей. После всех проведенных экскурсий, бесед, игр дети перенесли свои знания в сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Салон красоты», «Дом мод», «Стройка», «На корабле» и др. В играх дети придумывали сюжеты, проблемные ситуации, которые им нравится решать, например, «архитектор вносит свои изменения», «где достать материал для ремонта здания.
Третий этап – приобщение детей к культуре и традициям города Павлово. Совместно с родителями мы организовали экскурсии в Выставочный зал на выставки: «Старое Павлово» - фотовыставка. В группе мы организовали выставку из предметов с вышивкой и сделанных из лозы, приглашали гостей, которые рассказывали и показывали нам, как получаются такие уникальные и красивые вещи. Мы читали и заучивали некоторые произведения Павловских поэтов.
Были организованы экскурсии на братское кладбище, к вечному огню и другим обелискам; проведены беседы, из которых дети узнали, в память о каких событиях были воздвигнуты мемориалы и обелиски. Дальнейшее приобщение к традициям и социально значимым событиям в городе проходило через такие формы работы: дети принимали участие в праздниках «Покровские посиделки», «День пожилого человека», «День матери»; изготавливали подарки для своих близких.
Принимая участие в праздниках, изготавливая подарки, дети окунались в атмосферу общей радости, веселья. Я стремилась к тому, чтобы знания, которые я давала детям, вызывали у них не только эмоциональный отклик, но и побуждали каждого ребенка к практической деятельности.
Продуктом проекта стал праздник «Моя малая родина – город Павлово», который закончился чаепитием с домашней выпечкой и знаменитыми Павловскими лимонами, а также фотоальбом «Наш город Павлово», где были собраны фотографии с экскурсий, фотографии достопримечательных мест в городе, улиц, памятников и т.д.
Одним из этапов работы по формированию представлений о родном городе явился этап – ознакомление детей с природой родного края. В течении лета и начала осени мы ходили на прогулки в парк, дендрарий, на берег реки, в походы в лес вместе с родителям, в игровой форме знакомились с растениями, наблюдали за насекомыми, птицами, животными. Были посетителями экологической выставки в детской библиотеке. Свои впечатления дети старались отразить в рисунках, поделках.
Познакомились с проблемой бытового мусора. Я объяснила детям, что человек является частью природы, что необходимо бережно относиться к первозданной чистоте. Ставила такие задачи, как подвести к пониманию того, что не все предметы бытового мусора подвержены к распаду; учила видеть полезность в ненужных вещах; познакомила с «безотходным производством», воспитывала бережное отношение к природе, ко всему, что нас окружает, желание помогать взрослым в решении экологической проблемы. Для этого мы проводили ряд опытов «Что горит?», «Что быстрее разлагается?». Был проведен ряд бесед «Что мы выбрасываем?», «Предметы быта»,организована выставка игрушек из бытового мусора, которые дети мастерили вместе с родителями.
Мы периодически устраиваем экологический десант в парк. Рисовали призывающие плакаты и запрещающие знаки. Изготавливали кормушки для птиц, чтобы повесить их на участке и в парке. Своей работой я старалась вызвать у детей радостные чувства, положительные эмоции, переживания от общения с природой, чтобы они видели необходимость, небесполезность своих усилий. И взрослые, и дети получили огромное удовольствие от общения друг с другом. Была создана атмосфера доверия и личностного успеха в совместной деятельности при объединении усилий для достижения высоких результатов. Родители изменили свое отношение к роли семьи как первого наставника ребенка в нравственном воспитании. В рамках реализации проекта было проведено родительское собрание «Воспитание любви к родному краю», деловая игра «Учимся контролировать свои эмоции».
На заключительном этапе работы проводилась повторное обследование знаний детей по теме, в результате которой у большинства детей повысился уровень знаний по таким вопросам, как: история города Павлово, профессии павловчан, значимость результатов промышленного производства для города и страны, люди, прославившие наш город, правила грамотного поведения природе и в общественных местах, ценности здорового образа жизни .
Я планирую разработать перспективный план работы с детьми по теме «Развитие нравственных и социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родной страной» , разработать конспекты занятий, совместных мероприятий с использованием ИКТ-технологии, праздников. У меня есть планы по пополнению предметно-пространственной развивающей среды группы. Обязательным условием моей дальнейшей работы я вижу расширение социального партнерства с семьей.
Районное методическое объединение
«Использование современных технологий в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
Доклад из опыта работы
«Использование информационно- коммуникационных технологий при ознакомлении детей второй младшей группы с природой».
Автор:
Коровкина Елена Геннадьевна
воспитатель высшей кв.категории
МБДОУ детский сад №14 г.Павлово
2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ
АннотацияВ статье представлен поэтапный опыт работы ДОУ по обеспечению высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с природой на основе использования информационн...
«Использование современных технологий физического воспитания дошкольников в практике молодого специалиста»
Доклад к августовской конференции работников дошкольного образования Октябрьского района...
Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
Статья практического и теоретического характера по проектно-исследовательской работе с детьми старшего дошкольного возраста с применением местного природного материала....
Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
В статье рассказывается о работе с детьми дошкольного возраста, через проектную деятельность. В ней представлен опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в работе с воспитанниками и их ро...
Мастер-класс «Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой»
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых ИКТ подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возмож...
Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
Статья практического и теоретического характера по проектно-исследовательской работе с детьми старшего дошкольного возраста с применением местного природного материала....