Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Вера Николаевна

Статья практического и теоретического характера по проектно-исследовательской работе с детьми  старшего дошкольного возраста с применением местного природного материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Петрова Вера Николаевна,

воспитатель высшей категории

МБДОУ ДС «Солнышко»                

                                                                                        с. Крестях Сунтарского улуса РС(Я)

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников

с природой родного края

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе,  не заменит живого общения с ней. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает  познавать красоту, разнообразие природы.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением  открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

В любом родном краю можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. 

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Он включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: в итоге дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Темы наших проектов связаны с нашим родным краем. Проводятся такие проекты как «Мой родной Крестях», «Экологическая тропа», «Прогулка с интересом», «Разноцветные краски осени», «Берегите природу», «Растения нашего села», «Животные наших лесов», «Почитаемые места». По продолжительности времени они занимают  от 1 месяца до года.

При работе над проектом крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований и экспериментирований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

 -в учебной деятельности: занятия-путешествия («Путешествие капельки», опыты с водой, наблюдения за превращением воды, беседы);

 -в повседневной деятельности (целевые прогулки и экскурсии на водоеме): создание в группе зоны экспериментирования – для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований;

центр воды и песка - предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;

уголок природы - для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

 -в практической деятельности: кружок «Любознайка» (опыты, наблюдения, экспериментирования на темы: «Загадка бумаги»,«Волшебница – вода»,  «Воздух вокруг нас», «Мыльная мастерская»); познавательная конференция «Первые шаги» на тему экологии: «Зимующие птицы моего двора», «Богатая пушнина Якутии», «Подледная рыбалка».

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте. Такая проектная деятельность закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

F:\Исследов работа фото\20160915_160333.jpgF:\Исследов работа фото\20170201_162629.jpgF:\Исследов работа фото\20161213_161806.jpg

F:\Исследов работа фото\Рисунок2.jpg

     Проект                                                                                   Экспериментирования:

«Экологическая тропа»                   «Волшебная вода»         «Мыльная мастерская»          «Воздух вокруг нас»

Литература:

  1. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Издательство Мозаика-синтез. Москва, 2016;
  2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Издательство Мозаика-синтез. Москва, 2016;
  3. С.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

Творческий отчет "Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 98-детский сад  Творческий отчет по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды п...

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края

Статья практического и теоретического характера по проектно-исследовательской работе с детьми  старшего дошкольного возраста с применением местного природного материала....

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края

В статье рассказывается о работе с детьми дошкольного возраста, через проектную деятельность. В ней представлен опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в работе с воспитанниками и их ро...