развитие мыслительной деятельности .
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Коваленко Наталия Юрьевна

развитие мыслительной деятельности с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myslit._deyat.docx129.38 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное Бюджетное Дошкольное

     Общеобразовательное Учреждение   Детский сад № 6.

                              ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

                         ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ»

                                                                                                                ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

                          КОВАЛЕНКО Н.Ю.                                    

C:\Users\Наташа\Desktop\D6k4_VUFbuI.jpg

                                                             САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                                       2017 Г.

         Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, какими методами и приемами активизировали его интеллектуальную деятельность.

          В современной дидактике существует несколько подходов к классификации методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность. В основе классификации методов у одних авторов лежит источник получения знаний ( тогда методы подразделяются на: словесные, наглядные, практические и игровые). Другие группируют методы в соответствии с их дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. д.

          Общепризнанной является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он все методы обучения делит на 3 группы:

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

- методы организации учебно-познавательной деятельности.

- методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

Для успешного развития у детей познавательной активности и мыслительной деятельности у детей необходимо создать специальные условия.

Начнем с того, что формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности, поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей.

Так, в начале занятия, чтобы вызвать желание заниматься использую близкую и понятную для ребенка мотивацию через:

- проблемную ситуацию.

Например, « Ребята, к меня в руках книга, называется она « Птицы и животные весной», но вот беда – листочки в книге пустые. А вы хотите запомнить эту книгу рисунками и рассказами? Наше занятие поможет вам в этом.

          Предлагаю детям задание « Сложи разрезанную картинку и догадайся, о чем мы будем говорить сегодня на занятии».

Или « Отгадайте загадки, они вам подскажут тему сегодняшнего занятия»

« чудесный мешочек», « приход сказочных персонажей» и т.д.

          Мотивация может быть разной:

- игровая мотивация – помогаем игрушкам и сказочным персонажам решать их проблемы.

- мотивация общения – в условиях помощи взрослому.

- мотив личной заинтересованности.

- познавательный мотив – желание узнать новое, интересное, научиться чему-либо.

работа с тестом, соединяем все компоненты (соль, мука, вода) все перемешиваем.

вот сколько налепили хлебобулочных изделий

.  Работая с детьми, я убедилась, что наши дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов. Характерными признаками ребенка, медленно включающегося, долго думающего, со слабой памятью, является его неумение сосредотачиваться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в его суть: что надо делать и как делать. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали он пропускает. Это значит, что ребенок не внимателен и это влечет за собой цепочку неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности развития. Для этого я использую специальные приемы.

На этапе регуляционного компонента – вербализация задания (цель, содержание, прав…) « Расскажи, что ты будешь делать?»

Программирование предстоящей деятельности: « Расскажи, как ты будешь делать? Что сначала, что потом, что в конце?»

При необходимости уточнения и правильного речевого оформления деятельности привлекаю других детей:

« Кто лучше объяснит ( имя ребёнка) задание?» или « Кто скажет понятно для всех, тот получит фишку» - старший возраст.

Эти вопросы-задания помогают повысить уровень выполнения и осознания учебных действий. В конце концов каждый ребенок должен научиться планировать предстоящую деятельность про себя (в плане внутренней)

        Работа с детьми по формированию действий самоконтроля в задании продолжается до тех пор, пока они не станут привычными, т.е. пока дети

не научаться  не только правильно их запоминать, понимать, спрашивать о непонятном («Задай вопрос»), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия. И здесь использую приемы, побуждающие детей к самоконтролю:

Например, « Расскажите Незнайке, как мы выполнили задание»

Задание « Помощники»- дети проверяют выполненные задания друг у друга.

« Проверь и скажи о найденных ошибках тихо на ухо, чтобы не мешать друг другу»

«Самопроверка» - использование сличения с образцом.

В процессе работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим не только расширяется кругозор, но и развиваются мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Детей учим выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, производить анализ и синтез, устанавливать простейшие взаимосвязи. Для формирования понятий использую такие логические приемы как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение. Активизирую мыслительную деятельность через упражнения, задания, игры: « Назови части, которые составляют целое» ( У стула есть - спинка, сиденье, ножки) – анализ.

« Части-целого» (Перья, клюв, крылья, хвост – это птица) – синтез.

« Назови одним словом» - обобщение. (Куртка, пальто, брюки – это одежда)

« Я начну, а ты продолжи» - конкретизация ( мебель- это…)

« Разложи на кучки» - классификация по сенсорному, родовому, видовому признаку.

« Чем похожи, чем отличаются» - сравнение. ( Н: автобус – трамвай; люди – звери)

У детей процесс обучения и развития носит максимально-действенный и наглядный характер. Только в этом случае знания будут прочными и доступной для данной категории детей. Но продолжительность периода использования наглядности в коррекционном процессе для каждого индивидуальна. Поэтому на занятиях с детьми использую дид. игры:

1) с предметами (овощи, фрукты, игрушки…)

цель – практическая деятельность с предметами.

2) настольно-печатные игры («лото», «4-й лишний», «кто где живет», «где мы растем»...)

цель – манипулирование образами.

3) игры, задания с использованием моделей, схем.

цель- овладение действиями замещения образца на схему, моделирование.

4) словесные игры (загадки, логические задачи и многие др. задания выполняемые без опоры на наглядность)

цель- овладение умением выполнять задания на вербальном уровне.

 Необходимо отметить об активизации мыслительной деятельности на занятиях через элементарные опыты. Опыты показываю с целью наблюдения явлений в искусственно создаваемых условиях, детям лучше делать простейшие умозаключения, выводы, дает возможность лучше усвоить материал.

- знакомство со свойствами снега и льда, детям нравиться экспериментировать

- сравниваем снег и лед

- на что похоже

- у кого снег в кулачке быстрее растает

- большой интерес у детей вызывает поиск ответа что тонет, что умеет

- вопрос что тяжелее, что легче

- на прогулке тоже есть за чем понаблюдать. Где теплее под снегом или на поверхности? На какой стороне сосульки длиннее? Почему?

В заключении хочется сказать, что все выше перечисленные методы и приемы используемые в работе с детьми являются оптимальным средством формирования познавательной активности и мыслительной деятельности у детей разного возраста..

 От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика умственного развития ребенка.

 У большинства детей нашей группы появились значительные успехи в развитии мотивационного компонента. У них сформировалось желание заниматься.

Дети научились самостоятельно или с небольшой помощью вербализировать общую цель задания, правила, планировать свою деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр (подготовительная группа)

План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр(подготовительная группа)  Месяц Днинедели № занятия Цель Демонстрационный и раздаточный мат...

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мыслительной деятельности в группе для детей с ОВЗ по теме: "Животные наших лесов".

Конспект открытого занятия по обобщению и расширению знаний детей о животных наших лесов с использованием ИКТ...

Консультация для воспитателей:«Развития мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»

У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственн...