развитие мыслительной деятельности .
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
развитие мыслительной деятельности с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myslit._deyat.docx | 129.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное
Общеобразовательное Учреждение Детский сад № 6.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
КОВАЛЕНКО Н.Ю.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2017 Г.
Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, какими методами и приемами активизировали его интеллектуальную деятельность.
В современной дидактике существует несколько подходов к классификации методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность. В основе классификации методов у одних авторов лежит источник получения знаний ( тогда методы подразделяются на: словесные, наглядные, практические и игровые). Другие группируют методы в соответствии с их дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. д.
Общепризнанной является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он все методы обучения делит на 3 группы:
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- методы организации учебно-познавательной деятельности.
- методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Для успешного развития у детей познавательной активности и мыслительной деятельности у детей необходимо создать специальные условия.
Начнем с того, что формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности, поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей.
Так, в начале занятия, чтобы вызвать желание заниматься использую близкую и понятную для ребенка мотивацию через:
- проблемную ситуацию.
Например, « Ребята, к меня в руках книга, называется она « Птицы и животные весной», но вот беда – листочки в книге пустые. А вы хотите запомнить эту книгу рисунками и рассказами? Наше занятие поможет вам в этом.
Предлагаю детям задание « Сложи разрезанную картинку и догадайся, о чем мы будем говорить сегодня на занятии».
Или « Отгадайте загадки, они вам подскажут тему сегодняшнего занятия»
« чудесный мешочек», « приход сказочных персонажей» и т.д.
Мотивация может быть разной:
- игровая мотивация – помогаем игрушкам и сказочным персонажам решать их проблемы.
- мотивация общения – в условиях помощи взрослому.
- мотив личной заинтересованности.
- познавательный мотив – желание узнать новое, интересное, научиться чему-либо.
работа с тестом, соединяем все компоненты (соль, мука, вода) все перемешиваем.
вот сколько налепили хлебобулочных изделий
. Работая с детьми, я убедилась, что наши дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов. Характерными признаками ребенка, медленно включающегося, долго думающего, со слабой памятью, является его неумение сосредотачиваться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в его суть: что надо делать и как делать. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали он пропускает. Это значит, что ребенок не внимателен и это влечет за собой цепочку неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности развития. Для этого я использую специальные приемы.
На этапе регуляционного компонента – вербализация задания (цель, содержание, прав…) « Расскажи, что ты будешь делать?»
Программирование предстоящей деятельности: « Расскажи, как ты будешь делать? Что сначала, что потом, что в конце?»
При необходимости уточнения и правильного речевого оформления деятельности привлекаю других детей:
« Кто лучше объяснит ( имя ребёнка) задание?» или « Кто скажет понятно для всех, тот получит фишку» - старший возраст.
Эти вопросы-задания помогают повысить уровень выполнения и осознания учебных действий. В конце концов каждый ребенок должен научиться планировать предстоящую деятельность про себя (в плане внутренней)
Работа с детьми по формированию действий самоконтроля в задании продолжается до тех пор, пока они не станут привычными, т.е. пока дети
не научаться не только правильно их запоминать, понимать, спрашивать о непонятном («Задай вопрос»), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия. И здесь использую приемы, побуждающие детей к самоконтролю:
Например, « Расскажите Незнайке, как мы выполнили задание»
Задание « Помощники»- дети проверяют выполненные задания друг у друга.
« Проверь и скажи о найденных ошибках тихо на ухо, чтобы не мешать друг другу»
«Самопроверка» - использование сличения с образцом.
В процессе работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим не только расширяется кругозор, но и развиваются мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Детей учим выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, производить анализ и синтез, устанавливать простейшие взаимосвязи. Для формирования понятий использую такие логические приемы как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение. Активизирую мыслительную деятельность через упражнения, задания, игры: « Назови части, которые составляют целое» ( У стула есть - спинка, сиденье, ножки) – анализ.
« Части-целого» (Перья, клюв, крылья, хвост – это птица) – синтез.
« Назови одним словом» - обобщение. (Куртка, пальто, брюки – это одежда)
« Я начну, а ты продолжи» - конкретизация ( мебель- это…)
« Разложи на кучки» - классификация по сенсорному, родовому, видовому признаку.
« Чем похожи, чем отличаются» - сравнение. ( Н: автобус – трамвай; люди – звери)
У детей процесс обучения и развития носит максимально-действенный и наглядный характер. Только в этом случае знания будут прочными и доступной для данной категории детей. Но продолжительность периода использования наглядности в коррекционном процессе для каждого индивидуальна. Поэтому на занятиях с детьми использую дид. игры:
1) с предметами (овощи, фрукты, игрушки…)
цель – практическая деятельность с предметами.
2) настольно-печатные игры («лото», «4-й лишний», «кто где живет», «где мы растем»...)
цель – манипулирование образами.
3) игры, задания с использованием моделей, схем.
цель- овладение действиями замещения образца на схему, моделирование.
4) словесные игры (загадки, логические задачи и многие др. задания выполняемые без опоры на наглядность)
цель- овладение умением выполнять задания на вербальном уровне.
Необходимо отметить об активизации мыслительной деятельности на занятиях через элементарные опыты. Опыты показываю с целью наблюдения явлений в искусственно создаваемых условиях, детям лучше делать простейшие умозаключения, выводы, дает возможность лучше усвоить материал.
- знакомство со свойствами снега и льда, детям нравиться экспериментировать
- сравниваем снег и лед
- на что похоже
- у кого снег в кулачке быстрее растает
- большой интерес у детей вызывает поиск ответа что тонет, что умеет
- вопрос что тяжелее, что легче
- на прогулке тоже есть за чем понаблюдать. Где теплее под снегом или на поверхности? На какой стороне сосульки длиннее? Почему?
В заключении хочется сказать, что все выше перечисленные методы и приемы используемые в работе с детьми являются оптимальным средством формирования познавательной активности и мыслительной деятельности у детей разного возраста..
От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика умственного развития ребенка.
У большинства детей нашей группы появились значительные успехи в развитии мотивационного компонента. У них сформировалось желание заниматься.
Дети научились самостоятельно или с небольшой помощью вербализировать общую цель задания, правила, планировать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия познавательного цикла по развитию мыслительной деятельности – математика. «Путешествие в Цифроград»
Занятие по математике в подготовительной группе...
План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр (подготовительная группа)
План индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с зпр(подготовительная группа) Месяц Днинедели № занятия Цель Демонстрационный и раздаточный мат...
Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"
Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мыслительной деятельности в группе для детей с ОВЗ по теме: "Животные наших лесов".
Конспект открытого занятия по обобщению и расширению знаний детей о животных наших лесов с использованием ИКТ...
Консультация для воспитателей:«Развития мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственн...