Экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему:
«Вода и ее тайны».
старший возраст
Воспитатель
Нетребская Наталья Савельевна
ЦЕЛЬ:
закрепить знания детей о значении воды в природе (питает растения, пьют животные); в жизни человека (мы ее пьем, моемся, стираем, готовим);
где и в каком виде существует вода (океаны, моря, реки, озера ручьи, родники);
в виде росы, дождя, града, снега, льда, пара, тумана).
Рассказать о трех состояниях воды: - газообразном (пар, туман), - жидком (вода), - - твердом ( лед, град).
Формировать представление о свойствах и качествах воды : - прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, растворяет и не растворяет вещества.
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Сформировать понятие, что вода не исчезает, а переходит из одного состояния в другое----- «путешествует по кругу».
Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе эксперимента, умение проводить исследования, размышлять, обобщать результаты опытов, пользоваться картинками-схемами.
Развивать пластичность движения, фантазию, активизировать речь, обогащать словарь
Воспитывать бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
---картины, иллюстрации с изображением водных стихий,
--- картинки с изображением применения воды; природных явлений; стрех состояний воды.
---картинки-схемы(круговорот воды в природе, появление воды, состояние воды, кол-во воды на земном шаре, в человеке).
--- глобус;
--- маски - шапочки для игр «ТУЧА И КАПЕЛЬКИ», «ДРУЖБА МАЛЕКУЛ»;
--- термос с горячей водой, бутылка со льдом, желобок с камешками (макет ручья);
--- чашка, лейка с водой;
--- халаты с бейджиками;
--- стаканы большие (10 шт.);
--- стаканы маленькие (10 шт.);
---вода, сок с мякотью;
--- песок, сахар, гуашь;
--- магнитофон, запись со звучанием воды.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
--- Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
-- Дети, как вы думаете, почему нам не прожить без воды, для чего она нужна? (обращает внимание на капельки).
-- Правильно, мы ее пьем, варим пищу, моемся, стираем. А кому еще нужна вода?
-- Животным и растениям.
-- Действительно, вода нужна для жизни всем. Где же человек берет воду?
-- Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет – не кончается. В кране вода реки. Человек ее очистил и направил по трубам, из трубы в кран. В кране течет питьевая вода. И, чтобы она не иссякла – нам нужно беречь ее и не лить без надобности.
-- Ребята, вы хотите узнать тайны воды?
Воспитатель показывает на глобус.
-- Посмотрите, что это такое?
-- Это глобус – уменьшенная копия Земли – планеты на которой мы живем. Какого цвета больше? Голубым цветом обозначена вся вода, которая есть на планете, поэтому ее называют голубой планетой. Посмотрите, вот сколько воды на земле. (показывает схему). Если землю разделить на 4 части, то 3 части занимает вода и только 1 часть – суша.
-- Вода – источник жизни на земле. Даже человек больше чем на –половину состоит из воды. (показывает схему).
--Скажите, ребята, где можно встретить воду? (Воспитатель обращает внимание на изображение рек, озёр, морей и водопадов).
--Хотите узнать, как рождается вода?
Воспитатель одевает на детей маски-шапочки «КАПЕЛЬКИ»
Проводится игра «РОЖДЕНИЕ РУЧЕЙКА»
--Из недр Земли забил родничок, состоящий из капелек, капельки объединяются в ручейки(Дети двигаются по парам, тройкам друг за другом).Ручейки попадают в речку (дети смыкаются и двигаются змейкой друг за другом в одном направлении, изображая речку).Речка впадает в море(дети берутся за руки образуя круг).В море дуют ветры, появляются волны (дети передают волнообразные движения руками друг другу).
Раздается стук в дверь, входит Незнайка со свертком в руках.
-- Здравствуй, Незнайка!
-- Здравствуйте, дети! А, что вы тут делаете?
-- Мы хотим разгадать все тайны воды.
-- Меня хоть и зовут Незнайка, я тоже хочу узнать тайну воды, я очень люблю всякие тайны. А, вы, что-нибудь узнали уже?
-- Мы узнали, что на Земле больше воды, чем суши, что вода есть везде. Даже человек состоит из воды. Всему живому на земле нужна вода, без нее не прожить. Воду надо беречь. Мы узнали,как рождается речка, море.
Воспитатель показывает схему «РОЖДЕНИЕ РЕКИ».
-- Да, интересно! А я знаю, что вода есть и на небе, а как она туда попадает, я не знаю.
-- Вода ходит по кугу. Мы сейчас поиграем в игру «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ», и сразу все станет понятно. Дети у нас «капельки», а я – мама Тучка, а ты Незнайка будешь Солнышком.
Поводится игра: «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ».
Ходит мама Тучка по небу, а с ней все ее детки – капельки. Стало ей тяжело, и начала она сбрасывать капельки на землю. Раз – капелька, два – капелька, три. Пошел дождик. Сбросила тучка все капельки на землю. Прыгают они по лугам, полям, лесам, речкам. Попрыгали, поиграли – намочили землю и успокоились (дети присели на полу). Выглянуло солнышко – светит ярко, греет жарко. С каждой капелькой здоровается. От его тепла капельки нагрелись и стали легкие – легкие. Они вспомнили, что мама – тучка наказывала им вернуться к ней, стали испаряться и потянулись к ней на небо (дети тянут руки и бегут к «тучке»). Молоды, капельки, очень вы у меня послушные, когда вы остынете, я опять вас отпущу на землю.
-- Вот так, Незнайка, происходит круговорот воды в природе.
-- А, понял, понял, у меня даже карта есть такого круговорота.
Дети и воспитатель рассматривают схему, снимают шапочки.
-- Ребята, как вы думаете, всегда ли вода одинаковая?
-- Вода бывает в разном виде.
Воспитатель показывает детям изображения явлений природы ( пар, туман, дождь, роса, снег, град, лед).
-- Вода бывает в трех состояниях: газообразном( пар, туман), жидком( вода, дождь, роса), твердом( град, лед).
-- Вода состоит из маленьких частичек, которые называются МОЛЕКУЛАМИ (показать схему молекулы).
-- Давайте поиграем и разберемся в состояниях воды. Вы – маленькие частички воды – молекулы(одеваются шапочки -маски ).
-- Когда светит солнце или воду нагревают на огне, молекулам очень жарко, хорошо, свободно. Они находятся далеко друг от друга (дети ходят, держа руки на поясе). Это – пар. Проводится опыт «ПАР ТОЖЕ ВОДА».
-- Молекулам стало прохладно, они ищут друг друга (дети берутся за руки) и держатся друг за друга. Это – жидкость, вода. Она течет. Проводится опыт «ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ».
-- Ударил мороз, стало молекулам очень холодно. Прижались они друг к другу еще сильнее, еще меньше стало расстояние между молекулами (дети обнимаются).
Незнайка пытается оторвать детей друг от друга – не может.
-- Вот какие крепкие связи, чем крепче мороз, тем крепче связи. Это – лед.
Детям показать ЛЕД. Дети снимают шапочки.
-- Ребята, все ли тайны воды мы разгадали? Я предлагаю вам стать научными сотрудниками и продолжить нашу работу в лаборатории. Для этого нам с вами нужно переодеться.
Дети и воспитатель одевают халаты, проходят на свои места.
Воспитатель загадывает загадку:
Она без вкуса, запаха и цвета.
И всеми ученными признано это.
И формы она не имеет своей,
А сахар и соль растворяется в ней.
-- Это вода. И сейчас мы это проверим. Чтобы обследовать предмет нам нужны помощники. Как вы думаете, какие? Это глаза, нос, рот и ,конечно, же руки.
ОПЫТ №1
В двух стаканах вода и сок. Соломинка видна в стакане с водой, и не видна в стакане с соком.
ВЫВОД: Вода – прозрачная жидкость, не имеющая цвета.
ОПЫТ№2
Вдохнуть через нос воздух от сока и от воды. Сок пахнет, а вода – нет.
ВЫВОД: Вода не имеет запаха.
ОПЫТ№3
Попробовать на вкус сначала сок, а потом воду. Сок имеет вкус, а вода не имеет.
ВЫВОД: Вода не имеет вкуса.
ОПЫТ№4
Налить воду в сосуды разной формы, она приобретает форму сосуда.
ВЫВОД: Вода не имеет формы.
ОПЫТ№5
Поочередно в стаканы с водой добавляем сахар, песок, краску. Сахар растворяется, получается сироп. Песок не растворяется, получается осадок. При добавлении краски вода приобретает цвет.
ВЫВОД: Вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет, краска ее окрашивает.
После опытов дети показывают схемы результатов, а воспитатель выкладывает схемы на доске.
-- Вот сколько тайн у воды.
Незнайка: Спасибо, ребята, я тоже много узнал. Было интересно.
Уходит.
-- На этом наши исследования заканчиваются. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...