Проект по нравственно- патриотическому воспитанию "Растения нашего края".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект обеспечивает расширение знаний о природе родного края, о растениях и воспитывает чувство гордости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvenno-patrioticheskomu.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение

детский сад №5

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Растения нашего края»

Старшая группа

Воспитатель: Сербина Г. В.,1 кк.

2015 г.

Пояснительная записка

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с  дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Проект «Растения нашего края», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям, кустарникам,  цветам; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).   В ходе проекта у детей не только складываются представления о разнообразии природы родного края, но и раскрываются творческие способности, формируется исследовательский интерес, активизируется речь.
Привлечение родителей к проектной деятельности способствует наиболее глубокому усвоению информации и вызывает у ребят радость от совместной с родителями деятельности.
В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе родного края.

Проблема:

На сегодняшней день экологическая грамотность, бережное  и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Настоящий проект обеспечивает расширение знаний о природе родного края, о растениях и воспитывает чувство гордости.

Актуальность проекта

Воспитание любви и уважения к  родной  природе, родному поселку является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего поселка, надо его знать.

У детей старшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения.

Степень разработанности проблемы:

Как особое направление наука экология возникла в 19 столетии.  Ученые- педагоги  , занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах обращали внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания соответствующего отношения к окружающей природе.

Объект проектной деятельности: процесс развития познавательной деятельности детей.

          Предмет проектной деятельности: познавательная деятельность как средство развития познавательного интереса у дошкольников.

             Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческо-поисковый, продолжительностью 9 месяцев.

 Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса и воспитания социально- нравственного отношения к истории малой родины. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений , их взаимосвязях в природе. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь растений.

Задачи проекта: 

  • Формировать у детей основы нравственного создания и начало сознания личности методом проектов.
  • Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

     

    Гипотеза:

  Проживая в Таловском районе,  мы очень мало знаем о родном  крае. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной природе, к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории и природе родного края, начнут проявлять интерес к родной природе и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

  Ресурсное обеспечение:

Информационные: книги, журналы, художественные произведения, открытки, энциклопедии, справочники,

Материально-технические: экспонаты краеведческого музея го, атрибуты, мультимедийное оборудование.

Нормативные:  закон « Об образовании», « Конвенция  о правах ребенка», санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы, Устав  ДОУ .

           Принципы реализации программы:        

  1. Доступность, достоверность и научность знаний.
  2. Соответствие сложности материала возрасту детей.
  3. Культурологический подход.
  4. Связь воспитательной работы с окружающей действительностью.

    Ожидаемые результаты:

  •  У  детей сформируется первоначальные навыки экономически  грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  • У детей сформируются знания о растениях Таловского района.
  • Дети будут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
  • У детей сформируется чувство гордости за свой родной край и       желание сохранить его чистым и красивым.

Основные направления работы по проекту:

  • Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий;
  • Организация предметно - развивающей среды в МКДОУ;
  • Определение уровня знаний, умений и навыков по экологии  методом диагностики;
  • Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

                              Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

  1. Подготовительный

- Изучение нормативно- правовой базы

- Анкетирование родителей по проблеме

- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных методик и технологий)

Диагностирование детей;

Педагогическая оценка результатов диагностики.

- Налаживание взаимодействия с историко-краеведческим музеем                  

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Сентябрь

.

  1. Практический

- Обеспечение условий для реализации проекта;

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик обучения;

- Совершенствование  предметно - развивающей среды в группе;

-Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендации по проблеме;

- Творческо-оформительская деятельность;

Выполнение плана и оценка результата, внесение изменений, коррекция.

Познавательные занятия.

Презентация проекта на заседании педагогического совета МДОУ;

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

октябрь

октябрь

Сентябрь- апрель

В ходе реализации проекта

1 раз в неделю

апрель

.

3.Заключительный

Презентация проекта родителям;

Открытие выставки;

Обработка результатов по реализации проекта;

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем;

Май

Май

Май

Май

               

                  Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы

Виды детской деятельности

Речевое развитие

1.Творческие рассказы:

«Первоцветы»

«Ядовитые растения»

«Мой любимый кустарник»

Путешествие в мир цветов»

2. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку, легенду о лекарственных растениях.

3. Составление кроссвордов о растениях: «Что это?».

4. Чтение художественной литературы.

5. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

6. Вечер загадок о растениях родного края.

7. Заучивание стихов.

Социально - коммуникативное развитие.

1. Оформление игротеки дидактических игр

  • С какого дерева лист?
  • Назови друзей леса.
  • Найди, что опишу.
  • Найди растения нашего края.
  • Когда это бывает.
  • Цветочная поляна.
  • Что растет на окне.
  • Кому, что нужно для работы.
  • Что будет если…….
  • Что такое хорошо и что такое плохо.
  • Что нам нужно взять в поход.
  • Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

  • Пожарные
  • Защитники природы
  • Экскурсии в музей
  • Экскурсии по Таловой
  •  Подвижные, речевые игры.
  1. Оформление альбома « Растения нашего края"
  2. «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)
  3. Ручной труд:
  • Поделки из природного материала
  • Изготовление макетов деревьев
  1. Составление гербария из осенних листьев
  2. Экскурсия в краеведческий музей
  3. Экскурсии в лес
  4. Экскурсия в библиотеку
  5. Оборудование уголка: « Детская лаборатория»

Художественно - эстетическое развитие.

Рисование:

 Растения родного края

  • Зеленые улицы родного поселка
  • Где я отдыхал
  • Лепка: деревья, цветы
  •  Конструирование (бросовый материал): Цветочная поляна, оригами из бумаги
  • Аппликация « Мы любители природы»
  • Разучивание стихов и песен о растениях
  • Прослушивание музыкальных сказок и произведений  о цветах, растущих в нашем регионе.
  • Проведение праздника: «Зеленая  аптека»

Физическое развитие

  • День здоровья.
  • Фото альбом «Поделись опытом семейного отдыха»
  • Спортивные праздники, развлечения

Познавательное развитие.

 Познавательные занятия:

  •  «По улицам поселка
  •  «Таловая – мой край родной»
  • «Растительный мир родного края»

 «Знакомство с Красной книгой»

  • Беседа: « К природе с добротой».
  • Оформление альбомов с видовым разнообразием  растительного мира, их средой обитания.
  • Мероприятия по охране окружающей среды.
  • Викторина «Что я сделал для родного города» (Чистота, уют), «Лучший знаток деревьев.»

Беседы:

  • «Полезные привычки»
  •  «Лечебный чай»

Взаимодействие с родителями

  • «Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
  • Консультации, информационные беседы;
  • Помощь в организации экскурсий;
  • Помощь  в изготовлении атрибутов;
  • Помощь в подборе художественной и познавательной литературы;
  • Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций. 
  • Творческая деятельность детей совместно с родителями (книжки – малышки с записями рассказов детей и фотографиями о растениях.

         

                             

                  Прогноз возможных трудностей в реализации проекта:

Этапы

Трудности

Варианты решения

1 этап

Недостаточный уровень знаний и умений детей

1.Привлечь к работе специалистов;

 2.Составить перспективный план работе в соответствии с возрастом детей группы;

3. Подборка дидактических игр;

2 этап

Отсутствие интереса и желание участвовать в совместной деятельности по реализации проекта у родителей.

1.Консультирование и индивидуальные беседы;

2. Проведение совместных викторин, КВН

                          Поэтапный план реализации проекта:

        

                          Первый    этап – поисковый (сентябрь)

Задачи

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Анализ  опыта педагогов, методической литературы и приобретение новой.

сентябрь

Повысить собственный уровень знаний по теме

.

 Подобрать игры и упражнения  по теме

 Подбор игр по теме

сентябрь

 Картотека игр и упражнений по теме

.

 

                                 Второй этап- планирование (сентябрь)

 

Выявить уровень знаний и умений детей.

Разработать конспекты по теме.

Диагностирование детей по данной теме

Разработка конспектов по теме

 

Сентябрь- май

Октябрь

Объективная оценка уровня знаний детей

Конспекты  занятий по теме

Третий этап - практический (октябрь- май)

Реализация проекта

Выполнение плана работы и текущая оценка

В течение года

Выявление эффективности работы по теме

Привлечь родителей к совместной деятельности, повышение их уровня знаний по теме

Разработка и систематизация консультативного материала для родителей

В течение учебного года

Подборка консультативного материала для родителей

Выявить недочеты в работе

Внесение изменений, коррекция

В течение учебного года

Объективная оценка деятельности

Четвертый этап - аналитический (май)

Обобщение опыта для дальнейшего использования

Обобщение опыта

Май

Обобщенный опыт работы

Презентация опыта педагогической работы

Презентация опыта в рамках ДОУ

Май

Коллективный анализ и оценка результатов работы

Анализ полученных результатов

Анализ результатов педагогической работы

Май

Объективная оценка проделанной работы

                 Предполагаемый результат:

У детей сформированы представления о растения и их жизни в природе. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

            Продукт проекта:

  • Конспекты занятий;
  • Картотека  дидактических  игр;
  • Альбом  «Растения родного края»
  • Гербарий
  • Плакаты

Диагностическая карта      «растения нашего края» (старшая группа)


п/ п

Фамилия, имя
ребенка

Владение навыками экологически безопасного поведения в природе

Строение растений

Классификация растений

Умение вести наблюдение за объектами живой и неживой природы

Умение проводить прост. Опыты, знания правил безопасности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог

Критерии оценки:

Оцениваются: - самостоятельность;

                            - полнота ответа;

                            - точность ответа;

3 балла - ребенок самостоятельный, справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии методикой,

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью  взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный;

О баллов - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

Диагностический материал: картинки,  тесты, экологические игры.

                       Список используемой литературы:

  1. Н.А. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Москва.2003 г.
  2. Энциклопедия «Азбука природы». Ридерз  Дайджест.1997.
  3.  Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
  5.  Ушакова О. Д.   Красная книга России. Растения.
  6. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: Учитель 2006 год.
  7. Потапова Л. М.     Детям о природе. Экология в играх. – Ярославль:  Академия холдинг, 2002 год.
  8. Сигимова М. Н.Познание мира растений. – Волгоград: Учитель,   2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край – люби и знай».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной край-люби и знай"Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Моя семья"Конспект занятия по нравственно-патриотическ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"

Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём И берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою дом И душистый, золотистый х...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Любимый край-Черемушки мои!" старший дошкольный возраст

Проект по воспитанию любви к родному поселку и формированию нравственно-патриотических чувств разработан и реализован  с детьми подготовительной группы при тесном сотрудничестве с социальными пар...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой край родной, тобой любуюсь»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...