Конспект организованной образовательной деятельности "Природные явления"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство дошкольников с природными явлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_yavleniya.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по теме: «Природные явления»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Цель занятия: закрепить знания детей об основных явлениях природы.

Задачи:

-  Уточнить знания детей об изменениях природы в разные времена года, о людях, которые предсказывают погоду, о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер), о различных видах облаков.

Создать условия для развития  у детей речи, памяти, воображения, психических способностей;

Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа: беседы с детьми о природных явлениях, о приметах, по которым можно предсказать погоду, наблюдение за природными явлениями, дидактическая игра «Узнай народную примету», подвижная игра «Угадай явление природы»

Словарная работа: термометр, флюгер, метеорологи, кучевые, перистые,

Материал и оборудование: иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад, картинки различных видов облаков, картинки флюгера, термометра, аудиозапись «Шум ветра», прозрачная пластиковая емкость, сухие листья, воздушный  шарик, вентилятор, емкость с водой, кораблик.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? ...(ответы детей)

Воспитатель: Как о ней можно сказать (Ясная, солнечная, теплая) А давайте сейчас с вами вспомним: а какая еще бывает погода? (Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)

(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)

Воспитатель: предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята метеорологи

А давайте вспомним как они это делают? (ответы детей- они определяют ее по приборам)

Воспитатель: ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).

(Ответы детей - термометр и флюгер).

Ребята, а для чего нужен термометр? (ответы детей - для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим? (ответы детей - для определения направления ветра).

Воспитатель: а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода?.(ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.).

Воспитатель:  давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра?(ответы детей - нашим родителям).

Воспитатель: а еще? Людям каких профессий, надо знать погоду?.. (ответы детей - водителям автобусов, шоферам, летчикам).

Воспитатель: давайте вспомним, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы).

(ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад).

Воспитатель: ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте вспомним ребята народные приметы о погоде и поиграем в игру «Угадай народную примету».

(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).

 1) Ласточки низко летают - … (к дождю)

Стих подсказка детям:

В небе ласточки летают —

 День погожий обещают.

 А летают низко —

 Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)

2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)

3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)

4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)

5)Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)

6)Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)

Воспитатель: ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли (Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).

 Воспитатель: вы их узнаете?.... (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).

Воспитатель: а кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются?...

(ответ ребенка - дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)

Воспитатель: а если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (ответы детей - грозовые)        

Воспитатель: а какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей - кучевые). Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.

Воспитатель: ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака?Как еще о них можно сказать?   (ответы детей - голубые, серые)

 Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки (воспитатель достает карточки из под облаков на доске).

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что на них изображено, мы об это с вами уже в начале занятия говорили ?(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними   поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам, кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).

Воспитатель: а сейчас слушайте внимательно, правила игры «Угадай явление природы».

 Правила игры: я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.

Картинка лето: град, роса, радуга дождь.

Картинка зима: сосулька, иней…. снег

Картинка осень: листопад, капель……, дождь

Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.

Воспитатель включает аудиозапись «Шум ветра»

Что вы слышите? (Ответы детей). А как вы думаете, какой это ветер? Ветра бывают разные? (Ответы детей)

Воспитатель: можем ли мы здесь получить Ветерок? Сейчас мы встретимся с Ветерком (Воспитатель раздает  листы бумаги  и предлагает помахать ими). Я вижу, не всем удобно держать листочек, да и некрасиво. А что из него можно сделать (делают веер). Для чего нужен веер? Кто им пользуется? А теперь давайте помашем на себя. Что вы почувствовали? (Прохладу, свежесть, приятное ощущение)

Значит ветерок – слабое движение воздуха. Какими словами можно описать ветерок? (нежный, ласковый, приятный, прохладный). Когда слабый ветерок – колышутся листики. Мы с вами выяснили и поняли, что такое ветерок, молодцы.

- А теперь давайте попытаемся определить, что такое ветер. Мы можем получить ветер? Каким образом? (Включить вентилятор, поднести легкий предмет, он улетит. Подуть на кораблик, который находится в емкости с водой)

Хотите узнать, что такое ветрище?

Опыт: Взять прозрачную пластиковую емкость, положить в нее сухие листья. Надуть воздушный шарик и выпустить из него воздух прямо в банку. Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха.

Значит свойство воздуха – это движение с разной силой. Значит: сильный ветрище – это очень сильное движение воздуха, оно опасно.

Воспитатель: Молодцы ребята, были внимательными и активными. Что вам понравилось больше всего? Что нового и интересного вы узнали? Что еще хотели бы узнать? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»

Цель:расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность. Задачи:Образовательные:познакомить детей с природными явлениями (вулканы, кру...