Исследовательский проект "Разноцветный мир"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Aхметшина Алсу Фаритовна

Сегодня не каждый человек может обьяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы , люди испытывают восторг ирадость. Поэтому у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, и он стремиться создать ее искусственно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raduga_3_-_kopiya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Управление дошкольног образования”

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

“Центр развития ребенка- детский сад №90 “Подсолнушек”

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста “Я познаю мир”

Секция “Культура и искусство”

Исследовательская работа

Тема:” Радужный мир”

Руководитель проекта :

Ахметшина Алсу Фаритовна,воспитатель.

Зайнутдинова Фанзиля Азгамовна,воспитатель.

Воспитанник: Иванова Полина

Подготовительная к школе группа №9

                             г. Нижнекамск,РТ

                           2016г.


                                                        Содержание

1.Введение..................................................................................................................3

2.Актуальность проблемы……………………………………………………….....3

3.Цели и задачи……………………………………………………………………...3

4.Гипотеза …………………………………………………………………………...3

5.Новизна…………………………………………………………………………….3

7.Планируемые результаты………………………………………………………...4

8.Система работы…………………………………………………………………...4

9 Материально-техническая база ……………………………………………….....5

10.Основная часть…………………………………………………………….….......5

11.Список используемой литературы……………………………………………....9

 Приложение………………………………………………………………  . ……..10

                 

   

                                   

 Введение

 Актуальность проблемы

 Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Цель проекта: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях. Создание условий для эмоционального, радостного, праздничного настроя детей и их творческих способностей и сплочение детского коллектива.

Гипотезы исследования:

 Радугу можно создать в домашних условиях, если знать, как она образуется

Новизна нашей работы заключается в использовании информационных компьютерных технологий (работа в интернете, создание презентаций). Развивает исследовательские умения и конечно творческие способности в изобразительной деятельности детей. Наша работа позволяет нам заниматься интересным делом, приучает видеть красоту окружающего мира.

  Задачи

  • обогатить представление о радуге ;
  • расширять представления о всех цветах радуги в природе и предметном мире, искать простейшие цветовые аналогии;
  • развивать умение художественно- творческой (изобразительной) деятельности (рисование);
  • развивать познавательные умения (сосредоточиваться, внимательно рассматривать, наблюдать, проводить сравнение, простейшие аналогии);
  • обогащать литературный опыт детей знакомя их с литературными произведениями;
  • Попробовать получить радугу в домашних условиях
  • Формировать представления  о явлениях и объектах окружающего                            мира, об их взаимосвязи в природе
  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
  • Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

                       

  Планируемые результаты.        

     

-Расширение представления о радуге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

                                 

                                           

  Система работы

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

II этап – основной.

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный.

• Оформление результата проекта.

• оформление фотовыставки «Радужный мир» по результатам проекта.

 Ожидаемые результаты

-Расширение представления о радуге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

                                     

   Материально-техническая база

оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема,  губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);

энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;

материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).

Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.

Основная часть

Что такое радуга?

   Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Слово «радуга» похожа на слово «радость». И в самом деле , радостно бывает , когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Как же образуется радуга?

Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли , и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.

И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой.

Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами довольно плавный, с множеством промежуточных оттенков. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

Как Однажды  Жак  Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Каждый  Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.

 Необычные радуги

Посмотрев в интернете, мы нашли несколько необычных радуг:

Обычная радуга - это простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, а с самолёта - перевёрнутую или даже кольцевую. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой.

Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Лунная радуга – это редкое природное явление, порождаемое луной. Ее еще называют ночной радугой. Лучше всего лунная радуга видна при полной луне, так как в это время луна бывает самой яркой. Для появления лунной радуги, луна должна находиться невысоко в небе и небо должно быть тёмным. И, конечно же, должен идти дождь напротив луны.

Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. По мнению специалистов, зимняя радуга - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда.  Для зимней радуги нужны  крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце.

Огненная радуга это довольно редкое явление. Другое ее название округло-горизонтальная дуга. Огненная радуга расположена горизонтально

Появляется эта необычная радуга на фоне легких перистых облаков и расположена высоко в небе.

Я узнала, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов.   Поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу. (Приложение № 6)

           Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток, даже ночью и в зимнюю стужу.

Заключение

Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Благодаря  проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность. .

Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Тема радуги нас очень заинтересовала, мы изучили литературу, много ответов нашли через Интернет, провели опыты и эксперименты.

В ходе исследования мы узнали:

  1. Радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
  2. Радуга бывает разной: огненной, красной, лунной, зимней и др.
  3. Радугу можно сделать самому в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.

                                         

                                                   Список литературы

1.Алябьева Е.А. «Корекционно-развивающие занятия для детей   2.старшего дошкольного возраста» «ТЦ СФЕРА» Москва-2002

3.Нищеева Н.В. «Разноцветные сказки»  «Детство-пресс» СПб-2004

4.Поюсова Н.М, «Цветовой игротренинг» Речь/СПб-20

Катаев В.П., «Цветик – семицветик»

                                                                                                         

2 слайд

Введение 

   -До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей ,травой, а воздух чистый, свежий.  Но вот дождь стихает. Уже кое где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают…И вдруг кто то радостно кричит:

   -Радуга , смотрите -радуга!

 И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

 Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила изучить эту тему: «Радужный мир?»

3 слайд

  Актуальностью исследования является то, что сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением  природы, люди испытывают восторг, радость и счастье. Поэтому у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, и он стремиться создать ее искусственно.

4 слайд

Цель исследования:

выяснить, возможно ли получить радугу в домашних условиях.

Гипотезы исследования:

 Радугу можно создать в домашних условиях, если знать, как она образуется

Новизна нашей работы заключается в использовании информационных компьютерных технологий (работа в интернете, создание презентаций). Развивает исследовательские умения и конечно творческие способности в изобразительной деятельности детей. Наша работа позволяет нам заниматься интересным делом, приучает видеть красоту окружающего мира.

5 слайд

 За время работы над темой : «Радужный мир» я узнала много  нового и интересного и сейчас хочу подробно рассказать обо всем.

Для достижения поставленной цели я решила следующие задачи:

  • Я изучила причину возникновения радуги
  • Сколько цветов в радуге
  •  Узнала какой бывает радуга
  • Выяснила,  что получение радуги в домашних условиях возможно

6 слайд

Что такое радуга? 

   Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так  и зовут –радуга.

7 слайд

Какого цвета радуга?

  В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Чтобы узнать последовательность цветов радуги, придумали разные  фразы, стихи, песни   по первым буквам названий цветов:

Каждый охотник желает знать где сидит фазан;(не обяз)

Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки;(не обяз)

Или же считалки :

Красный –ягоды собрал,

Желтый- листья разбросал,

Мы оранжевый найдем-

Лучик солнца принесем.

За зеленым в лес пойдем,

Голубику там найдем,

Синий с красным подружился

Цвет фиалки получился.

8 слайд

Какой бывает радуга?

- В ходе исследования я узнала, что на земле бывают разные радуги: это двойная радуга, перевернутая радуга, огненная радуга, лунная радуга, но чаще всего наблюдается обыкновенная радуга.

9 слайд

Получение радуги в домашних условиях.

  Чтобы доказать ,что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов:

10 слайд

ОПЫТ № 1

Нам понадобились конфетки Скитлз, тарелка и горячая вода. Кладём в тарелку конфеты Скитлз, наливаем  горячей воды и ждём до полного растворения. Горячая вода поможет конфеткам быстрее раствориться.

Результат: у нас получилась радуга!

11 слайд

ОПЫТ № 2

Мы взяли бумажную салфетку, нарисовали на ней семь цветов радуги в виде кружков. Салфетку поместили в стакан с водой , чтобы нижний конец с цветной линией был в воде.

12 слайд

Результат: вода по салфетке быстро поднялась вверх, закрашивая весь кусок салфетки цветными полосками. В итоге у нас получилась радуга.

ОПЫТ № 3 ………….

13 слайд

Вывод:

  •  В  процессе поиска ответа на вопрос: «Как получается радуга ?", я  выяснила, что получить радугу в домашних условиях возможно.
  • Я узнала много нового о радуге: что означает слово радуга, когда она появляется.
  • Выяснила, что радуга бывает разной.
  • Радугу можно получить в домашних условиях и даже несколькими способами.
  • Самым интересным фактом  для меня оказалось то, что радуга бывает перевернутой.
  • Радуга- поднимает настроение, приносит радость.
  • Радуга одно из самых красивых явлений природы.

14 слайд

Заключение

   Мы провели исследование и практически подтвердили свои знания, о том как появляется радуга. Таким образом ,моя гипотеза подтвердилась- радугу я смогла получить сама.

15 слайд

  Мне так понравилось изучать радугу, что я с мамой сделала поделку из соли, получилась «Радужная осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...