Исследовательский проект "Разноцветный мир"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Сегодня не каждый человек может обьяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы , люди испытывают восторг ирадость. Поэтому у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, и он стремиться создать ее искусственно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raduga_3_-_kopiya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Управление дошкольног образования”
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
“Центр развития ребенка- детский сад №90 “Подсолнушек”
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста “Я познаю мир”
Секция “Культура и искусство”
Исследовательская работа
Тема:” Радужный мир”
Руководитель проекта :
Ахметшина Алсу Фаритовна,воспитатель.
Зайнутдинова Фанзиля Азгамовна,воспитатель.
Воспитанник: Иванова Полина
Подготовительная к школе группа №9
г. Нижнекамск,РТ
2016г.
Содержание
1.Введение..................................................................................................................3
2.Актуальность проблемы……………………………………………………….....3
3.Цели и задачи……………………………………………………………………...3
4.Гипотеза …………………………………………………………………………...3
5.Новизна…………………………………………………………………………….3
7.Планируемые результаты………………………………………………………...4
8.Система работы…………………………………………………………………...4
9 Материально-техническая база ……………………………………………….....5
10.Основная часть…………………………………………………………….….......5
11.Список используемой литературы……………………………………………....9
Приложение……………………………………………………………… . ……..10
Введение
Актуальность проблемы
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Цель проекта: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях. Создание условий для эмоционального, радостного, праздничного настроя детей и их творческих способностей и сплочение детского коллектива.
Гипотезы исследования:
Радугу можно создать в домашних условиях, если знать, как она образуется
Новизна нашей работы заключается в использовании информационных компьютерных технологий (работа в интернете, создание презентаций). Развивает исследовательские умения и конечно творческие способности в изобразительной деятельности детей. Наша работа позволяет нам заниматься интересным делом, приучает видеть красоту окружающего мира.
Задачи
- обогатить представление о радуге ;
- расширять представления о всех цветах радуги в природе и предметном мире, искать простейшие цветовые аналогии;
- развивать умение художественно- творческой (изобразительной) деятельности (рисование);
- развивать познавательные умения (сосредоточиваться, внимательно рассматривать, наблюдать, проводить сравнение, простейшие аналогии);
- обогащать литературный опыт детей знакомя их с литературными произведениями;
- Попробовать получить радугу в домашних условиях
- Формировать представления о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе
- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .
- Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о радуге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Система работы
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформление фотовыставки «Радужный мир» по результатам проекта.
Ожидаемые результаты
-Расширение представления о радуге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Материально-техническая база
оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.
Основная часть
Что такое радуга?
Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Слово «радуга» похожа на слово «радость». И в самом деле , радостно бывает , когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
Как же образуется радуга?
Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли , и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.
И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой.
Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами довольно плавный, с множеством промежуточных оттенков. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:
Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.
Необычные радуги
Посмотрев в интернете, мы нашли несколько необычных радуг:
Обычная радуга - это простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, а с самолёта - перевёрнутую или даже кольцевую. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой.
Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Лунная радуга – это редкое природное явление, порождаемое луной. Ее еще называют ночной радугой. Лучше всего лунная радуга видна при полной луне, так как в это время луна бывает самой яркой. Для появления лунной радуги, луна должна находиться невысоко в небе и небо должно быть тёмным. И, конечно же, должен идти дождь напротив луны.
Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. По мнению специалистов, зимняя радуга - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда. Для зимней радуги нужны крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце.
Огненная радуга это довольно редкое явление. Другое ее название округло-горизонтальная дуга. Огненная радуга расположена горизонтально
Появляется эта необычная радуга на фоне легких перистых облаков и расположена высоко в небе.
Я узнала, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов. Поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу. (Приложение № 6)
Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток, даже ночью и в зимнюю стужу.
Заключение
Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность. .
Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Тема радуги нас очень заинтересовала, мы изучили литературу, много ответов нашли через Интернет, провели опыты и эксперименты.
В ходе исследования мы узнали:
- Радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
- Радуга бывает разной: огненной, красной, лунной, зимней и др.
- Радугу можно сделать самому в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.
Список литературы
1.Алябьева Е.А. «Корекционно-развивающие занятия для детей 2.старшего дошкольного возраста» «ТЦ СФЕРА» Москва-2002
3.Нищеева Н.В. «Разноцветные сказки» «Детство-пресс» СПб-2004
4.Поюсова Н.М, «Цветовой игротренинг» Речь/СПб-20
Катаев В.П., «Цветик – семицветик»
2 слайд
Введение
-До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей ,травой, а воздух чистый, свежий. Но вот дождь стихает. Уже кое где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают…И вдруг кто то радостно кричит:
-Радуга , смотрите -радуга!
И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила изучить эту тему: «Радужный мир?»
3 слайд
Актуальностью исследования является то, что сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, люди испытывают восторг, радость и счастье. Поэтому у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, и он стремиться создать ее искусственно.
4 слайд
Цель исследования:
выяснить, возможно ли получить радугу в домашних условиях.
Гипотезы исследования:
Радугу можно создать в домашних условиях, если знать, как она образуется
Новизна нашей работы заключается в использовании информационных компьютерных технологий (работа в интернете, создание презентаций). Развивает исследовательские умения и конечно творческие способности в изобразительной деятельности детей. Наша работа позволяет нам заниматься интересным делом, приучает видеть красоту окружающего мира.
5 слайд
За время работы над темой : «Радужный мир» я узнала много нового и интересного и сейчас хочу подробно рассказать обо всем.
Для достижения поставленной цели я решила следующие задачи:
- Я изучила причину возникновения радуги
- Сколько цветов в радуге
- Узнала какой бывает радуга
- Выяснила, что получение радуги в домашних условиях возможно
6 слайд
Что такое радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут –радуга.
7 слайд
Какого цвета радуга?
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Чтобы узнать последовательность цветов радуги, придумали разные фразы, стихи, песни по первым буквам названий цветов:
Каждый охотник желает знать где сидит фазан;(не обяз)
Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки;(не обяз)
Или же считалки :
Красный –ягоды собрал,
Желтый- листья разбросал,
Мы оранжевый найдем-
Лучик солнца принесем.
За зеленым в лес пойдем,
Голубику там найдем,
Синий с красным подружился
Цвет фиалки получился.
8 слайд
Какой бывает радуга?
- В ходе исследования я узнала, что на земле бывают разные радуги: это двойная радуга, перевернутая радуга, огненная радуга, лунная радуга, но чаще всего наблюдается обыкновенная радуга.
9 слайд
Получение радуги в домашних условиях.
Чтобы доказать ,что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов:
10 слайд
ОПЫТ № 1
Нам понадобились конфетки Скитлз, тарелка и горячая вода. Кладём в тарелку конфеты Скитлз, наливаем горячей воды и ждём до полного растворения. Горячая вода поможет конфеткам быстрее раствориться.
Результат: у нас получилась радуга!
11 слайд
ОПЫТ № 2
Мы взяли бумажную салфетку, нарисовали на ней семь цветов радуги в виде кружков. Салфетку поместили в стакан с водой , чтобы нижний конец с цветной линией был в воде.
12 слайд
Результат: вода по салфетке быстро поднялась вверх, закрашивая весь кусок салфетки цветными полосками. В итоге у нас получилась радуга.
ОПЫТ № 3 ………….
13 слайд
Вывод:
- В процессе поиска ответа на вопрос: «Как получается радуга ?", я выяснила, что получить радугу в домашних условиях возможно.
- Я узнала много нового о радуге: что означает слово радуга, когда она появляется.
- Выяснила, что радуга бывает разной.
- Радугу можно получить в домашних условиях и даже несколькими способами.
- Самым интересным фактом для меня оказалось то, что радуга бывает перевернутой.
- Радуга- поднимает настроение, приносит радость.
- Радуга одно из самых красивых явлений природы.
14 слайд
Заключение
Мы провели исследование и практически подтвердили свои знания, о том как появляется радуга. Таким образом ,моя гипотеза подтвердилась- радугу я смогла получить сама.
15 слайд
Мне так понравилось изучать радугу, что я с мамой сделала поделку из соли, получилась «Радужная осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...