Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Кукла с секретом»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интегрированное игровое занятие для старших дошкольников, целью которого является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства — русской матрёшкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровое занятие для старших дошкольников | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Кукла с секретом»
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства — русской матрёшкой.
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев.
Развивающие: способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; закреплять навыки фонематического анализа и синтеза слов, развитие диалогической и монологической речи; развитие психологической базы речи; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать логическую цепочку событий.
Обучающие: учить активно и творчески применять ранее усвоенные приемы составления композиции из отдельных элементов.
Интегрируемые образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание подлинной игрушки — матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок; беседа-презентация «История появления матрёшки»; изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.
Оборудовавние: кукла-матрёшка (из пяти элементов), шкатулка, конверт с заданием, картинки с изображением предметов, разрезная азбука, свиток с вопросами, деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, альбомы по количеству детей, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства, музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка», песня «Мы милашки, куклы-неваляшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой); медиа — ресурсы: аудиомагнитофон, интерактивная доска.
Сценарный план игры «Кукла с секретом»
Воспитатель: Ребята, какими игрушками вы любите играть больше всего? А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши родители? А ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки?
Дети: отвечают
Воспитатель: А хотите отправиться в путешествие и узнать тайну любимой куклы наших предков? Путешествовать мы будем в группе. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.
В этом нам поможет волшебная шкатулка, а в ней записка: «Тайну вы узнать хотите? — В раздевалку выходите, на дерево — чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!»
Дети отправляются на поиски конверта с заданием (Звучит русская народная песня «Русская матрёшка»).
Станция № 1. «Отгадай-ка»
На дереве — чудес развешены картинки с изображением предметов: Машина, Аист, Танк, Радуга, Ежик, Шары, Кошка, Апельсин.
В задании предлагается выделить первые звуки в названиях каждой картинки и из них составить слово с буквами соответствующими этим звукам. (М-А-Т-Р-Ё-Ш-К-А).
Воспитатель показывает детям матрешку: «Кто не знает русскую матрешку, любимую красавицу-игрушку ваших предков! Возьмешь в руки деревянную куколку, полюбуешься ярким, затейливым рисунком — хороша девица! А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет. Не спеша разъединишь две половинки — а внутри… записка с заданием?!».
Воспитатель читает задание: «В уголок литературы проходите, историческими знаниями удивите!»
Станция № 2 «Исторический перекресток».
На полке дети находят древний свиток. В нем вопросы викторины: «Если на все вопросы отвечаете, матрешечку с заданием получаете!»
1. Когда появилась первая матрешка на Руси? (не многим более ста лет назад).
2. Какая игрушка стала прообразом русской матрешки? (фигурка добродушного мудреца Фукурумы, состоящая из двух половинок, внутри которых прятались фигурки поменьше, ученики мудреца).
3. Почему матрешка так называется? (в то время на Руси имя Матрена было самым распространенным).
4. Кто сделал первую русскую матрешку? (токарь Василий Звездочкин выточил из дерева заготовки, художник Сергей Малютин придумал эскиз и расписал в русском стиле кукол — их было восемь).
5. Почему все матрешки разные? (каждый мастер расписывает куклу по-своему, стиль росписи характерен для местности, где изготавливается матрешка, поэтому есть матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские, Вятские).
6. Каковы сюжеты современных матрешек? (художники расписывают их под былинных и сказочных персонажей, под диких и домашних животных, богатырей и солдат, государственных деятелей разных государств).
Воспитатель читает задание из второй матрешки: «В мастерскую нашу проходите — знаниями о создании матрешки удивите!». Звучит песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка».
Станция № 3 «Слобода мастеров»
В уголке детского творчества на столике выложены: деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства; третья матрешка из набора. Детям предлагается с наглядной опорой на эти предметы вспомнить и рассказать об этапах изготовления матрешки русскими мастерами.
Примерный рассказ детей (ожидаемый результат): «Для основы матрешки используются лиственница, липа, осина или береза, срубленные в конце зимы или ранней весной, когда в них мало сока. Заготовленные бревна сушат, складывая так, чтобы между стволами свободно проходил воздух. Через несколько лет просушенное дерево распиливают на чурочки — заготовки для будущих матрешек. Мастер выбирает чурочку и приступает к изготовлению матрешки, первой вытачивая на токарном станке самую маленькую матрешку, потом следуют матрешки побольше. Последней будет самая большая матрешка, в неё будут вкладываться все остальные. Готовые фигурки протирают жесткой шкуркой, и пропитывают специальным прозрачным составом, чтобы краски ложились ровно. Далее фигурки попадают в руки художнику. Каждый художник расписывает свою матрешку особым, характерным только для него стилем. Такая матрешка называется авторской».
Воспитатель обращает внимание детей на готовую (третью из набора) матрешку и зачитывает следующее задание: «В уголок музыкальный заходите — стихи и загадки о матрешке прочтите!»
Станция № 4 «Музыкальная ярмарка»
Воспитатель с детьми выполняет физкультминутку «Нарядные матрешки»:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево — вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево — вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо — налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним стихи о матрешке.
Дети читают стихи и загадывают загадки о матрешке:
Наша русская матрёшка,
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идёт!
Я Матрёшка-сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня,
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — матрешки.
В одной кукле — кукол много,
Так живут они — друг в дружке,
Их размер рассчитан строго —
Деревянные подружки.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…(Матрешки)
Воспитатель: Ребята, а где же четвертая матрешка?
Дети: находят среди музыкальных инструментов (четвертую из набора) матрешку с заданием: На станцию художников заходите, здесь вы матрешек своих создадите!»
Станция № 5 «Мастерская художника»
В учебной зоне группы на столах приготовлены краски, кисти, альбомы.
Дети рисуют матрешек.
Звучит песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой
Воспитатель вместе с детьми находит в последней пятой матрешке ключ-подсказку с местонахождением тайника: «Всех сестренок-матрешек соберите, шкатулку тайную у глобуса на полке найдите, и тайну куклы с секретом назовите»
«Матрешка — символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему человеку и так далее. Матрешка символизирует, материнство, богатство, плодородие. Именно поэтому её так любят в народе. Матрешка олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, яркими красками, дружными семьями. Матрёшка — символ России и русской души».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вами созданных матрешек подарить нашим мамам.
Список используемой литературы:
1. Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрешки. —М.:
Народное образование, 1998г
2. Волчкова В.Н. Конспекты занятий со старшими дошкольниками.
Познавательное развитие, ТЦ Учитель, 2006 г.
3.Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя» ООО
«Десятое королевство», 2004г.
4. Иванова Ю. Матрёшка. Кукла с секретом. — М.: издательский дом «Фома».
2014г
5. Клиентов А.Е. Народные промыслы. — М.: Белый город, 2008г
6. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. — М.: Белый город, 2007г
7. Рабочие тетради по основам народного искусства «Искусство — детям» — М.:
«Мозайка-Синтез». 2004г
8. Русские художественные промыслы/ ред.группа: М.Шинкарук, Л.Киселёва,
О.Блинова и др. — М.:Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011г
9.Скольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир
красок. — М.: АСТ: Астрель, 2010.
10. Сайт www.vipdol.ru/история — матрешки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Раз, два, три – сказка к нам приди!»
Цель : создать условия для развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования приёмов моделирования в процессе общения со сказкой.Задачи: продолжать учить дет...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Куклы русских народных праздников"
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Куклы русских народных праздников"...
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Кукла Акань друзей искала»...
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Кукла-оберег"
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Кукла-оберег"...
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»...
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест - игра «Тайна куклы с секретом»
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»Образовательная область и направление: социально-коммуникативное развитие.Цель: ...
Конспект музыкального (доминантного) занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песенка с секретом»
Задачи:Закрепление вокально- певческих навыков.Развитие внимания.Воспитание любви к музыке и пению...