Интеллектуальная игра КВН «Байкал-живая лаборатория». Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; дать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы для человека. Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания. Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.
Материал – иллюстрации: нерпы, голомянки, байкальского бычка, человека, логово нерпы.
Оборудование: Пластилин, стеки, подставки для работ, клеенки.
Ход занятия:
Воспитатель – Встали на дорожке, подравняли ножки! Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего дня и веселого настроения. Молодцы.
Воспитатель – Ребята, а мы с вами продолжаем наше удивительное путешествие по озеру Байкал. Но сначала, давайте вспомним: как называется наша страна? Как называется наш город? Как называется наш край? А как называется наша область? А подскажите, с помощью чего мы можем узнать, где находиться Байкал? На чем можно добраться на озеро? А я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете. Приготовились, полетели.
Физминутка: «Самолёт»
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. («Полетели» как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель - Ну вот, мы и на месте. Присаживайтесь на стульчики. Ой, ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины? (нерпа). Конечно, это нерпа. И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним чудом Байкала - нерпой. Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпе? (рассказы детей).
Воспитатель - Среда обитания нерпы ограничивается Байкалом, основное место – пелагиаль. Байкальская нерпа – эндемик озера Байкала. Иногда встречается в заливах. Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет. Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, скорость движения под водой не превосходит 7−8 км/ч.По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Самый опасный враг нерпы – человек. Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). Половозрелыми нерпы становятся в 3-4 года. Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Вес новорождённого до 4 кг. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери температура внутри логова достигает +5 °C, в то время, как снаружи стоят морозы —15…—20 °C. Период кормления заканчивается через 2—2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый — у более старших и взрослых особей. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. По учёту сотрудников Лимнологического института Сибирского отделения Академии Наук России, в настоящее время около 100 тыс. голов. Подсчёт ведут разными способами. Наиболее быстрый, но менее достоверный — визуально с самолёта, который совершает полёты по определённой сетке маршрутов. Учётчики смотрят в иллюминатор и отмечают каждое замеченное логовище или производят аэрофотоснимки маршрутов и по ним учитывают логовища. А затем уже ведут их пересчет с единицы площади на всю акваторию озера. Основу промысла байкальской нерпы составляет ценный мех. Жир, мясо и внутренние органы животных используются ограниченно местным населением. Рассматриваются варианты рационального использования байкальской нерпы в пищевой промышленности. Зверобойный промысел идёт по преимуществу на детёнышей после первой линьки.
Воспитатель - Вы, наверное, устали предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Охотники и нерпа». (Дети делятся на две команды. 2-3 ребенка домик, 2-3 нерпы, остальные охотники. По команде гуляем «нерпа» выходит на прогулку, по команде «охотники» нерпа прячется в домики, а охотники ловят нерпу. Игра проводится 2-3 раза.)
Воспитатель – Отдохнули, молодцы.
А сейчас я вас приглашаю за столы слепить из пластилина нерпу.
-Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот такую же нерпу, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой нерпы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпу:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.
(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем).Изтеста которое осталось, сделаем2 ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки(2маленьких шарика), глазки(2горошинки) и усики (щетинки).
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Давайте повторим этапы работы.
Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки плавали, резвились.
В теплой, чистенькой воде.
То сойдутся- разойдутся,
То зароются в воде.
- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
В Байкальских сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.
- Ну, что же вот и подошло к концу наше время знакомства с нерпой, пора прощаться с нерпой.
Итог занятия:
- Ребята понравилось ли вам наше знакомство?
-Что больше всего понравилось?
Итог занятия
Ребята, расскажите, как нерпа приспосабливается жить в воде, на суше зимой и весной?
Когда рождаются детеныши?
Чем питаются новорожденные нерпята? А взрослая нерпа?
Кто самый опасный враг у нерпы?
Как они защищаются от врагов?
Как надо беречь и защищать нерпу и ее детенышей?
Кто отслеживает подсчет нерпы?
Ребята, вы такие молодцы, все запомнили.
Возьмите массу серого цвета, раскатайте ее и придайте ей заостренный конец.
Пальцами прижмите кончик приготовленной массы.
Тонким концом инструмента, разделите будущий плавник на две равные половинки.
Пальцами оформите плавники.
Скатайте небольшой шарик серого цвета для изготовления головы моржа.
Скатайте два небольших шарика из белой массы и присоедините их друг к другу.
Прикрепите их к голове животного.
Из черной массы скатайте два маленьких шарика (глаза), придайте им плоскую форму и прикрепите к морде моржа. Прилепите нос. Зубочисткой оформите усы животного.
Раскатайте пласт серого цвета.
Затем сделайте заготовки ласт.
Фигурка готова
Литература.
1. http://dohcolonoc.ru/conspect/5700-konspekt-zanyatiya-nerpa-chudo-bajkala.html
2. http://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-zaniatiia-po-lepke-baikalskaia-nerpa/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_starshiy_doshk_vozrast.docx | 386.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43
Интеллектуальная игра КВН «Байкал-живая лаборатория». Старший дошкольный возраст.
Выполнила: Маркова Л.В.
г. Усолье-Сибирское
2016 г.
Цель: Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; дать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы для человека. Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания. Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.
Материал – иллюстрации: нерпы, голомянки, байкальского бычка, человека, логово нерпы.
Оборудование: Пластилин, стеки, подставки для работ, клеенки.
Ход занятия:
Воспитатель – Встали на дорожке, подравняли ножки! Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего дня и веселого настроения. Молодцы.
Воспитатель – Ребята, а мы с вами продолжаем наше удивительное путешествие по озеру Байкал. Но сначала, давайте вспомним: как называется наша страна? Как называется наш город? Как называется наш край? А как называется наша область? А подскажите, с помощью чего мы можем узнать, где находиться Байкал? На чем можно добраться на озеро? А я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете. Приготовились, полетели.
Физминутка: «Самолёт»
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. («Полетели» как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель - Ну вот, мы и на месте. Присаживайтесь на стульчики. Ой, ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины? (нерпа). Конечно, это нерпа. И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним чудом Байкала - нерпой. Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпе? (рассказы детей).
Воспитатель - Среда обитания нерпы ограничивается Байкалом, основное место – пелагиаль. Байкальская нерпа – эндемик озера Байкала. Иногда встречается в заливах. Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет. Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, скорость движения под водой не превосходит 7−8 км/ч.По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Самый опасный враг нерпы – человек. Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). Половозрелыми нерпы становятся в 3-4 года. Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Вес новорождённого до 4 кг. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери температура внутри логова достигает +5 °C, в то время, как снаружи стоят морозы —15…—20 °C. Период кормления заканчивается через 2—2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый — у более старших и взрослых особей. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. По учёту сотрудников Лимнологического института Сибирского отделения Академии Наук России, в настоящее время около 100 тыс. голов. Подсчёт ведут разными способами. Наиболее быстрый, но менее достоверный — визуально с самолёта, который совершает полёты по определённой сетке маршрутов. Учётчики смотрят в иллюминатор и отмечают каждое замеченное логовище или производят аэрофотоснимки маршрутов и по ним учитывают логовища. А затем уже ведут их пересчет с единицы площади на всю акваторию озера. Основу промысла байкальской нерпы составляет ценный мех. Жир, мясо и внутренние органы животных используются ограниченно местным населением. Рассматриваются варианты рационального использования байкальской нерпы в пищевой промышленности. Зверобойный промысел идёт по преимуществу на детёнышей после первой линьки.
Воспитатель - Вы, наверное, устали предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Охотники и нерпа». (Дети делятся на две команды. 2-3 ребенка домик, 2-3 нерпы, остальные охотники. По команде гуляем «нерпа» выходит на прогулку, по команде «охотники» нерпа прячется в домики, а охотники ловят нерпу. Игра проводится 2-3 раза.)
Воспитатель – Отдохнули, молодцы.
А сейчас я вас приглашаю за столы слепить из пластилина нерпу.
-Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот такую же нерпу, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой нерпы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпу:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.
(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем).Изтеста которое осталось, сделаем2 ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки(2маленьких шарика), глазки(2горошинки) и усики (щетинки).
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Давайте повторим этапы работы.
Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки плавали, резвились.
В теплой, чистенькой воде.
То сойдутся- разойдутся,
То зароются в воде.
- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
В Байкальских сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.
- Ну, что же вот и подошло к концу наше время знакомства с нерпой, пора прощаться с нерпой.
Итог занятия:
- Ребята понравилось ли вам наше знакомство?
-Что больше всего понравилось?
Итог занятия
Ребята, расскажите, как нерпа приспосабливается жить в воде, на суше зимой и весной?
Когда рождаются детеныши?
Чем питаются новорожденные нерпята? А взрослая нерпа?
Кто самый опасный враг у нерпы?
Как они защищаются от врагов?
Как надо беречь и защищать нерпу и ее детенышей?
Кто отслеживает подсчет нерпы?
Ребята, вы такие молодцы, все запомнили.
Возьмите массу серого цвета, раскатайте ее и придайте ей заостренный конец.
Пальцами прижмите кончик приготовленной массы.
Тонким концом инструмента, разделите будущий плавник на две равные половинки.
Пальцами оформите плавники.
Скатайте небольшой шарик серого цвета для изготовления головы моржа.
Скатайте два небольших шарика из белой массы и присоедините их друг к другу.
Прикрепите их к голове животного.
Из черной массы скатайте два маленьких шарика (глаза), придайте им плоскую форму и прикрепите к морде моржа. Прилепите нос. Зубочисткой оформите усы животного.
Раскатайте пласт серого цвета.
Затем сделайте заготовки ласт.
Фигурка готова
Литература.
1. http://dohcolonoc.ru/conspect/5700-konspekt-zanyatiya-nerpa-chudo-bajkala.html
2. http://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-zaniatiia-po-lepke-baikalskaia-nerpa/
3. http://dou3.edukuitun.ru/files/nerpa.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуального конкурса "Знай-ка" для детей старшего дошкольного возраста.
В данном сценарии описан ход интеллектуального конкурса "Знай-ка" для детей старшего дошкольного возраста, система оценки и бланки заданий....
Интеллектуальная игра по безопасности для детей старшего дошкольного возраста
В этой игре дети должны ответить на различные вопросы по личной безопасности, правилам поведения в общественном транспорте, ПДД и другие. Далее идет проверочный материал и шкала оценочных баллов для в...
Интеллектуальная игра "Колесо истории" для детей старшего дошкольного возраста
"Колесо истории" интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка сценария интеллектуальной игры "Почемучки-знайки" для детей старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальная игра МАДОУ ЦРР д/с № 24 города Калининграда для детей старшего дошкольного возраста «Почемучки - знайки» Ведущий (Самойленко Т.Л., учитель-дефектолог):...
План – конспект сенсорного и интеллектуального тренинга «Играем, думаем, размышляем» для детей старшего дошкольного возраста, культурная практика.
Цель: показать коллегам возможности решения образовательных задач посредством использования многофункционального стола и Bee bot робота при проведении сенсорного и интеллектуальн...
Экологическая интеллектуальная квест - игра "Знатоки природы" для детей старшего дошкольного возраста
Эколгическая интеллектуальная квест -игра "Знатоки природы", где дети могут показать и закрепит свои знания о природе....
Конспект спортивно-интеллектуальной квест-игры «Форт Боярд» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект спортивно-интеллектуальной квест-игры «Форт Боярд» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Организация активного отдыха детей , пропаганда здор...