Проект "Моя семья"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проект содержит технологическую карту реализации, а также подробнуй методическую разработку на каждый день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.docx | 87.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Возраст: 4-5 лет.
Протяженность: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта:
- Формирование понятий о родственных отношениях в семье, о своем месте в семье, осознание своей причастности к близким, родным людям.
- Развитие интегративных качеств - любознательность, отзывчивость, активность.
- Воспитание уважения к членам своей семьи, к старшим.
- Развитие связной речи, памяти, мышления.
Цель:
Обогатить представления детей о семье.
Задачи:
- Дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях.
- Учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
- Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.
- Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
Этапы реализации:
1.Подготовительный:
- Подбор и систематизация материала.
- Подбор стихов, игр, пословиц, поговорок, пальчиковой гимнастики, мультипликационных фильмов.
- Создание развивающей среды.
- Подготовка наглядного материала.
2.Практический:
- Организация деятельности детей.
- Составление генеалогического древа детьми совместно с родителями.
- Проведение сюжетно-ролевых игр по теме.
3.Заключительный:
- Определение результатов практической деятельности детей и родителей.
Формы работы с детьми:
- НОД.
- Беседы.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Чтение художественной литературы.
- Конкурс чтецов.
- Словесные игры.
- Пальчиковые игры.
- Просмотр мультфильмов.
- Рассматривание сюжетных картин.
Формы работы с родителями:
- Составление генеалогического древа.
- Привлечение к ознакомительным беседам с детьми об истории своей семьи.
Ожидаемые результаты:
- Связно и последовательно рассказывает о составе своей семьи, знает ее членов, определяет своих родственников на фотографиях.
- Выстраивает с помощью взрослых генеалогическое древо.
- Проявляет уважение к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается.
Фомы презентации: Проведение выставки «Мое семейное древо» и конкурса чтецов «Стихи о семье».
Материально-техническое обеспечение:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа.- Волгоград : Учитель, 2012.
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/1780.html
- http://www.detsadclub.ru/igry/819-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-starshei-gruppe-moya-semya
- http://dohcolonoc.ru/conspect/1756-konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-moya-semya.html
- http://www.kindergenii.ru/metodiki/moia-rodoslovnay.htm
- http://mdou56balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/razrabotki_zanjatij/moja_semja_moja_rodoslovnaja_zanjatie_po_oznakomleniju_s_okruzhajushhim_v_starshej_gruppe/9-1-0-5
- http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv28.htm
- http://nsportal.ru/ap/muzykalnoe-tvorchestvo/library/pesnya-zvezdochka-moyasli-muzlstarchenko
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/konspekt-zanyatiya-po-dukhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-rodoslovnoe-drevo-semi
- http://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=585&t=131967&view=print
Технологическая карта реализации проекта.
№ | Сроки реализации | Режимные моменты | Тема | Участники |
1. | Понедельник | Утро | 1.Беседа «Моя дружная семья». 2.Чтение стихотворения «Большая семья». 3.Знакомство с пословицами и поговорками о семье. | Дети Воспитатель Родители |
НОД «Познание» | «Что такое семья?» . | |||
НОД «Коммуникация» | «Моя семья» (с элементами сюжетно-ролевой игры). | |||
Прогулка | Наблюдение за прогулкой мам с колясками, с детьми. | |||
2. | Вторник | Вечер | 1.Просмотр отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон». 2.Рассказ по картинкам. 3.Сюжетно-ролевая игра «Семейные обязанности». | Дети Воспитатель |
3. | Среда | Утро | 1.Дидактическая игра “Назови правильно и назови ласково” 2.Пальчиковая гимнастика «Семья» | Дети Воспитатель |
НОД «Познание» | «Моя родословная» | |||
НОД «Музыка» | Прослушивание и разучивание песни «Звездочка моя» | |||
НОД «Художественное творчество» (ИЗО) | «Мое семейное дерево» | |||
4. | Четверг | Вечер | 1. Игра на развитие творческого воображения «Фантазеры» 2.Прослушивание песни «Что такое семья?» 3.Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Дети Воспитатель |
5. | Пятница | Утро | 1.Беседа о генеалогическом древе. 2.Просмотр мультфильма «Лунтик» серия «Семейный портрет» | Дети Воспитатель |
НОД «Художественное творчество» (ИЗО) | «Наша дружная семья» | |||
НОД «Чтение художественной литературы» | А. Кардашова. "Как мы живем» | |||
Конкурс чтецов | «Стихи о семье» | |||
6. | Работа с родителями | Выставка совместных работ детей и родителей | «Мое семейное дерево» | Дети Родители Воспитатель |
Подготовка детей к конкурсу чтецов | «Стихи о семье». |
ПОНЕДЕЛЬНИК
УТРО (Образовательная деятельность в режимные моменты).
1.Беседа «Моя дружная семья».
Задачи:
- Закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
- Воспитывать желание заботиться о родных и близких.
- Закреплять навык связной речи.
Беседа о семье (Сидя за столами)
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
-А кто еще есть у вас в семье?(бабушка, дедушка)
-Как зовут ваших бабушек и дедушек?
-Какие они?
– Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге
2.Чтение стихотворения «Большая семья» (В кругу)
Задачи:
- Поддерживать интерес к чтению литературных произведений.
- Уточнить представление об обязанностях в семье , составе семьи.
- Воспитывать внимательное отношение к членам семьи.
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:
Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!
3.Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Задачи:
- Познакомить детей с пословицами и поговорками о семье.
- Дать понятие о русских семейных традициях.
Беседа по пословицам .
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка.
Баба-бабушка, золотая сударушка!
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Сестра с сестрою, как река с водою.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
НОД
1.ПОЗНАНИЕ.
Тема: «Что такое семья?»
Программное содержание:
- Сформировать понятие, что такое семья.
- Закрепить представление о составе семьи.
- Развивать знания детей о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения.
- Познакомить детей с правами ребенка в семье.
- Воспитывать уважение к членам семьи.
Материалы и оборудование: кукла-утенок Тимка, семейные фотографии детей, чистые листы бумаги, карандаши.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел утенок Тимка. Он очень грустный, и я не пойму, что у него случилось. Тимочка, можешь ты рассказать, что произошло?
Тимка (грустно): Хорошо, я расскажу свою историю. Я живу в зоопарке, у меня есть свой домик. Домик красивый, уютный. За мной ухаживают работники зоопарка. Они кормят меня. Но вот каждый день к моему домику приходят взрослые с детьми. Взрослые и дети похожи между собой. Все они веселые, видно, что любят друг друга, и вместе им очень хорошо. А я всё время один, мне скучно и плохо, и вокруг никто на меня не похож.
Воспитатель (обращаясь к детям): Кто эти люди, ребята, как вы думаете?
Дети: Это мамы и папы и их дети.
Воспитатель: А как одним словом можно назвать группу людей, которые похожи друг на друга и живут вместе? Кто это?
Дети: Это семья.
Воспитатель: Правильно, ребята. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь-я». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь к маме и папе, сестренке, братишке – все вы похожи между собой. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, а цвет глаз как у братишки, смеетесь как ваша сестренка. И в семье, конечно, царит любовь и дружба. Покажите с помощью объятий рук и выражения лица, как вас любят мама, папа… (прием ассоциативной пантомимы).
Все члены семьи- очень близкие друг друг люди. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. А вот каким словом, мы сейчас с вами отгадаем!
«Загадки про семью»
Кто не в шутку, а в серьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, конечно…..(папа)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы храма,
Не ругая нас с братишкой.
Кто же это? Наша….(мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед)
А еще есть такие слова: есть дочь и …(сын), есть братья и …(сестры).
Воспитатель:
Есть в доме любом семейный альбом. Как в зеркале мы отражаемся в нем. Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото правдивы. Хранится альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме.
У вас на столах лежат семейные альбомы с фотографиями ваших родных. Давайте познакомим Тимку с вашими близкими, с вашей семьей. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на семейную фотографию…(называется кто-то из детей или же ребенок вызывается сам. Педагог задает ребенку вопросы:
- Кто изображен на фото?
- Где ты? Где твоя мама, папа?
- Что вы делаете?
- Какое у вас настроение?
Воспитатель обобщает ответы детей, обращает внимание на отношения родных друг к другу.
Воспитатель: Тимка, ты почему загрустил?
Тимка: А у меня семьи нет. Я не похож ни на кого.
Воспитатель: Это не правильно. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье, среди родных и близких. Ни у кого нет права разлучать детей с родными, особенно с мамой. И у тебя, Тимочка, обязательно должна быть семья и свой семейный альбом.
Я предлагаю, ребята, оставить Тимку жить у нас в группе. А альбом мы ему сейчас нарисуем все вместе.
Воспитатель предлагает детям взять карандаши и нарисовать утиную семью. Звучит «Песенка мамонтенка».
Воспитатель:
Итак, мы сегодня для вас открываем
Семейный альбом.
Мы в этом альбоме гостей принимаем,
Цветы поливаем и в игры играем,
Мы спорим, гуляем, мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем!
Дети отдают рисунки утенку.
Тимка благодарит детей: Теперь я знаю, что такое семья.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
2.КОММУНИКАЦИЯ.
Тема: «Моя семья»( с элементами сюжетно – ролевой игры)
Программное содержание:
1.Активизировать словарь по теме.
2. Познакомить детей с разными профессиями.
3.Научить детей доброжелательному общению с людьми.
4.Научить детей уважать труд родителей, понимать их и помогать им.
5.Развивать творческие способности детей, умение принимать на себя различные роли.
Ход НОД.
Оргмомент.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о разных профессиях людей и профессиях ваших родителей. Сначала посмотрим на картинки. Кем работают изображенные на них люди?
Дети (берут по одной картинке, выставляют их на доску)
Воспитатель: На первой картинке у нас изображен продавец. Где работает продавец?
Дети: В магазине.
Воспитатель: А что он там делает?
Дети: Продает товар
Воспитатель: Правильно. Продавец работает в магазине и продает товар. Обратите внимание на его одежду. На голове имеется колпак, на груди - фартук. Давайте посмотрим на следующие картинки. Кто изображен на них?
Дети: Врач, шофер, учитель, библиотекарь, парикмахер, повар, плотник.
Воспитатель: Да, правильно. Где работает врач?
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Лечит людей.
Воспитатель: А где работает шофер? Учитель? Библиотекарь? А что они делают? Шофер - водит машину, учитель - учит детей в школе, парикмахер ....
Воспитатель: Ребята, ваши родители, бабушки и дедушки каждый день ходят в магазин, парикмахерскую, больницу и т.д. Они общаются с продавцами, врачами, парикмахерами и т.п. Давайте и мы тоже поучимся правильно разговаривать со взрослыми людьми. Вы все знаете, что когда заходишь в магазин или в другое заведение, нужно говорить: «Здравствуйте!». Если хотите что-то попросить, то говорите: «Дайте мне, пожалуйста, .... например, полкило конфет.» или «Сделайте мне, пожалуйста, стрижку». За оказанную вам услугу вы должны непременно поблагодарить взрослого человека, сказать: «Спасибо!» или «Большое вам спасибо». Прощаясь, не забудьте сказать: «До свидания!» Все запомнили?
Дети: Да!
Воспитатель: Надеюсь, теперь вы будете культурными и доброжелательными людьми.
Воспитатель: Ребята, ваши родители проводят весь день на работе. Они очень сильно устают. Родителей надо жалеть, помогать им в домашнем хозяйстве, любить их и уважать. Когда вы приходите домой, что вы делаете?
Дети: Смотрим телевизор, играем в компьютер, читаем книжки
Воспитатель: Это неправильно. Где же забота о ваших родителях? Любовь? Уважение? Прежде всего, придя домой, вы должны помочь маме на кухне: помыть посуду, подмести пол, полить цветы, протереть пыль. Помогая маме, не забудьте помочь и папе, о чем он ни попросит. Помните, родители это ваша опора, как вы будете чаще заботиться и беречь своих родителей, так они меньше будут болеть. Любите и уважайте своих родителей!
Воспитатель: Ребята,посмотрите-ка, к нам в гости сегодня пришел Петрушка (появляется кукла Петрушки). Он хочет узнать о том, как вы любите и помогаете своим родителям. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Петрушка!
Воспитатель: А как вы еще умеете здороваться?
Дети: Доброе утро, Петрушка!
Петрушка: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Надо ли слушаться родителей? Бабушек и дедушек? Дети: Да!
Петрушка: Можно ли спорить с ними? Дети: Нет!
Петрушка: А вы помогаете дома своим родителям, бабушкам и дедушкам? Дети: Да!
Воспитатель: А что вы делаете? Дети: поливаем цветы, кормим собачек...
Петрушка: Молодцы! Родителям, бабушкам и дедушкам нужно всегда помогать: мыть посуду, подметать пол, протирать пыль, ходить в магазин за покупками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Петрушка: Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные поступки, а вы оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Один хлопок - хорошо; два хлопка - плохо. Начинаем?
Дети: Да!
Петрушка: Мальчик подмел пол. Дети: (хлопают)
Мальчик не вымыл руки перед едой.
Помог сестренке одеться.
Девочка с мамой мыла посуду.
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать.
Девочка не слушалась бабушку и кричала.
Мальчик сломал машину и порвал рубашку.
Девочка подарила маме цветы.
Мальчик помог маме полить цветы.
Девочка читала дедушке книгу.
Мальчик разговаривал с бабушкой ласково.
Девочка для бабушки приготовила чай.
Мальчик помог маме накрыть на стол.
Девочка уступила место в автобусе.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Давайте подведем итог. Как нужно помогать родителям? Что нужно делать? Сейчас все встают по очереди и называют по одному доброму делу и показывают, как это делается. Дети: Накрывать на стол...
Мыть посуду... и т.д.
Воспитатель: Надеюсь, ребята, вы усвоили сегодня, что взрослым нужна ваша помощь и поддержка. Берегите ваших самых родных и близких. На этом мы завершим с вами нашу беседу. Давайте попрощаемся с Петрушкой! Дети: До свидания, Петрушка! Петрушка: До скорой встречи, ребята!
ПРОГУЛКА (Образовательная деятельность в режимные моменты).
1.Наблюдение за прогулкой мам с колясками, с детьми.
Задачи:
- Уточнить представление о том, как взрослые заботятся о малышах.
- Обратить внимание как взрослые заботятся о детях.
- Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.
- Расширять кругозор , обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
ВТОРНИК
ВЕЧЕР (Образовательная деятельность в режимные моменты).
1.Просмотр отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон».
Задачи:
- Стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Уточнить представление о составе семьи.
После просмотра отрывка из мультфильма воспитатель просит детей назвать членов семьи Малыша.(Малыш, мама, папа, брат).
2.Рассказ по картинкам.
Задачи:
- Уточнить представление об обязанностях в семье .
- Формировать ценностное отношение к себе и к своим близким.
- Учить детей оказывать родным посильную помощь.
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)
– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!
3.Сюжетно-ролевая игра «Семейные обязанности».
Задачи:
- Используя метод косвенного руководства игрой, учить детей обыгрывать различные ситуации, объединять сюжеты нескольких игр.
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения.
- Развивать коммуникативную компетенцию.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Воспитывать уважение и любовь к близким людям.
У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья.
Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей).
-моет посуду
-ремонтирует шкаф
-готовит еду
-вяжет носки
-забивает гвозди
-стирает
-укладывает вас спать
-убирает игрушки
Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.
А теперь давайте поиграем в большую и дружную семью, где каждый выполняет свои обязанности.
Выбираем маму, папу, бабушку, дедушку, дядю, тетю, братьев и сестер. Игра развивается детьми, воспитатель в некоторых моментах помогает развить сюжет, подсказывает направления сюжета.
СРЕДА
УТРО (Образовательная деятельность в режимные моменты).
1.Дидактическая игра “Назови правильно и назови ласково”.
Задачи:
- Формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь , внук, брат, сестра и д.р.
- Учить правильно называть своих ближайших родственников.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Воспитатель предлагает перечислить членов своей семьи и определить, кем они являются по отношению друг к другу.
Я- маме и папе- сын, дочка.
Я- бабушке и дедушке- внук, внучка.
Я- брату и сестре- сестра, брат.
Бабушка и дедушка- маме и папе- родители.
Родители- бабушке и дедушке- дети.
После этого предлагается назвать ласково каждого члена семьи.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья».
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
Раз, два, три, четыре! Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире? Сцепить пальцы в замок и расцепить.
Раз, два, три, четыре, пять Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать! Загибание пальцев.
Мама, папа, брат, сестренка Поочередное поглаживание пальчиков.
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья! Показ кулачков.
НОД
1.ПОЗНАНИЕ
Тема: Моя родословная.
Программное содержание:
- Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родные ”.
- Стимулировать интерес детей к истории своей семьи.
- Познакомить с понятием «генеалогическое древо».
- Формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.
Ход НОД.
Оргмомент: Дети стоят в кругу. Воспитатель: Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении давайте снова побеседуем с вами о семье.
Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными.
Воспитатель: А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют родственниками? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя.)
Правильно. Родственниками называют близких по родству людей.
А что означает слово «род»? (бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа их братья, сестры и дети.)
Воспитатель: Если объединить ваши ответы можно сказать, что род- одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи.
Подскажите, кто самые уважаемые родственники в вашем роду и почему?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи — бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.
Семья это слово родное! Сколько в нем света добра и тепла! Как мы гордимся своими родными, За все их заслуги, за все их деда!
Воспитатель: А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец. Поможет мне (имя ребенка). Надень на стержень два первых кольца - бабушка и дедушка, которые дали жизнь твоей маме. Как мы назовем два следующих кольца? Мои, бабушка и дедушка, которые дали жизнь моему папе. Надень их на пирамидку. Следующие кольца меньше по размеру, как мы их назовем? (Мама и папа) Остались самые маленькие кольца, кого они обозначают? (Братика и меня). Что у нас получилось? (Пирамидка) На чем держатся верхние кольца? (На самых больших кольцах)
Воспитатель: Как мы их назовем? (Бабушки и дедушки) Давайте вспомним стихи о бабушке и дедушке.
Бабушка, как бабушка — Веселая, красивая, Ласковая, добрая — Самая любимая! Бабушка со мной играет И читает сказки. Для нее ведь нет важней Меня - голубоглазки!
У меня есть дедушка, Как зима седой У меня есть дедушка, С белой бородой. Мне на все мой дедушка Может дать ответ. И не стар мой дедушка, Хоть ему сто лет!
Воспитатель: А эти кольца как мы назовем? (Мама и папа) Какие стихи вы хотели бы прочесть про маму и папу?
Мы с мамой делали котлеты, А за окошком дождик шел Мы с мамой думали при этом, Как вместе жить нам хорошо!
Не терпит мой папа безделья и скуки, У папы умелые сильные руки. И если кому-нибудь надо помочь, Мой папа всегда поработать не прочь!
Физкультминутка.
Солнечным погожим днем Мы с семьею в лес идем. Мы с собой несем корзинки (шагают на месте) Вот хорошая тропинка (показывают ладошками) А вокруг полно малины (наклон) Пройти мимо не могли мы ( указательным пальцем показывают отрицание) Собираем по кустам (приседают) Здесь отличные места (дети встают в исходное положение) Снова мы идем по лесу А вокруг так интересно Отдохнуть пора дружок (шагают на месте) Мы присядем на пенек (садятся на стулья)
Воспитатель: У многих из вас есть братья и сестры у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображают в виде древа, которое называется «генеалогическое древо». Семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, и мы их не видим. Точно также мы порой не знаем и о своих древних предках.
Корни дерева- это наши бабушки и дедушки. Толстые нижние ветки- это наши мамы и папы. Тонкие верхние ветки- это вы, детки!
-Ребята, что нового вы сегодня узнали, чему научились? (Ответы детей).
Расскажите своим родным, как мы составляли генеалогическое древо, попросите их сделать вместе с вами ваше семейное древо и рассказать об интересных событиях из истории вашей семьи.
2.МУЗЫКА
Тема: Прослушивание и разучивание песни «Звездочка моя».
Задачи:
- Учить детей слушать музыкальное произведение, определять его характер.
- Развивать речь, память.
- Воспитывать добрые чувства к маме.
«Звездочка моя»
Слова и музыка Л.А. Старченко.
1.Мамочка, милая, сядь со мной,
Ты за целый день устала.
Как хорошо рядом быть с тобой,
Отдохнуть пора настала.
Пр-в.
Давай с тобой поговорим,
Мы с тобой друзья.
Мамочка любимая,
Звездочка моя.
2.На плечо мне голову положи,
Я к тебе щекой прижмусь.
Добрую сказку мне расскажи,
Ты мою развеешь грусть.
3.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (ИЗО)
Тема: Мое семейное дерево.
Программное содержание:
- Закреплять умение детей составлять генеалогическое древо.
- Закреплять навыки рисования карандашами.
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, художественные навыки.
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье, предкам.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами очень много говорили о своих предках и об одном особенном дереве, которое называется генеалогическим древом или древом семьи, семейным деревом. Расскажите, пожалуйста, что это за необыкновенное дерево. (Ответы детей)
Сейчас мы с вами попробуем сами нарисовать это удивительное дерево. Но сначала…
Физкультминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель на доске показывает, как рисуется дерево семьи, определяет, где должны быть рамочки для членов семьи. Затем дети самостоятельно выполняют работу. В конце занятия все рисунки вешаются на доску и детям предлагается сделать большое семейное древо дома, вместе с родителями.
ЧЕТВЕРГ
ВЕЧЕР (Образовательная деятельность в режимные моменты).
1. Игра на развитие творческого воображения «Фантазеры».
Задачи:
- Развитие творческого мышления, воображения.
– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак? И т.п.
2.Прослушивание песни «Что такое семья?»
Задачи:
- Учить детей слушать музыкальное произведение, определять его характер, понимать смысл слов песни.
- Развивать умение детей отвечать на вопросы по тексту.
- Закрепить понятие «семья», вспомнить, кто является членами семьи.
Что такое семья? (Музыка и слова Е. Гомоновой) Что такое семья? Папа, мама и я, И сестрёнка моя – Вот и вся у нас семья... Ну а как же бабушки? Ну а как же дедушки? Что такое семья? Папа, мама и я, Баба Зоя, баба Зина, Дедушки: Егор, Василий, И сестрёнка моя- Вот и вся у нас семья. Ну а как же дяди? Ну а как же тёти? Что такое семья? Папа, мама и я, Баба Зоя, баба Зина, Дедушки: Егор, Василий, Тётя Аня, тётя Таня, Дядя Вова, дядя Ваня, И сестрёнка моя – Вот и вся у нас семья... А братишек и сестрёнок Всех двоюродных назвать Так до вечера считать!
ПЯТНИЦА
УТРО (Образовательная деятельность в режимные моменты).
1.Беседа о генеалогическом древе.
Задачи:
- Познакомиться с генеалогическими древами воспитанников группы «Гномики», выполненными вместе с родителями.
- Учить детей составлять рассказ о своей семье по плану.
- Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Ребята, дома вы вместе с родителями составили свое семейное древо. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (На доске вывешены работы детей и родителей. Рассматриваем их, положительно оцениваем.)
--Кто хочет рассказать о своем семейном древе? (4-5 детей рассказывают о своей семье) по плану:
- фамилия семьи;
- семья состоит…;
- мама… работает…;
- папа… работает…;
- дедушки и бабушки;
- как ты относишься к своей семье?
2.Просмотр мультфильма «Лунтик» серия «Семейный портрет».
Задачи:
- С помощью мультфильма способствовать воспитанию ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому.
- Развивать внимание, память, речь.
После просмотра мультфильма проводится беседа.
-Кто был изображен на семейном портрете деда Шера и бабы Капы?
-Что случилось с портретом?
-Кого нарисовал на новом портрете паук Шнюк?
-Почему он это сделал?
-Какая семья у Лунтика?
НОД
1.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»(ИЗО).
Тема: Наша дружная семья.
Программное содержание:
- Закреплять понятие «cемья», «родные», «члены семьи».
- Закреплять навыки рисования карандашом.
- Учить рисовать фигуру человека. Учить изображать группу людей- семью, стремиться открыть в ее членах привлекательные качества.
- Воспитывать любовь к семье, заботу о ней.
Ход НОД.
Оргмомент. Ребята, давайте с вами повернемся друг к другу и друг другу улыбнемся. Правда, сразу стало весело и очень- очень хорошо? Вот с таким прекрасным настроением мы свами сегодня будем рисовать. Но сначала давайте немного поиграем.
Игра «Скажи наоборот».
Дедушка старше, а папа …(моложе). Мама моложе, а бабушка (старше). Папа выше, а мама …(ниже). Младшая сестренка меньше, а старший брат(больше) Папа большой, а сын ... (маленький).
Дети садятся на свои места. Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами будем рисовать портреты. Но портреты эти не простые, портреты волшебные… потому что изобразим мы на них самых дорогих, самых близких нам людей- свою семью!
-Как называется такой портрет? -Кого мы будем на нем изображать? -А что будет делать ваша семья на портрете? -Как вы относитесь к своей семье? -Какая у вас семья?
Вот такую свою добрую, дружную, любимую, хорошую, заботливую, родную семью вы сейчас изобразите на своих портретах! Можете приступать к работе.
Рисунки вывешиваются на доску, рассматриваются и оцениваются.
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
2. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Тема: Чтение стихов А. Кардашовой из цикла "КАК МЫ ЖИВЁМ".
Программное содержание:
- Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
- Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
- Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения.
- Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Ход НОД.
Оргмомент. Ребята, мы так много говорили с вами о своих семьях. Узнали много нового и интересного. А сейчас я предлагаю вам послушать, какие стихи о семье написала очень хорошая и добрая поэтесса Анна Кардашова. Это цикл стихов про двух братишек, их маму и папу. Книжка была выпущена очень давно, и нам будет очень интересно почитать, как жили в те годы, чем дети занимались, как играли. Потому что сейчас почти всё по-другому.
Чтение стихов.
Утро. Завтрак. За ужином. | Ссора. Уборка. …… |
-Ребята, о ком эти стихи? -Как зовут братишек? -Расскажите, дружно ли живет эта семья? -А бывают ли ссоры? -Мирятся ли братья? -Помогают ли братья друг другу, заботятся друг о друге? -Помогают ли они своим родителям?
-Как вы думаете, любят ли ребята своих родителей? -А какой питомец живет в семье? -Любят ли ребята его?
Повторное прочтение и пересказ своими словами стихов «Утро» и «За ужином».
-Молодцы, ребята! Я хочу вам пожелать, чтобы у вас тоже были такие добрые, заботливые семьи, чтобы родители любили вас и никогда не наказывали. Но вам и самим надо постараться! Нужно обязательно слушаться маму, папу, дедушек и бабушек. И конечно же всегда и во всем стараться им помогать!
КОНКУРС ЧТЕЦОВ «СТИХИ О СЕМЬЕ»
Задачи:
1. Привлечь внимание детей и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.
3. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Ведущая:
Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поём.
И красавицу Осень встречаем,
И нарядную ёлочку ждём.
Вот и опять родной, уютный зал
На праздник всех друзей собрал.
Выходит Крокодил Гена.
Крокодил Гена: Здравствуйте ребята! Вы друга моего, Чебурашку, не видели?
Ведущая: А, что случилось, Гена?
Крокодил Гена: Да такой он сегодня грустный ходит, переживаю я за него очень. Он очень расстроился и где – то бродит по улицам. Если вы его увидите, то развеселите его и скажите, что я его ищу. Поможете, ребята?
(Звучит музыка и из – за ширмы выходит печальный Чебурашка)
Ведущая: Здравствуй, Чебурашка.
Чебурашка: А откуда вы меня знаете?
Ведущая: Нам рассказал о тебе твой друг Гена. Он переживает, что ты грустишь и попросил тебе помочь. А почему ты такой грустный? Что у тебя приключилось?
Чебурашка: Да как же мне не печалиться? Вот туту сколько ребят собралось, и у каждого есть семья…. А я даже не знаю, что это такое, семья…
Ведущая: Не грусти, Чебурашка! Посмотри сколько здесь детей. Мы обязательно расскажем тебе, что такое семья и поможем тебе найти свою. В нашем зале проводится конкурс чтецов, на котором ребята будут читать стихотворения, посвященные семье. Оставайся у нас, для тебя их стихотворения будут подарком. Жюри будет внимательно слушать ребят и в конце праздничного концерта отметят выступления, каждого участника. Итак, мы начинаем наш праздничный концерт. А начнем мы его со стихотворения …..
Далее концерт по плану
(Конкурс чтецов)
Папу с мамой берегу | Кто играет? |
Воскресенье | Раньше всех встает с утра |
МОЯ СЕМЬЯ
У меня семья большая: Мама Нина, баба Рая, Папу Александром звать, Он бабуле просто — зять! Ну а я бабуле — внучка.
И еще собачка Жучка С нами вместе проживает, Дом бабулин охраняет! | Я РИСУЮ Я рисую: |
"Вернулся с прогулки"Только я зашёл, с порога | «После дождя"- Ты же самая красивая! – |
"Уют"Что такое уют, | Моя семья
Я расскажу сегодня вам, - Моим знакомым и друзьям О всей моей большой семье, Ну, и конечно о себе.
Семья большая у меня И все они - мои друзья!
Есть у меня и бабушка, Есть у меня и дедушка. Папа, мама и сестрёнки, - Две чудесные девчонки.
Все они мне помогают И серьёзно не ругают. Потому задумал я Рассказать о них, друзья. |
Две бабушки, два дедушки, | Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! |
Пусть семья у нас мала, | Мы с бабулей очень дружим. Мы друг другу помогаем. Мне она … готовит ужин, Для неё я … всё съедаю. |
Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: Лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться На тебя во всём равняться! | Семья
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь?
Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! |
Если в доме каждый рад Папа в зеркало глядит: | Говорили папа с мамой: |
(В середине концерта проводится динамическая пауза: “От улыбки!”)
Чебурашка: Спасибо вам ребята за ваши стихотворения. Они для меня стали самым дорогим подарком. Теперь я все-все про семью понял. А мне пора, пойду искать Гену. Я понял, Гена не просто мой дру. Он- моя самая настоящая семья!
(Уходит. Появляется Гена)
Гена: Чебурашка, чебурашка, ты где?
(Появляется Чебурашка)
Чебурашка: Гена, как здорово, что ты вернулся.
Гена: Спасибо, ребята, что не оставили моего друга. Давайте исполним для Чебурашки его любимую песню “Пусть бегут неуклюже”.
Ведущая: Наш конкурс подошёл к завершению. А теперь предоставляется слово жюри.
Жюри: А мы хотим наградить грамотами наших ребят, которые сегодня прочитали нам замечательные стихотворения и угостить их конфетами.
(Награждение участников)
Ведущая:
Нам пора прощаться с вами,
До свиданья, до новых встреч.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- Повышать уровень эстетического развития детей и взрослых.
- Формировать доброжелательное отношение между ребёнком и родителями.
- Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
1.Выставка совместных работ детей и родителей «Мое семейное дерево».
2.Подготовка детей к конкурсу чтецов «Стихи о семье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....