Мастер-класс по теме: "Воздух и его свойства"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Районное методическое объединение дошкольных работников
Козловского района Чувашской Республики
по теме: «Детское экспериментирование в ДОУ как один из методов развития самостоятельной творческой личности»
Мастер-класс по теме: «Воздух и его свойства»
Подготовила и провела воспитатель: Анисимова Т.О.
Дата проведения: 19.04.2016 г.
г. Козловка 2016
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, по ознакомлению со свойством воздуха.
Задачи:
- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться с приобретенным опытом с другими педагогами.
Мотив: познавательный интерес.
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: опыты, эксперименты.
Результат: опыт экспериментальной работы
Материал: полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, веера из бумаги, снежинка- салфетка, ёмкость с водой, бутылочки разного размера, музыкальные инструменты ( дудочка, свисток, губная гармошка), стакан с водой, баночки с «запахом» и без запаха, кружочки- зелёный и красный, лена на палочке, звукозапись «Шум ветра».
Ход мастер-класса:
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу познакомить вас с проведением экспериментов в детском саду.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование является одним из эффективных методов познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Интерес к окружающим объектам живой и неживой природы появляется очень рано. Природа – неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно оценивает себя ее частью, и поэтому взаимодействие с природой для него естественно. Они открывают для себя новый мир: стараются потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
- Сейчас я предлагаю Вам принять участие в лабораторных исследованиях.
Сначала отгадайте загадку
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.
Опыт 1 (поймать воздух).
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
- В пакете ничего нет, он пустой.
В: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Давайте наберём в пакет воздух и сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?
- Воздух.
В: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
- Видим.
В: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
- Прозрачный, невидимый, бесцветный.
В: Развяжем пакет, выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
- В нём нет воздуха, он весь вышел.
В: Какой мы можем сделать вывод.
Как можно увидеть воздух?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 ( воздух внутри нас).
В: Чем мы с вами дышим?
- Воздухом.
В: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
- Выходят пузырьки.
В: Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков, чем больше мы вдохнём воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
Опыт 3 (воздух можно услышать).
В: Предлагаю вам услышать воздух. Нужно приставить к нижней губе бутылочки и подуть в горлышко. Возникает шум (затем подуть в свисток, в дудочку и губную гармошку).
В: Что мы слышим?
- Звук.
В: Да, когда мы дуем в отверстие (инструмента или предмета) издаётся звук. Звуки бывают только там, где есть воздух. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать(аудизапись «Шум ветра в природе»).
Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха).
В: Итак, воздух окружает нас везде. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
В: Возьмите веер, и помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
- Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать.Возьмите веер и помашите им над салфеткой – снежинкой.
В: Почему снежинка движется?
Веер движется и приводит в движение воздух, ветер заставляет двигаться нашу снежинку.
Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Физкультминутка: игра «Ветерок».
- Я, предлагаю поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый и тёплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка вам будет помогать подбирать интересные, разнообразные движения.
- Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Опыт 5 (воздух не имеет запаха).
В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
- Без запаха.
В: Да, чистый воздух ничем не пахнет. Давайте проведем опыт, что находится внутри.
Игра «Узнай по запаху» (баночки с «пахучими» веществами)
В: Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Каждому ребенку подносит баночку и дает понюхать (чеснок, апельсин, лук, духи и пустую баночку без запаха).
В: Воздух движется, передает запах.
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 6 (воздух занимает место).
В: Вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, вата и вода (ко дну стакана нужно приклеить кусочек ваты). Потрогайте она сухая или мокрая (трогают).
- Сухая.
В: Перевернем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду, стакан нужно держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна.
Как вы думаете, какой стала вата?
- Вата стала мокрой (в-ль предлагает детям потрогать).
- Вата сухая.
В:Если вата осталась сухой, значит туда не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату? (выслушивает ответы).
В:Правильно, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Вывод:В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить вату, значит, воздух занимает место.
В: Давайте ещё раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появится в воде?
- Пузырьки.
В: Откуда они появились?
- Из стакана.
В: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Посмотрите, вата стала мокрой. Воздух вышел, а его место заняла вода.
Опыт 7 (Воздух легче воды).
В: У меня в руках емкость из под киндера, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?
- Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Молодцы!
В:Давайте ещё раз все закрепим и поиграем в игру « Условные знаки». Предлагаю вам взять со стола 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружочки. Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный.
Давайте попробуем, будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон?
- Воздух можно услышать?
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим?
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов?
- Человек может жить без воздуха?
- Ветер – это движение воздуха?
- Способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух, «поймать» в оболочку?
- Воздух может двигать предметы?
- Воздух тяжелее воды?
В: Молодцы, мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Уважаемы коллеги! Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования для ознакомления со свойствами воды.Прежде чем начать подборку опытов, воспитатель должен ясно себе ...
Мастер- класс для воспитателей " Кинетический песок и его свойства"
Познакомить воспитателей с кинетическим песком, рассказать о его свойствах, особенностях,характеристиках....
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".
Цель: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить...
Каримова Мария Ришатовна .Мастер-класс для воспитателей по теме: «Воздух и его свойства».
Повышение профессионального мастерства педагогов с детским экспериментированием в ДОУ на примере ознаком...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ"Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"
quot;Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"...
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...