Мастер-класс по теме: "Воздух и его свойства"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Анисимова Татьяна Олеговна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_2016_docx.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Районное методическое объединение дошкольных работников

Козловского района Чувашской Республики

по теме: «Детское экспериментирование в ДОУ как один из методов развития самостоятельной творческой личности»

Мастер-класс  по теме: «Воздух и его свойства»

Подготовила и провела воспитатель: Анисимова Т.О.

                                                                 Дата проведения: 19.04.2016 г.

г. Козловка 2016

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, по ознакомлению со свойством воздуха.

Задачи:

  •  Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться с приобретенным опытом с другими педагогами.

Мотив: познавательный интерес.

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: опыты, эксперименты.  

Результат: опыт экспериментальной работы

Материал: полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, веера из бумаги, снежинка- салфетка, ёмкость с водой, бутылочки разного размера, музыкальные инструменты ( дудочка, свисток, губная гармошка), стакан с водой, баночки с «запахом» и без запаха, кружочки- зелёный и красный, лена на палочке, звукозапись «Шум ветра».

Ход мастер-класса:

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу познакомить вас с проведением экспериментов в детском саду.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование является одним из эффективных методов познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Интерес к окружающим объектам живой и неживой природы появляется очень   рано. Природа – неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно оценивает себя ее частью,  и поэтому взаимодействие с природой  для него естественно. Они открывают для себя новый мир: стараются потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса,  развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации,  которые ребенок разрешает посредством проведения опыта  и, анализируя, делает вывод,  умозаключение,  самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

  • Сейчас я предлагаю Вам принять участие в лабораторных исследованиях.

Сначала отгадайте загадку

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

Опыт 1 (поймать воздух).

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 

  •  В пакете ничего нет, он пустой. 

В: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Давайте наберём в пакет воздух и сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?

  • Воздух.

В: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?

  • Видим.

В: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?

  • Прозрачный, невидимый, бесцветный.

В: Развяжем пакет, выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

  • В нём нет воздуха, он весь вышел.

В: Какой мы можем сделать вывод.

Как можно увидеть воздух?

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 ( воздух внутри нас).

В: Чем мы с вами дышим?

  • Воздухом.

В: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? 

  • Выходят пузырьки.

В: Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков, чем больше мы вдохнём воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

Опыт 3 (воздух можно услышать).

В: Предлагаю вам услышать воздух. Нужно приставить к нижней губе бутылочки и подуть в горлышко. Возникает шум (затем подуть в свисток, в дудочку и губную гармошку).

В: Что мы слышим?

  • Звук.

В: Да, когда мы дуем в отверстие (инструмента или предмета) издаётся звук. Звуки бывают только там, где есть воздух. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

 Вывод:  Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать(аудизапись «Шум ветра в природе»).

Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха).

В: Итак, воздух окружает нас везде. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

В: Возьмите веер, и помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

  • Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

В: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать.Возьмите веер и помашите им над салфеткой – снежинкой.

В: Почему снежинка движется?

Веер движется и приводит в движение воздух, ветер заставляет двигаться нашу снежинку.

Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Физкультминутка: игра «Ветерок».

  • Я, предлагаю поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый и тёплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка вам будет помогать подбирать интересные, разнообразные движения.
  • Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха).

В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха?

  • Без запаха.

В: Да, чистый воздух ничем не пахнет. Давайте проведем опыт, что находится внутри.

Игра «Узнай по запаху» (баночки с «пахучими» веществами)

В: Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

Каждому ребенку подносит баночку и  дает понюхать (чеснок, апельсин, лук, духи и пустую баночку без запаха).

В: Воздух движется, передает запах.

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух занимает место).

В: Вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, вата и вода (ко дну стакана нужно приклеить кусочек ваты). Потрогайте она сухая или мокрая (трогают).

  • Сухая.

В: Перевернем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду, стакан нужно держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна.

Как вы думаете, какой стала вата?

  • Вата стала мокрой (в-ль предлагает детям потрогать).
  • Вата сухая.

В:Если вата осталась сухой, значит туда не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату? (выслушивает ответы).

В:Правильно,  в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

Вывод:В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить вату, значит, воздух занимает место.

В: Давайте ещё раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появится в воде?

  • Пузырьки.

В: Откуда они появились?

  • Из стакана.

В: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Посмотрите, вата стала мокрой. Воздух вышел, а его место заняла вода.

Опыт 7 (Воздух легче воды).

В: У меня в руках емкость из под киндера, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?

  • Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды.

   Молодцы!

В:Давайте ещё раз все закрепим и поиграем в игру « Условные знаки». Предлагаю вам взять со стола 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружочки. Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный.

Давайте попробуем, будьте внимательны.

  1. Воздух окружает нас со всех сторон?
  2. Воздух можно услышать?
  3. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим?
  4. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов?
  5. Человек может жить без воздуха?
  6. Ветер – это движение воздуха?
  7. Способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух, «поймать» в оболочку?
  8. Воздух может двигать предметы?
  9. Воздух тяжелее воды?

В: Молодцы, мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Уважаемы коллеги! Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования для ознакомления со свойствами воды.Прежде чем начать подборку опытов, воспитатель должен ясно себе ...

Мастер- класс для воспитателей " Кинетический песок и его свойства"

Познакомить воспитателей с кинетическим песком, рассказать о его свойствах, особенностях,характеристиках....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Каримова Мария Ришатовна .Мастер-класс для воспитателей по теме: «Воздух и его свойства».

           Повышение профессионального мастерства педагогов с детским экспериментированием в ДОУ на примере              ознаком...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ"Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"

quot;Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме детского экспериментирования"...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...