"Дереья, кустарники, цветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дровникова Ольга Викторовна

Воспитатель вместе с детьми на участке детского сада сажает молоденький тополь. В это время появляется Незнайка и распрашивает детей о том, что они делают и почему они делают именно так. Дошкольники объясняют Незнайке все свои действия. Проводят различные опыты, доказывая правильность своих действий. Во время организованной образовательной деятельности у детей воспитывается бережное отношение к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_kustarniki_tsvety.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности                   «Деревья, кустарники, цветы»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура», «Речевое развитие)

Цели:

1.Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, цветы.

2.Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

3.Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

4.Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт - доказательство, схемы-модели.

5.Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование: искусственный цветок; маленькое дерево – тополь, магнитные доски – 2 штуки, карты с изображением схем - моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”;  модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой;  тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части  схем  “Деревья”, “Кусты”, “Цветы”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей, магнитофон.

Предварительная работа:

Знакомство с растениями Белгородской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем - моделей “Признаки живого”,“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

                                             Ход мероприятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы  с вами будем сажать тополь.

Воспитатель с детьми, в подготовленное место на участке детского сада сажает молоденький тополь.

В это время появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: - А что это вы тут делаете?

Дети: Сажаем дерево тополь.

Незнайка: - Какое интересное дерево! А зачем вы закапываете нижнюю часть дерева в землю?

Дети: Это называется корень. Он должен быть в земле.

 Незнайка: –  Я что-то не пойму, зачем растению корень и зачем он должен быть в земле?

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения и почему необходимо сажать, чтобы он был в земле. Проведём опыт: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Воспитатель: -  Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Мы  с вами можем сделать вывод: корни удерживают растение в земле. Проведём второй опыт: в тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше. И тут мы тоже можем сделать вывод: корни всасывают из почвы влагу.  А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт - доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?

Дети: Дышат.

Воспитатель: - Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень?

Дети: Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу.

Воспитатель показывает на магнитной доске  заданную модель.

Воспитатель: – А теперь, ребята, давайте  назовём все части дерева.

Дети называют.

Воспитатель: - А теперь давайте выложим из частей на магнитной доске дерево.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - А сейчас я вам, ребята  и тебе, Незнайка предлагаю на время стать деревьями.

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)

Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)

 Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)

 Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)

 Тело наше – ствол могучий, он чуть - чуть качается, (Распрямиться, покачивание)

 И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)

 Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (Руки вверх, сомкнуть над головой)

 В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (Покачать головой)

 Пальцы веточками будут, листья закрывают их (Пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)

Незнайка: -  А это, что за значки? (Показывает на разрезные части от схемы, которые прикреплены на магнитной доске. Схема «кусты»)

Воспитатель: - Давайте с вами подойдём к кустикам, которые растут у нас на участке и рассмотрим их. Какие части есть у куста.

Ответы детей.

Воспитатель даёт одному из детей выложить из заданных частей куст. Воспитатель:- А сейчас давайте скажем Незнайке, чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

Дети: У дерева один стебель (ствол), а у кустарников – много.

Незнайка: – А эти кустарники вы тоже сами сажали?

Дети: Да.

Воспитатель: - А ещё кустарники и деревья могут вырастать с помощью семян, которые у них появляются летом и когда они падают на землю.

Незнайка: - Я забыл про свой цветок! Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– А почему же у вас тогда цветы на клумбе?

Воспитатель: - Да потому что они живые!

Незнайка: - А почему это они живые?

Воспитатель: - Ребята, давайте объясним Незнайке, почему цветы живые, назовём ему признаки живого.

Дети:  Все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого цветка?

Незнайка: – Конечно, хочу.

Дети рассказывают о строении цветка. (опираясь на заданную схему)

Дети: У цветка есть стебель, корень, листья, цветок.

Воспитатель: - Незнайка, хочешь попробовать из частей выложить на доске цветок.

Незнайка: - Конечно, хочу!

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Незнайка: - Правильно? Я его даже выложил, как буду его сажать. Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал?

Дети: Нет

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: -  Ну, что ты, Незнайка! У цветка тоже корень должен быть в земле и он выполняет такие же функции, как и корни у дерева и куста.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: - Как же мне все запомнить?

Воспитатель: - Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

– Раз, два, три, вы повернитесь

В семена все превратитесь!

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю

(Дети немного пробегают и присаживаются на корточки).

- Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей).

- Семена, чего вы хотите? (Ответы детей).

- Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут?

Дети: Вниз, глубже в землю.

Воспитатель: - А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю?

Дети: Нет, к солнышку.

Воспитатель: - Растет наше растение все выше и выше

(Дети встают, тянут руки вверх).

Воспитатель: - А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь?

 (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые!

Ребёнок: Если я сорву цветок,

 Если ты сорвешь цветок,

 Если все: и я, и ты,

 Если мы сорвем цветы,

 То окажутся пусты

 И деревья, и кусты.

 И не будет красоты.

Воспитатель: – Чем цветы отличаются от деревьев и кустарников?

Дети: У цветов – стебель, а у дерева – ствол, у дерева есть ветки, а у цветка нет и т. д

 Воспитатель раздаёт всем картинки с изображением различных цветов, деревьев и кустарников.

Воспитатель:– Внимательно посмотрите на свою картинку, определите, какое растение на ней нарисовано и подойдите к той схеме, которая к нему подходит.

(Дети выполняют задание)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Белгородской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Белгородской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Ромашка, шиповник, береза, ель, саксаул, колокольчик, сирень, липа, клен,  баобаб, нарцисс,  осина, каштан, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча,

 тополь, каланча и т. д.

Воспитатель: - Молодцы!  Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

Дети: Если не будет растений, не будет жизни на земле.

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети: Растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

Дети: Беречь, охранять, ухаживать и т.д.

Незнайка: – А как это ухаживать?

Дети: Рассаживать, поливать, удобрять.

Воспитатель: - Теперь мы будем ухаживать за нашим тополем, чтобы он вырос большим и красивым.

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем Коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (Дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель: - Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы. А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план Тема: «Скоро лето: Природа летом (деревья, кустарники, травы, цветы) ».

план на неделю по теме «Скоро лето: Природа летом (деревья, кустарники, травы, цветы) ». подготовительная группа...

Тема недели «Весна» (весенние приметы, деревья и кустарники, цветы)»

Ежедневное планирование. Тема недели «Весна» (весенние приметы, деревья и кустарники, цветы)»...

СИДИМ ДОМА. Тема недели: Путешествие на дачу. Деревья кустарники, цветы. 12.05-15.05.2020

Родителям рекомендуется: Пойти с ребёнком на прогулку в парк или дачу, и понаблюдать за изменениями в природе, рассмотреть деревья и кустарники, траву, цветы. Обсудить, как изменились деревья, кустарн...

Дидактическая игра-лото "Деревья, кустарники, цветы"

Игра для детей от 4х лет.Цель:расширение знаний детей о многообразии деревьев, каустарников, цветов - их отличия и особенности. Воспитание чувства любви к природе. Развитие творческого мышления через ...

Раздаточный материал по окружающему миру "Дерево, кустарник, цветы".

Цель: закрпить знания растнений, расширть кругозор детей, развивать речь, памть....

Ознакомление с окружающим миром. Наблюдение за осенними кустарниками, цветами, овощами на прогулке

Ознакомление с окружающим миром на прогулкеЗадачи. Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач. Закрепить признаки о...