Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Волшебница-весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данное занятие способствует формированию умения у детей составлять загадки по методике А. Нестеренко с опорой на модель №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 387.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Волшебница-весна»
Воспитатель: Щокало Светлана Валерьевна
Цель: формирование умения у детей составлять загадки.
Задачи:
- учить детей составлять загадки по методике А. Нестеренко с опорой на модель № 1;
- развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов;
- обогащать и активизировать словарь детей образными выражениями;
- формировать умение сравнивать различные объекты по признакам;
- развивать ассоциативное мышление, способность к творческому решению проблем;
- закрепить знания детей о весне, о признаках ее наступления.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, большая карточка-модель №1 (3 штуки), маленькая карточка-модель №1 (12 штук), фломастеры, картинки для самостоятельного заполнения детьми модели, изображения бабочек, картинки, изображающие понятия «цвет, форма и температура».
Ход НОД:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть!
- Тихо-тихо… Прислушайтесь… Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо? (Слайд 1)
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот (Слайд 2)
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, (Слайд 3)
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, (Слайд 4)
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. (Слайд 5)
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
-Вот и к нам пришла весна! Вот такая она шагает по нашей земле. (Слайд 6)
-Ребята, в начале нашей встречи я прочитала стихотворение, в котором говорится, что весна к нам пришла тихо-тихо. Вы согласны с этим? А разве весна не слышна? А давайте прислушаемся…
-Какая весна по звучанию?
-Какого цвета вы видите весну?
-А какая весна по запаху?
-Если мы потрогаем руками весну, то какая она будет по ощущению?
-Ребята, а вы рады, что весна наступила?
- На мой взгляд, весна – это самое прекрасное время года, когда природа просыпается после зимнего сна. Давайте поприветствуем красавицу Весну.
- Здравствуй, Весна! Мы очень тебе рады!
Весна (аудиозапись): (очень грустно)- Здравствуйте, ребята.
- Ребята, а с каким настроением весна поздоровалась с нами? Почему? (предположения детей).
-Давайте спросим ее. Весна, что у тебя случилось?
Весна (аудиозапись): (очень грустно) Была у меня волшебная палочка – палочка-расцветалочка. Стоило мне ею коснуться дерева, как тот час начинали набухать почки, распускаться первые листочки. А если взмахну волшебной палочкой над землей на проталине, появляется зеленая травка, расцветают первые весенние цветы. Но Снежная Королева никак не хочет уступать мне правление на земле. Вот и украла она мою палочку-расцветалочку.
- Ребята, что же делать? Да, я с вами полностью согласна! Поможем весне вернуть ее палочку-расцветалочку?
Весна (аудиозапись): - Ребята, я очень была бы вам благодарна, если вы это сделаете. Я знаю одну тайну Снежной Королевы. Вам надо отправиться на сказочную поляну загадок. Там собрать приметы весны, придумать загадку о каждой примете и составить весеннюю картину. Тогда сила власти Снежной Королевы растает, и палочка-расцветалочка вернется ко мне.
-Не расстраивайся, Весна. Мы со всем справимся. А сочинять загадки, ребята, я вас научу. Ну, что ж, в путь! (Слайд7)
-Раз-два, раз-два,
К нам весна-красна пришла.
На полянку мы идем,
Весны примету там найдем. (Дети встают и передвигаются по залу)
-Вот мы и на сказочной поляне загадок. (Слайд8)
А что это волшебный экран этой поляны нам показывает? (Предположения детей) Среди этих птиц нам надо найти ту, которая указывает на примету весны.
Дети выбирают картинку грача, объясняют свой выбор.
- Помните? Чтобы растопить власть Снежной королевы, нам надо сочинить загадки о найденных приметах весны. Сядем на стульчики-пенечки. Вы сейчас сами составите загадку о граче. А поможет нам в этом вот такая волшебная карточка.
Работа по модели № 1
Какой? | Что (кто) такое же? |
Чёрный | Уголь |
Длинноносый | Буратино |
Летающий | Самолет |
Пример загадки про грача:
«Чёрный, но не уголь; длинноносый, но не Буратино; летающий, но не самолет».
- Молодцы, ребята! У нас уже есть первая примета весны. Двигаемся дальше.
-Раз-два, раз-два,
К нам весна-красна пришла.
На полянку мы идем,
Весны примету там найдем. (Дети встают и передвигаются по залу)
(Слайд 9)
-Друзья, волшебный экран поляны загадок еще нам дает подсказку. Что нам делать? Что выбрать?
Дети выбирают картинку «Бегущие ручьи», объясняют свой выбор.
-Присядем на пенечки-стульчики. А сочинить загадку про ручеек нам поможет все та же волшебная карточка:
Работа с моделью № 1 (А.А.Нестеренко) по алгоритму:
1. Выбираем объект для придумывания загадки.
2. Выбираем одну из трех моделей, с которой будем работать.
3. Подбираем необходимые характеристики данного объекта и сравниваем его с другими объектами.
4. Выбираем наиболее удачные сравнения.
5. Связываем все сравнения в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительно читаем (рассказываем) загадку.
Какой | Что (кто) такой же? |
Бегущий | Человек |
Извивающийся | Змея |
Журчащий | Вода в кране |
Пример загадки про ручей:
«Бегущий, но не человек; извивающийся, но не змея; журчащий, но не вода в кране».
- Ребята, у нас есть еще одна примета весны, про которую вы сами сочинили загадку. Отдохнули? Тогда в путь!
-Раз-два, раз-два,
К нам весна-красна пришла.
На полянку мы идем,
Весны примету там найдем. (Дети встают и передвигаются по залу)
- Посмотрите, дети, какая-то странная карточка встретилась на нашем пути. Что это может быть?
Дети предполагают, что это может быть солнце. Кто-то из ребят дорисовывает солнце.
-Этот рисунок нам подходит? Почему? (Дети объясняют свой выбор) (Слайд10) Смотрите, и волшебный экран поляны с нами согласен. Он тоже показывает нам солнце.
-Помните? И про солнце нам надо сочинить загадку. (Садятся на стульчики) Что нам для этого надо? (Волшебная карточка)
-А теперь, ребята, вы сами заполните волшебную карточку. Но рисовать мы в ней ничего не будем. Нам помогут готовые картинки. Среди них вы будете выбирать те, которые вам подходят. А признаки солнышка помогут нам назвать вот такие карточки (цвет, форма, температура)
Самостоятельная работа детей по модели № 1
Какое? | Что такое же? |
Жёлтое | Цыпленок |
Круглое | Блин |
Тёплое | Чай |
Пример загадки про солнце:
«Жёлтое, но не цыплёнок; круглое, но не блин; тёплое, но не чай»
-Молодцы, ребята! На сказочной поляне загадок мы нашли все необходимые весенние приметы и сами сочинили загадки о них. А теперь давайте скорее составим нужную картину весны и пусть сила Снежной Королевы растает. А волшебная палочка-расцветалочка опять вернётся к весне. Вспомним, какие загадки мы сегодня сами сочинили. (Слайд11)
(Дети повторяют придуманные загадки, отгадки появляются на слайде-картинке «Весна»)
(Слайд12)
- Ребята, мы все правильно сделали. Власть снежной Королевы растаяла и теперь царствованию Волшебницы-весны ничто не угрожает. Смотрите, и палочка-расцветалочка вернулась к своей хозяйке.
Весна (аудиозапись): - Спасибо вам, ребята! (Слайды 13-17)
Теперь, благодаря вам, я смогу совершать свое волшебство – одевать нашу землю в цветущий наряд, а наши леса - в зеленые платья. Но теперь мне пора взяться за свое дело, работы предстоит очень много. А если вы сочиненные загадки еще и родителям дома загадаете, то я справлюсь со своим волшебным делом еще быстрее, и скоро наступит тепло, и природа кругом будет зеленеть и цвести. До свидания, ребята!
- Вот, ребята, какая история с нами сегодня приключилась. Какое доброе дело вы сделали сегодня? Чему новому вы научились? Оказывается, вы теперь можете не только отгадывать загадки, но и сами их сочинять.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь есть еще одна примета весны. (Дети находят бабочку, объясняют.)
-Да, с приходом весны просыпаются насекомые: жуки, мухи, пчелы, бабочки и т. д. Пусть расцветет все еще быстрее! Сочините сами в группе или дома загадку о бабочке и загадайте ее, кому пожелаете. (Воспитатель раздает изображение бабочки и карточку-модель №1.)
-До свидания, ребята! Весеннего тепла вам и радости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Поможем Незнайке пойти учиться в школу»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"
Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...