Беседа «Пустыня и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Шумейко Галина Валентиновна

Знакомить детей старшего дошкольного возраста с разнообразием растительного и животного мира пустыни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx995.32 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Пустыня и ее обитатели»

Цель: Сформировать целостное представление детей о пустыне.

Задачи:

- продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

- обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

- учить отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения;

- упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

- развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

- формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

- способствовать воспитанию самостоятельности и активности;

- воспитывать бережное отношение к природе через формирование у детей понимания взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов и явлений в природе.

Предварительная работа: знакомство с разнообразием природы, животного и растительного мира пустыни , беседы с детьми о пустыне, рассматривание люстраций о животном и растительном мире пустыни.

Материал: макет пустыни, иллюстрации животных и растений  пустыни, Лесовичок, игра «Лото «Животные», письмо.

        

Ход беседы.

-Дети, кто-то стучит к нам в дверь, кто это может быть?

-Это наш старый знакомый Лесовичок. Он принес нам письмо, которое недавно получил. Прочитаем? «Здравствуй, мой друг Лесовичок! Пишет тебе храниетль большой пустыни Песчаник. Я приглашаю тебя к себе в гости в пустыню. Приезжай поскорее». Лесовичок приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Хотите поехать впустыню? Тогда закрывайте глаза и слушайте меня:

Садовая дорожка                             Идут они в кочевье

Усыпана песком.                             Под музыку звонков.

Но плохо, если много                        Лежачие деревья

Песка лежит кругом.                      Растут среди песков.

Вот желтая страница –                   Безлиственные сучья

Пустынная страна.                         К сухой земле пригнул

Песок по ней кружится,                 Живучий и колючий

Несется как волна.                         Кустарник-саксаул.

Неведомо откуда,                          А ветер носит тучи

Неведомо куда                              Горячего песка.

Бегут по ней верблюды,              Идет песок летучий

Степные поезда.                           На приступ, как войска…

- Вот мы и прибыли в пустыню. Открываем глаза.

    Подходим с детьми к макету пустыни.

- Как вы думаете, от какого слова образовано слово «пустыня»? - Я думаю что слово «пустыня» образовано от слова «пусто».

- А вы знаете, почему природную зону назвали именно так? - Пустыни – области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.

- Какие бывают пустыни? - Песчаные, глинистые, каменистые.

Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара .

- Где находится самая большая в мире пустыня Сахара? – Самая большая в мире пустыня Сахара находится в Африке.

- Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.

- Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.

- Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

- А какой климат в пустыне? - Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.

- А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.

- Верно, но так это или нет, мы проверим.

Проведение опытов.

Опыт 1. «Возникновение бури»

- Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

- Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Физкультминутка. Игра «Мы – песчинки, мы – комочки глины»

Ход игры. Подул сильный ветер и песчинки полетели в воздухе (дети свободно бегут по групповой комнате). Ветер затих и песчинки опустились на землю.(дети приседают). Подул ветер на глину и она собралась в комочки (дети встают и собираются в небольшие группы, тесно прижавшись друг к другу). Повторяем 2 – 3 раза.

- Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения?

- А какие растения могут выжить? Назовите их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. - Силуэтные изображения растений расставляем на макете пустыни.

- А почему они выживают в условиях пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.

- Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»

- Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

- Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.

- Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.

- Какие животные могут встретиться нам на берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и ставят игрушки на поверхность макета.)

- А теперь отгадайте загадки:

Нет ушей , не видно ножек

Шар в колючках- это …(Ёжик)

Камень на ножках

Ползёт по дорожке,

 Панцирь-рубаха

В ней вся …(черепаха).

Колючка вкуснее чем множество блюд

Её обожает горбатый…(Верблюд).

- Что вы знаете о верблюде? - Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Встречаются верблюды двух видов: двугорбый, или бактриан, и одногорбый, или дромедар. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого солнца.

- Караван верблюдов идет по пустыне, а мы возвращаемся домой.

-  Мы отправляемся в дальний поход,

Кубань, Переясловская, садик нас ждет.

В Африке жарко, а дома тепло.

Время с друзьями провели хорошо.

Припев: Африка, Африка, прощай, Африка, Африка.

- Вот мы и дома.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат картинки разных животных. А вам надо выбрать только обитателей пустыни. Приступайте к выбору.

- Молодцы, правильно выбрали всех животных пустыни.

Итог:

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о пустыне, животных и растениях пустыни?

DSC04403

DSC04401


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга «Морские обитатели» для детей старшего дошкольного возраста

Досуг проводится на День Моря 25 сентября. Цель: Формировать знания детей о морских обитателях, о знание морей и океанов, через использование различных движений и способов плавания....

Конспект организованной деятельности "Лес и ее обитатели" (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект  организованной деятельности "Лес и его обитатели" (для детей старшего дошкольного возраста)...

Презентация «Океаны и их обитатели» для детей старшего дошкольного возраста.

Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кранеКак сосулька замерзает,В лес туманчик заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит,Без неё нам не умы...