Путешествие в зимний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Айтмаметова Гульнара Хабировна

В игровой форме происходит знакомство с животными и птицами, зимующими в лесу. Целью непосредственной образовательной деятельности является воспитание экологической культуры и развитие познавательного интереса детей среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_zimniy_les_zanyatie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в зимний лес»

Цели в ходе подготовительного этапа:

1.Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

2.Наблюдать за поведением птиц на улице .

3.Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

4.Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

5.Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках ,ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Цели НОД:

  • закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;
  • проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
  • развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
  • воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
  • воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;
  • развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Задачи:

  •  Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  •  Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
  • Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
  •  Активизировать словарный запас детей;
  •  Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминуток;

Материалы:

  • иллюстрация «Зимний лес», «Осенний лес»
  • подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях;
  • Декорации зимнего леса: елки, пеньки, деревья- все в снегу.
  • Картины: лиса, заяц-беляк, белка, берлога медведя, волк.
  • Следы зайца на снегу, следы белки.
  • Картинки зимующих птиц (снегирь, дятел, клест)

Ход НОД

Педагог приветствует детей и говорит, что в гости к нам пришла Красная шапочка.

Красная шапочка: Я никогда не ходила в гости к бабушке через зимний лес, но слышала, что в это время в лесу очень холодно, пустынно.

Воспитатель: Хорошо, что ты пришла. Мы сегодня собираемся в путешествие по зимнему лесу. Ты можешь отправиться с нами, тем более, что ты хорошо одета. У тебя есть и шапка и теплая куртка, рукавички и шарфик. Надо и нам одеваться.

-Давайте будем собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи.

Тактильная игра-массаж

«Собираемся на прогулку»

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки;

надеваем кофты;

надеваем валенки;

надеваем шапки; (Поглаживание головы)

застегиваем пуговицы на пуховиках; (Точечные движения от шеи до живота)

завязываем шарфы; (Имитация завязывания)

- Что, готовы? Тогда отправляемся на поезде (движение змейкой)

-Вот мы и очутились в лесу. Посмотрите, сколько снега, лес укрылся будто одеялом. Чем отличается зимний лес от осеннего? Посмотрите на картины, молодцы. Очень много снега намело, сугробы кругом, но чтобы добраться до опушки, нам надо одолеть это препятствие. Вам необходимо высоко поднимать ноги, перешагивать через сугробы.

Упражнение «Мы шагаем по сугробам» (через подушки)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Посмотри, как блестит,

Под ногами снег хрустит.

Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок,

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетал.

А потом на землю пал,

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

На пенёчки мы пойдём,

Посидим и отдохнём.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Сейчас зима и в настоящем лесу очень холодно. Все деревья, кусты и земля покрыты снегом. Наступили морозы, идет снег, коротким стал день, а ночь длиннее, реки и озера покрываются льдом, много снега. Очень трудно идти по такому снегу, надо высоко поднимать ноги. Мы попробовали. Ноги проваливаются в снег, ведь он очень глубокий. Деревья без листьев, они опали и остались под снегом. Не могут листья сейчас расти, т.к. холодно и мало света ( очень рано темнеет) и нет воды - один снег кругом. Отгадайте загадки о приметах зимы

Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Гость погостил – мост замостил,

Рыбам зиму жить тепло;

Крыша – толстое стекло. (Лёд.)

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

А это что за дерево?

Зимой и летом,

Одним цветом

Правильно, это ель. Посмотрите, у нее есть ствол, ветви, вместо листьев на дереве- иголки. Что еще знаете о ели? (растут шишки)

Посмотрите, чьи это следы? Кто спрятался под елью - зайчик. Его называют заяц - беляк - Почему? Шубка у него белая. Голодно ему, нет зеленой травки. Приходится ему грызть ветки с кустов и глодать кору с деревьев. Не очень вкусно, но что поделаешь - зима. Нет у него норы, спит прямо в снегу под кустом или елью. Страшно ему, все время прислушивается, уши во все стороны поворачивает, слушает разные шорохи. Много охотников поймать зайца-это волки и лисы. Но его хорошо спасает шерсть, она густая, ворс длинный, зайцу тепло. А еще она белая, как снег. Прыгнет заяц под елку и его не видно! Так и живет заяц всю зиму. Давайте превратимся в зайцев и поиграем в игру: Зайцы и волк (с обручами)

Вот какие шустрые зайцы и быстрый волк у нас. А настоящий волк выглядит вот так (показ изображения волка).

Воспитатель обращается к Красной шапочке: - Ты молодец, что не ходишь в лес зимой. Ведь в это время года волки собираются в стаи. Для чего, как вы думаете? Еды нет и они нападают на всех, кто бродит в лесу. Посмотрите на картину.

Воспитатель: Что это за пар клубится над тем сугробом? (берлога медведя) Что знаете о медведе, он все лето и осень накапливает под кожей жир, а зимой впадает в спячку. Находит место под валеным деревом, или яму, устраивает себе зимний дом. Как называется? Снег засыпает спящего медведя толстым слоем. Нельзя будить спящего медведя он очень опасен.

Воспитатель: Посмотрите, чьи это следы? Белка. Она запасла много шишек, грибов насушила на ветках, Живет в дупле. Ей там сухо и тепло.

Так же в лесу остаются зимующие птицы , посмотрите их изображения. А все ли птицы остаются зимовать, почему? Снегирь скажи, пожалуйста, какая бывает зима?

- Зима бывает очень трудной. – пропищал Снегирь. Xорошо, если есть xлебные крошки, в кормушке.

- Ребята, а как заботятся о зимующиx птицаx в городе?

Дети: Развешиваем кормушки, насыпаем корм.

Воспитатель: Красная Шапочка, зачем же ты взяла с собой корзинку? Ведь в лесу ничего не растет. Зверям приходится очень тяжело, нечего кушать. Есть люди, профессия которых помогать животным в лесу Лесники. Они раскладывают корм для лесных животных. Посмотрите, что изображено на картине? Лесники раскладывают сухую траву (сено) для лосей, раскидывают овощи для кабанов, зайцев. Насыпают зерно для птиц.

Теперь нам пора отправляться домой, полетим на самолете,

Самолеты загудели,

Самолеты полетели,

Полетели, полетели и тихонечко присели.

Сюрпризный момент. Посмотрите, пока мы путешествовали, прислали посылку с угощеньем. Давайте откроем, ой здесь целая корзинка снежков. Для чего снежки, какие еще развлечения зимой? Посмотрим, меткие ли ребята в нашей группе.

Метание снежков в корзину.

 Можно ли кушать снег, Зима приготовила нам еще волшебные снежки. Зима угощает нас и благодарит за наши знания о зимнем лесе и приглашает приезжать в весенний лес. Посмотреть, как пробуждается природа весной. Красная шапочка прощается с детьми и уходит домой.

Рефлексивно-оценочный этап

- Какое у вас настроение после путешествия?

-Расскажите, где были, кто путешествовал вместе с вами, смогла ли Красная шапочка пособирать грибы в лесу, почему?

-Каких зверей вы повстречали?

-Кто помогает лесным жителям в лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....