Познавательное развитие в подготовительной группе "Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Золина Наталья Валентиновна

Беседа, наблюдения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vulkanypodg._gr.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада по теме: «Вулканы»

Автор-составитель :Золина Наталья Валентиновна воспитатель МБДОУ детский сад  № 18«Рябинушка».

Задачи:

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить  с профессией ученого-вулканолога.

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Вулканы»

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).

-Проходите, присаживайтесь на свои коврики.

-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…   ( вулкан).

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(слайд 2)

- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.

-Когда вулканы «спят»(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются»(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).(слайд 5,6)

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана(слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка.

После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).

Наблюдаем извержение вулкана.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).

-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

- а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Использованная литература:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.

2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /  Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.

3. Ресурсы Интернет:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект итоговой ООД (речевое развитие + познавательное развитие) в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель:  Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...

Интегрированная образовательная деятельность в областях «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.

Тема: «Волшебные превращения Капельки». Цель: Развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в системе интегрированной образовательной деятельно...

CПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК 23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» (для подготовительной группы)

Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках, в метании, в играх, развивают двигательные качества и ...