«Описание диких животных по наглядному плану»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бухтиярова Светлана Александровна

«Описание диких животных по наглядному плану»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_dikih_zhivotnyh_po_naglyadnomu_planu.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Описание диких животных по наглядному плану»

для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план 

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять и расширять знания детей о диких животных;
  • подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
  • активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

Развивающие:

  • развитие связной речи, словообразования,  качественного и глагольного словаря; зрительного внимания и памяти;
  • продолжать работать над развитием интонационно-речевой выразительности.

Воспитывающие:

  • умение внимательно выслушивать товарища.

Материал: план-схема, куклы «бибабо» - заяц, лиса, медведь, волк, ежик, маска белки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я хочу пригласить на прогулку в зимний лес. Но зимой очень холодно, и что бы мы с вами не замерзли, нам нужно надеть шапку, шубку, сапожки. Готовы? А теперь закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова: 1, 2, 3 в лес мы пришли. 2 слайд.

- Открывайте глаза. Ребята, мы с вами и правду оказались в зимнем лесу.

- Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом.

- Лес как будто спит под пуховым одеялом. Какие красивые, снежные деревья, стоят вокруг, снежок блестит на солнышке.

2. Введение в тему.

- Скажите, какая зима? (морозная, холодная, суровая, лютая, снежная, вьюжная). Да, нелегко приходится лесным обитателям зимой в лесу. А каких лесных обитателей мы сегодня встретим в зимнем лесу, вы узнаете из загадки:

Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь). 3 Слайд.

- Правильно, медведь. Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о диких животных. В этом нам поможет схема (демонстрирую детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка - это название животного… и т.д.

- Но вы не просто будете рассказывать о животном, а превратитесь в него. В этом нам помогут куклы (выходит ребенок, надевает куклу бибабо).  Кто расскажет о медведе?

- Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в медведя превратись. Теперь ты медведь, расскажи о себе.

- Молодец медведь, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

- Ребята, вспомните, как называют медведя в сказках? (топтыжка, Михайло-Потапыч, Мишутка, Хозяин, Косолапый).

Следующая загадка:

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт (Лиса). 4 Слайд.

- Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в лисицу превратись. Теперь ты лиса, расскажи о себе.

- Молодец, лиса, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

- Ребята, скажите, как ласково можно назвать лису? (Лисонька, лисичка).

- А как называют лису в сказках? (Лиса - Патрикеевна, хитрая, плутовка, лгунья, лисица-сестрица, кумушка, голубушка).

Слушайте следующую загадку:

Пышный хвост торчит с верхушки, что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это…(Белка). 5 Слайд.

- Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в белку превратись. Теперь ты белочка, расскажи о себе.

- А еще что делает белка? (перепрыгивает, скачет, прячет (орехи), грызет).

- Молодец, белочка, интересно рассказала ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

- Белочка на зиму запасает еду, значит, как ее по-другому можно назвать?  (запасливая).

- У белочки длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

Физминутка «Снеговик»

- А сейчас веселый Снеговик приглашает нас отдохнуть.

 Отдохнули, слушайте следующую загадку:

Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета – на зиму, на лето
 (заяц).

- Правильно это заяц. Слайд 7.

- Я предлагаю рассказать о зайце с помощью этой схемы. Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в зайца превратись. Теперь ты заяц, расскажи о себе. (Рассказ по схеме).

- Молодец заяц, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

- Зачем зайцу белая шубка? (чтобы незаметным быть на снегу, чтобы от врагов скрываться).

- Зачем зайцу такие длинные лапы? (быстро бегать, и далеко прыгать, скакать).

- Как ласково можно назвать зайца? (зайчик, зайчишка, заинька).

- Ребята, а как называют зайчика в сказках? (зайка-побегайка, зайчишка-трусишка, хваста).

Следующая загадка:

Кто зимой холодной в лесу бродит злой, голодный? (Волк). 8 Слайд.

- Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в волка превратись. Теперь ты волк, расскажи о себе.

- Молодец, волк, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

- Ребята, как называется жилище волка? (волчье логово).

- Как называют волков, когда их много? (волчья стая).

- Ребята, вспомните, как называют волка в сказках? (волчище-серый хвостище, волк-зубами щелк, волчек-серый бочок).

Следующая загадка:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной (Ёж). 9 Слайд.

- Скажем волшебные слова – 1, 2, 3 в ежа превратись. Теперь ты еж, расскажи о себе.

- Молодец, ежик, интересно рассказал ты о себе. А теперь 1, 2, 3 опять в (имя ребенка) превратись.

- Ребята, скажите, как ласково можно назватьежа? (ежик, ежонок).

Игра «Чье, чья, чьи» 10 Слайд.

- Ну, что ж, на этом наша прогулка по зимнему лесу  закончена. Не будем ежику мешать спать, ведь нам пора возвращаться домой. Тихонько встаньте и повторяйте за мной – вокруг себя ты покружись и дома окажись.

3. Итог.

- Ну, что ребята, замерзли пока мы с вами гуляли  зимнем лесу?

- Что мы с вами сегодня узнали? (узнали какдикие животные живут зимой в лесу).

- Мне понравилось, как вы интересно рассказывали о лесных обитателях и правильно отвечали на вопросы.

Пример описания животного по схеме:

Я медведь. Моя шерсть коричневого цвета. У меня большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, пасть с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткий хвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Я большой. Питаюсь всем: ягодами, корешками, медом, рыбой - я всеядное животное. Живу в лесах, зимой сплю в берлоге. Я хожу, бегаю, лазаю по деревьям, реву, слушаю, нюхаю, переваливаюсь с лапы на лапу, впадаю в спячку. Моя семья – папа медведь, мама медведица, я медвежонок.

Пример описания: Я лиса. Моя шерсть оранжевого цвета. У меня небольшое туловище и голова. На голове маленькие ушки, нос, глаза, пасть с острыми зубами. А на туловище 4 лапы, длинный, пушистый хвост. Все туловище покрыто шерстью. Я меньше волка, но больше зайца. Я хищное животное, питаюсь мышами, птицами, зайцами. Живу в лесу, в норе. Я ищу, нюхаю, охочусь, крадусь, выслеживаю добычу, нападаю. Моя семья – папа лис, мама лисица, я лисенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дикие животные" ЦОР, сценарный план для проведения беседы с детьми 3-4 лет

Методическая разработка из опыта работы для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим...

Электронное дидактическое пособие «Угадай по описанию» (дикие животные)

Электронное дидактическое пособие «Угадай по описанию» (дикие животные)...

НОД по развитию речи. \'\' Описание диких животных \'\'

#39;'Описание диких животных''Конспект НОД для средней группы. Развитие речи....

занятие по развитию речи в старшей группе "Составление описательных рассказов о диких животных по наглядному плану."

Составление описательных рассказов с детьми старшей группы про диких животных по наглядному плану....

Электронная дидактическая игра "Угадай по описанию" (дикие животные)

Электронная дидактическая игра "Угадай по описанию" (дикие животные)...

Мнемотаблица для описания дикого животного - зайца

Мнемотаблица помогает в составлении описательного рассказа. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробнос...

Занятие 31 Тема: «Составление рассказа-описания диких животных холодных стран с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план»

Занятие 31Тема: «Составление рассказа-описания диких животных холодных стран с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план»Цель: формирование умения составлять рассказ-...