конспект НОД "Помогите зверятам!"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Михайлова Рената Федоровна

Воспитание основ экологического образования ребенка-дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogite_zveryatam.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Помогите зверятам из Африки!» по сказке К.И.Чуковского «Доктор Aйболит»

                                                                          Автор составитель:

                                                           воспитатель высшей

квалификационной категории

Михайлова Рената Федоровна

    Муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения «Детский сад №165»

города Чебоксары Чувашской Республики

Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию.

Н.С. Лейтес

           В настоящее время в педагогике актуальна проблема развития исследовательских способностей у детей. Федеральный Государственный Стандарт ДО  к структуре основной общеобразовательной программы определяет содержание образовательной области «Познавательное развитие», одна  из задач которой направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности.  Доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения.

           Организовывая такого рода деятельность,  особое внимание уделяется  на обучение ребёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственного исследовательского поиска. Практика доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам дошкольников, доступна им, а, следовательно, продуктивна.  Дети дошкольного возраста обладают  поистине огромными возможностями развития и познания.  Как важно нам, взрослым, помочь им реализовать их.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формировать элементарное представление о процессе очистки воды. Продолжать  развивать  у детей представление о воде, как о  важном и нужном веществе, которое необходимо для жизни всему живому.

Развивающие задачи:

Продолжать учить самостоятельно проводить опыты. Закреплять правила проведения опытов. Развивать собственный познавательный опыт, интерес к окружающему миру, наблюдательность.

Упражнять в ходьбе и беге в колонне, перешагивании через предметы, ползании на четвереньках, подлезании под дугами.

Воспитательные задачи:

Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа:  станция очистки воды, опыт, ученые, сетка, воронка.

Материалы и оборудование:

- дуги для подлезания, «тоннель» для проползания, ящики  с песком, глиной

- карточки с нарисованным «мусором»: использованные пластиковые бутылки, порванные журналы, веточки, использованные пакеты и пр.

- наборы для экспериментирования (по количеству  детей и для воспитателя): блюдечки, стаканчики, мерные ложки, воронки, салфетки, песок, глина

- посылка с  письмом и бутылкой  с мутной (грязной) водой

- презентация «Видеописьмо зверят из Африки»

- презентация «Станция  очистки воды»

- наклейка-напоминание «Выключай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»

- музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, её роли в жизни человека
  2. Проведение  игр с водой с элементами экспериментирования «Тонет - не тонет», «Цветные льдинки»
  3. Просмотр презентации «Это чудо вода-водица!»
  4. Наблюдение на прогулке за дождем, лужами, туманом
  5. Чтение  сказки К.И.Чуковского  «Доктор Айболит»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

- Ребята, сегодня почтальон передал нам посылку. Нам прислали видеописьмо. Приглашаю пройти в видеозал (просмотр презентации).

  • 1 слайд: Письмо пришло из Африки. Написано: «Помогите!»
  • 2 слайд: Нам пишет доктор Айболит из сказки Корнея Чуковского. «Здравствуйте, ребята! В далекой Африке заболели зверята. Я лечу их разными микстурами, пилюлями, но, к большому сожалению, зверята не выздоравливают. У нас случилась беда:  наша речка превратилась в большую грязную лужу.
  • 3 слайд: Там плавают бутылки, пакеты, бумага, лежат ветки и палки. Вода стала мутной и грязной. Малыши - зверята пьют воду из этой речки и теперь у них болят животики. Посылаю бутылку с грязной водой из нашей речки. Как ее очистить? Помогите нам!»

          Поможем Айболиту и зверятам? Посмотрите на воду в бутылке, какая она грязная и мутная! Можно пить такую воду? Почему нельзя? А умываться такой водой можно? Почему? А мы,  какой водой умываемся? Какая вода у нас течет из крана в умывальной комнате? Откуда она берется? Вода в кране течет из реки Волга. Вспомните, кто был на Волге, какая в ней вода чистая или грязная? Почему же тогда у нас из крана течет чистая вода? Кто и как ее очищает?

           Чтобы помочь доктору Айболиту, я предлагаю посмотреть сюжет о том, как очищают воду (просмотр презентации):

  • Слайд: В каждом городе рядом с рекой  есть станция очистки воды.
  • Слайд: Здесь на станции  качают насосом воду из реки.
  • Слайд: Вода течет по трубам и
  • Слайд: попадает в    разные  бассейны,
  • Слайд: бочки, в которых есть чистящие вещества.
  • Слайд: Сначала грязная вода из реки попадает в 1 бочку с фильтром сетка. Здесь вода очищается от крупного мусора.
  • Слайд:  Потом вода по трубам перегоняется во 2 бочку с фильтром из речного песка. Здесь остается мусор помельче.
  •  Слайд: Затем вода попадает в 3 бассейн с фильтром из глины. Глина очень плотная, вода через нее проходит медленно. Тут вода очищается от самого мелкого мусора.
  • Слайд: И вот теперь очищенная вода течет по трубам и попадает к нам домой.

Вот какой длинный путь нужно пройти воде, чтобы очиститься. Какие чистящие вещества используют для очистки воды? (сетка, песок, глину) 

          Чтобы запомнить, как чистят воду, приглашаю вас, отправится в увлекательное путешествие по станции очистки воды. Для этого мы превратимся в капельки  воды. Покружитесь вокруг себя,  1,2,3 в капли превратись!  В  одной чудесной чистой речке жили веселые водяные капельки. Но однажды вода в речке загрязнилась. Возьмите в руки карточки с изображением мусор, который  загрязняет реки: пакеты, газеты, веточки, бутылки. Какое настроение стало у капелек?  (грустное) Покажите, как капельки нахмурились, загрустили. Капельки загрустили, потому что превратились в грязную воду. Что нужно сделать, чтобы капельки развеселились? (очистить воду). 

          Итак, нашим капелькам грязной воды необходимо отправится в путешествие по станции очистки воды. Встаньте в колонну друг за другом.

  • Проходим обычным шагом по дорожкам: это трубы,  по которым вода течет-течет и попадает в первую  бочку с сеткой. Ноги поднимаем  выше, активно  выполняем махи руками, пролезаем под дугой, оставляем самый крупный мусор.
  • Слегка очищенная вода бежит дальше по трубам и попадает во вторую  бочку с песком. Бежим легко на носочках. Перешагиваем через  ящик с песком песок, здесь оставляем  мелкий мусор и проползаем на четвереньках через тоннель.
  • Шагаем дальше, вода продвигается по трубам и попадает в третью бочку с глиной. Глина очень плотная, поэтому вода через нее проходит медленно. Здесь вода очищается от самого мелкого мусора. Перешагиваем через  ящик с глиной, здесь мы оставим весь оставшийся мусор,  проползаем через тоннель.

           Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь, вода стала чистой, и капельки развеселились. Путешествие капелек подошло к концу. Покружитесь вокруг себя,  1,2,3 обратно превратись! Вот какой длинный путь нужно пройти воде, чтобы очиститься! Назовите правильно место, где очищают воду? (станция по очистке воды) Чем очищают воду? (сеткой, песком, глиной)

            Чтобы убедиться на своем опыте,  очищают ли воду сетка, песок и глина,  я предлагаю вам провести опыты, как настоящие ученые.  Кто такие ученые и чем они занимаются? Ученые проводят опыты, делают научные открытия, выступают с докладами.

Приглашаю пройти в лабораторию. Сядьте удобно,  наденьте специальные шапочки лаборантов. Вспомним правила проведения опытов:

  • слушать внимательно
  • выполнять все по порядку,
  • не торопясь, аккуратно,
  • повторяя за воспитателем

          У нас на столах есть все необходимое.  Речной  песок. Какого он цвета? (желтого)  Глина серого цвета. Вместо сетки мы возьмем бумажную салфетку, она также хорошо может чистить воду.  В стаканчики мы нальем  грязную воду из посылки, которую мы будем очищать. Подвиньте к себе большой стакан, поставьте воронку. Положите на воронку салфетку, ложечкой наберите и насыпьте песок, затем глину.  Маленькая станция очистки воды готова. Налейте грязную воду. Внимательно понаблюдайте, какая вода стекает в стакан. Чем мы очистили грязную воду? (салфеткой, песком, глиной)  Опыты закончились, предлагаю снять шапочки лаборантов. Мы на собственном опыте убедились,  как можно  очистить воду. Теперь мы сможем помочь зверятам из сказки «Доктор Айболит»: напишем и расскажем об этом в письме.

      Вам понравилось очищать воду? Где очищают воду? Кому мы помогали? Что нужно делать, чтобы наши реки не загрязнялись? 

Вода – это наше богатство. Без воды – не могут прожить ни люди, ни звери, ни растения!  Вода для нас очень дорога. Помните, кран с водой открывайте  не сильно, чтобы вода текла тонкой струйкой, закрывайте кран после умывания.  Наклейку-напоминание «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» мы приклеим  в умывальной комнате.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Конспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера (средняя, старшая группа) Тема: «Построим зверятам домики»

Конспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера (средняя, старшая группа)Тема: «Построим зверятам домики»...

Конспект музыкальной НОД для детей второй младшей группы «Весёлые зверята»

Цель: мониторинг музыкальных навыков и интегративных качеств детеймладшего возраста в ходе совместной музыкальной деятельности....

Конспект развлечения "Ребятам о птицах и зверятах" для средней группы

Праздник для детей среднего возраста, который может проводиться осенью или весной. Цель праздника: прививать любовь и бережное отношение к птицам и животным....

Конспект по познавательной деятельности (фэмп) в средней группе Тема: «В гости к зверятам»

Конспект занятия в средней группе, направленный на: закрепление умения детей сравнивать предметы по ширине, длине и высоте, пользуясь приемами приложения и наложения их друг к другу, обозначая сл...

Конспект образовательной деятельности «Ребятам о зверятах» (средняя группа)

Конспект образовательной деятельности«Ребятам о зверятах» (средняя группа)...