Выступления
консультация по теме
Выступления на заседаниях методического объединения
Выступления на педпедагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «ПИН и ГВИН» ГО
г. Агидель РБ
Выступление
на городском методическом объединении
на тему:
«Экспериментирование –
как один из способов решения познавательных задач»
Воспитатель:
Самигуллина Г.Р.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт).
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих на основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Это потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований. Лидия Ильинична Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит на основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познания окружающего мира.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем возрасте, по началу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешние действия с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, воспитанник познает окружающий мир, развивает интеллект.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Они с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность и являются объектами наблюдения и игры. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связи между вещами, относит их к определенной группе, то есть происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно – действенного к наглядно – образному и логическому.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов – Н.Н.Поддьяковой, Ф.А.Сохиной, С.Н.Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носит репродуктивный характер.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у воспитанников познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые воспитанник разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развивать в воспитаннике интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремится к тому, чтобы воспитанники не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
На непосредственной образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Таким образом, при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников. Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (это познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (т.е это продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР» детский сад №4
Значение
исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста
Агидель 2016г.
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Главное достоинство метода исследовательской деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское исследование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для исследования, с другой - исследование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Исследовательская деятельность специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжение всего периода дошкольного детства.
Осознавая важность и исключительность исследовательской деятельности в жизни ребенка, я поставила перед собой цель: создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Сформулировала задачи:
- Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать логическое и творческое мышление детей.
- Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
Все групповое пространство я распределила на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группе, где дети наблюдали и ухаживали за растениями, оборудовала центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
В процессе исследования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок);
• Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
Организацию работы по экспериментированию я разделила для себя на три взаимосвязанных направления:
• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Исследовательская деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила родительские собрания, консультации, на которых объяснила, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Не давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Я уверена, что систематическая исследовательская деятельность во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
В исследовательской работе «Как хлеб попал на стол» мы с детьми проделали весь путь приготовления хлеба. Хлеб - такой обычный и такой незаменимый продукт на нашем столе, а сколько труда нужно вложить для того чтобы хлеб попал на стол. Ответы на эти и другие вопросы мы нашли в ходе данного исследования. В ходе работы дети познакомились и с элементами русского фольклора, так как хлеб – объект многих пословиц и поговорок. Благодаря этому решались и воспитательные задачи – формирование интереса к народному творчеству, воспитание бережного отношения к данному продукту.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решается великое множество задач: образовательных и воспитательных. Это не делает ее главенствующей в процессе самостоятельной деятельности детей, но очевиден интерес детей и их активность в приобретении новых знаний.
В результате познавательно-исследовательской деятельности дети научились ставить цель исследования, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Развивается и речь детей, в процессе работы они учатся формулировать свою мысль, давать развернутый ответ на вопрос, обогащается активный и пассивный словарный запас.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Я пришла к выводу, что развитие исследовательских способностей детей способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаю, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса должны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Литература:
1.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
2.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
4.Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
6.Дошкольное образование» №7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
7.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование.- Педагогическое общество Россия. Москва. 2005
8.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
11.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Солнышко» городского округа город Агидель
Республики Башкортостан
Организация
воспитательно – образовательного процесса
в подготовительной группе
Воспитатель:
Самигуллина Р.Р.
2015г.
Количество детей в группе было: 18, из них: 6 мальчиков и 12 девочек, а в конце года стало 17.
Перед нами стояли задачи:
1. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей.
2. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
3. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок.
4. Продолжать работать над темой по самообразованию:
«Экспериментирование - как один из способов решения познавательных задач»
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети дружные, в играх всегда договариваются между собой.
Организуя деятельность детей, мы старались развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. В течении года проводили занятия по всем направлениям развития ребенка согласно сетке непоспедственно – образовательной деятельности.
Знания и навыки полученные на занятиях систематически закрепляли и продолжали применять в разных видах деятельности детей. Использовали дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки.
Использовали инновационные технологии в воспитании и обучении детей, что повлияло на динамику повышения качества усвоения программного материала, так же дало стабильные результаты по итогам освоения детьми программы дошкольного учреждения.
Также в группе широко представлены такие зоны как сюжетно-ролевая, строительно-конструктивной игры, игры с двигательной активностью, зона художественно-изобразительного творчества, экспериментальная зона, зона библиотеки, зона музыкальной деятельности.
В свободное от занятий время дети любят рисовать карандашами, мелками, красками, появляются попытки самостоятельного переноса приобретенного на занятиях умения к творческой инициативе.
Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).
Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.
В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды и т. п. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.
Жизнь в группе включает задачу учить гордиться своей группой, садиком, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. С этой целью проводились беседы на темы «Наша группа хороша», «Почему ты любишь детский сад?»; мини-викторины с вопросами к детям: Нравится ли тебе наша группа?
Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши и тд.
В течение года в группе проведены мероприятия с детьми согласно
тематическому планированию.
Нами были проведены тематические недели: «День знаний», Неделя нравственного воспитания, «Космос», Неделя здоровья, Дорожная безопасность, Пожарная безопасность, «9 Мая – День Победы» и т. д.
Подготовили утренники к «Осеннему балу», «Новому году», «8 марта».
Мероприятия, которые провели в течении года: конкурс чтецов, развлечение, посвященной С.Есенину, Республике Башкортостан, экскурсия в яблоневый сад, к памятникам, развлечения «Я знаю ПДД», «Азбука дорожного движения», Спартакиада, Интеллектуальная игра, исследовательские работы (заняли 2 и 3 места во Всероссийском конкурсе), участвовали с концертными номерами на родительских собраниях, на конкурсе «Воспитатель года», «Спартакиаде», возложили цветы павшим в ВОВ, ходили смотреть спортивный комплекс.
В этом году больше внимания уделяла взаимодействию детского сада и школы. Была организованна экскурсия в школу, где дети посетили «Праздник букваря», «Последний звонок». Показали открытую образовательную деятельность для воспитателей и учителей начальных классов.
На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями. Проводили родительские собрания, собрания родительского комитета, консультации, беседы по плану.
Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в работе использовали разнообразные формы и методы: ежедневно проводилась и проводятся утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательные упражнения, физкультминутки, подвижные игры и упражнения в течение дня, занятия по физической культуре в зале и на улице. Обеспечивается охрана жизни и укрепление здоровья детей в систематически организованной двигательной активности, где удовлетворяются потребности детей в движении.
Особое внимание уделяла на культуру поведения детей за столом, а так же ведения дежурств. Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу, культурно вести себя за столом. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места.
Посещала открытые занятия коллег из детского сада №4 и №5, уроки учителей первых классов в школе №1, №2 и Башкирской гимназии.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Солнышко» городского округа город Агидель
Республики Башкортостан
Адаптация детей
старшего дошкольного возраста
в условиях детского сада.
Воспитатель:
Самигуллина Г.Р.
2014г.
Количество детей в группе: 18, из них: 8 мальчиков и 10 девочек.
В начале года я поставила себе цели: создать для наших детей атмосферу доброжелательности, стремиться в каждом ребенке найти возможность для личностного развития, его социальной адаптации, активного и полноценного включения в жизнь ДОУ.
И выдвинула следующие задачи:
1. Воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
2. Работать над темой по самообразованию: «Экспериментирование - как один из способов решения познавательных задач»
3. Проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей.
Воспитательно-образовательный процесс в группе опирался на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка и с использованием здоровьесберегающих технологий.
Основываясь на новейшие образовательные технологии, используя собственный опыт в области повышения в качестве образования и воспитания, в группе разработаны и используются на мультимедийном оборудовании: электронные презентации, наглядно-демонстрационный материал, видио сказки, развивающие и обучающие мультфильмы. Этот методический материал способствует развитию процессов и повышению интереса к образовательной деятельности.
В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих, о состоянии воды. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости.
Дети умеют различать: в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар; правила проведения с незнакомыми людьми; правила дорожного движения и поведения на улице; сигналы светофора; знают дорожные знаки; специальный транспорт; правила поведения в общественном транспорте. Было проведено открытое мероприятие по ПДД с приглашением инспектора по ПДД из города Нефтекамска.
Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок, стихов. Ещё не все ребята произносят чётко звуки, затрудняются в составлении рассказов из личного опыта и по картинке. Углубленная работа по этой теме будет продолжена.
Большинство детей заинтересованы познавательно-исследовательской деятельностью по конструированию и математике. Они умеют группировать предметы по форме, цвету, величине и выделять один предмет из группы. Находить в окружении предметы одинаковой формы. Различать геометрические фигуры. Понимают слова: впереди, сзади, вверху, внизу, над, под. Считают до «10», и обратно.
В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют нетрадиционные методы, приемы, формы рисования труда. Они любят рисовать манкой и другими крупами. Без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер.
На протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной литературой. Воспитанники заинтересованно слушают сказки, рассказы. Знают много стихотворений, называют произведения.
В группе обеспечены условия и проводится систематическая работа для нравственного воспитания детей. Дети учатся дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития. Учим детей жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать правила поведения в детском саду.
Большое внимание уделялось работе воспитания патриотических чувств. Дети рассказывают стихи о Родине. Проводились беседы о папах и дедушках, как о защитниках Родины, рассматривался демонстративный материал Вечного огня и памятников ВОВ, знают свой адрес и ориентируются в ближайшем окружении детского сада.
В предметно-пространственную среду зоны включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Зимой посадили лук ухаживали, наблюдали за ростом. Кроме зоны природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за комнатными растениями, также есть место для проведения элементарных опытов, экспериментов. Основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (микроскопы 5 штук, лупа, весы и т.д.). Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развивать в воспитаннике интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремится к тому, чтобы воспитанники не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. С детьми показали открытое мероприятие, на тему «Исследование свойств воздуха», где дети показали свои знания и сами делали разные эксперименты с воздухом.
На протяжении всего года проводилась планомерная работа с родителями. Проводили консультации на различные темы, предусмотренные годовому плану с родителями. Активно и плодотворно велась работа с родителями: были организованы утренники, приуроченные к «Новому году», к 8 марта, 23 февраля. Родители помогали в оформлении группы, в уборке снега в зимний период, посещали мероприятия для родителей и детей организованные дошкольным учреждением, выполняли рекомендации по обучению и воспитанию детей. С помощью родителей были организованы выставки к Новому году, делали поделки в городской конкурс игрушек, выставки к 8 марта, ко дню космонавтики, ко Дню Победы. Участвовали на конкурсе «Поэтическая гостиная».
На протяжении всего года в группе велась оздоровительная и лечебно-профилактическая работа, проводились и проводятся закаливающие мероприятия, используются здоровье сберегающие технологии, что улучшает физическое состояние и здоровье детей.
Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в работе использую разнообразные формы и методы: ежедневно проводилась и проводится утренняя гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, подвижные игры и упражнения в течение дня, занятия по физической культуре в зале и на улице, санирование, чеснокотерапия. В летний период воздушные и солнечные ванны, босо хождение. Обеспечивается охрана жизни и укрепление здоровья детей в систематически организованной двигательной активности, где удовлетворяются потребности детей в движении.
Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места.
Посещала открытые занятия коллег из детского сада №4 и №5, в средней, старшей и в подготовительной группах.
Задачи на следующий учебный год:
1. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей.
2. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
3. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей подготовительной к школе группы.
4. Продолжать работать над темой по самообразованию:
«Экспериментирование - как один из способов решения познавательных задач»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....