Экологический проект "Перелётные птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологический проект «В мире пернатых»
Паспорт проекта
Тип проекта:
По содержанию — познавательный, творческий, речевой
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках МБДОУ
Сроки реализации: краткосрочный (октябрь)
Участники: учитель – логопед Гродская И.К.,
воспитатель группы - Дякина Г.В.,
дети подготовительной группы, родители
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_perel.ptitsy-1.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «В мире пернатых»
Паспорт проекта
Тип проекта:
По содержанию — познавательный, творческий, речевой
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках МБДОУ
Сроки реализации: краткосрочный (октябрь)
Участники: учитель – логопед Гродская И.К.,
воспитатель группы - Дякина Г.В.,
дети подготовительной группы, родители
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Обоснование выбора темы (проблема):
дети имеют недостаточные представления о перелетных птицах, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления детей
Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми
Задачи:
1. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;
2. изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего края;
3. воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;
4. накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
5. развивать монологическую и диалогическую речь
.
Тема недели реализовалась в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты, согласно план - схеме. В утренние часы проводились пальчиковые игры, читали художественной литературы, дидактические игры, разговоры- беседы, рассматривание альбомов, разучивание физкультминуток, прослушивание аудиозаписей классической музыки, голосов птиц. Проводились разные виды прогулок с целью систематизации знаний по теме, привития любви к природе родного края и бережного отношения к птицам.
В работе логопеда по этой лексической теме применялись ИКТ: «Почему плавают утки?», «Куда улетают птицы?», показывалась детям готовая презентация «Перелётные птицы», проводилась
викторина: «Что мы знаем о птицах»
Во время логопедических занятий закреплялась тема на материале по автоматизации звуков, развития связной речи.
В самостоятельной деятельности дети организовывали различные игры дидактические, сюжетно-ролевые, тем самым развивали коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, использовались в играх полученные знания и опыт общения.
Ожидаемый результат:
Дети знают и называют перелётных птиц, об особенностях внешнего вида (части тела), повадках, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие.
Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы.
У детей повысился уровень знаний по теме «Перелётные птицы».
Дети научились: моделировать птиц из цветной бумаги.
Обогатился словарь по теме «Перелётные птицы»
Предполагаемый результат:
• У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы». • Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы».
• У детей улучшиться логическое мышление.
• Дети научатся моделировать птиц из бумаги и с помощью рисования.
• Вовлечение в совместную работу родителей: беседа с родителями, изготовление альбома «Птицы»
1 этап: Подготовительный.
Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.
2 этап: Основной.
Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).
Образовательные области | Вид деятельности: формы и методы |
Социализация | Комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”; Дидактические игры, с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц: «Собери картинку», «Где чье гнездо?» « Разбери птиц » (классификация птиц на перелетных, зимующих. “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»; Настольная игра «Кто как устроен?»; Дидактическая игра «Улетает – не улетает»; Подвижная игра «Перелёт птиц» « Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать. « Кто чем питается? » (подобрать корм) · Совместное решение тематических ребусов, разгадывание кроссвордов. · Игры в парах с мячом « Я знаю пять названий птиц» и т. д. · Подвижные игры: «Совушка», «Летает – не летает», «Воробышки и кот», «Гуси – лебеди». · Подвижные игры: « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши» |
Познание | Наблюдение за погодой во время прогулки. Наблюдение за перелётными птицами. Закрепление знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.) Игра на логическое мышление “Определи по контуру”, Игра “Четвёртый - лишний» |
Коммуникация | Пальчиковая гимнастика «Отлёт птиц»; Загадывание загадок; Составление по плану описательного рассказа о ласточке; Заучивание загадок по теме; Заучивание пальчиковой гимнастики «Отлёт птиц»; Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы); Придумывание предложений с предложенными словами Составление рассказа по серии картин Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли». Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто); Дидактические игры: - разгадывание ребусов по теме; - определить первый и последний звук в названиях птиц; - дидактическая игра «Выложи букву». дидактические игры “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»; - настольная игра «Кто как устроен?»; - дидактическая игра «Улетает – не улетает» |
Речевое развитие | Чтение адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли»; Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто); Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами; Загадывание загадок о перелётных птицах; |
Художественно-эстетическое творчество | Лепка «Любимая птичка» из пластилина; Изготовление птицы из цветной бумаги; Аппликация “Ласточка”; Рисование «Птицы – наши друзья» |
Совместная работа с родителями | Совместно с детьми и воспитателем создание альбома «Перелётные птицы» Повтор дома пословиц, поговорок и народных примет по заданию воспитателя; Подборка литературы по теме «Птицы» Заучивание загадок и пальчиковой гимнастики с детьми по заданию воспитателя Подбирают игры по теме «Перелётные птицы» Наблюдение за изменениями в природе во время прогулки. Создание картотеки дидактических игр по теме |
3 этап: Заключительный.
Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».
Выставка рисунков детей, поделок.
Предполагаемый результат:
• У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы».
• Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные птицы».
• У детей улучшиться логическое мышление.
• Дети научатся моделировать птиц из бумаги и с помощью рисования.
• Вовлечение в совместную работу родителей: беседа с родителями.
Вывод.
Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали об их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.
Литература:
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (подготовительная группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
- В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
- Н.Сладков Азбука леса: рассказы, сказки, миниатюры.- Смоленск: Русич, 2000.
- . Под ред. П. Г. Саморуковой «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»/ М., Просвещение, 1992.
- Журналы: «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель»
- .С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....