Почему желтеют листья?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Непосредственно–образовательная деятельность проводится в контексте познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Занятие представлено в рамках краткосрочного исследовательского проекта по теме: «Деревья нашего участка». В процессе непосредственно-образовательной деятельности решаются задачи на развитие познавательных интересов, любознательности, наблюдательности, познавательной мотивации, способности анализировать, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Интегрированное занятие реализует несколько видов деятельности: познавательную, художественно-эстетическую и развитие речи. НОД сопровождается проектом, созданного с помощью системы «MimioStudio».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pochemku_zhelteyut_listya.doc | 688.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий
«Почему желтеют листья?»
Автор | Румянцева Ирина Анатольевна |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида» г. Пикалёво |
Тема НОД | «Почему желтеют листья?» |
Интеграция образовательных областей | познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности; художественно-эстетическая деятельность; развитие речи. |
Возраст | Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) для детей с ОВЗ |
Учебно-методическое обеспечение | Интерактивное устройство MIMIO, компьютер, экран, музыкальный центр; Музыкальная композиция П.И. Чайковского «Времена года – осень». |
Задачи | Образовательные: -обобщить знания детей об осенних изменениях в природе; -исследовать строение листа опытным путем, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях; -показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы; -закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева; -совершенствовать навыки лепки; -активизировать в речи детей слова: черешок, кромка; -совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Развивающие: -стимулировать желание детей экспериментировать; -развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; -развивать психические процессы: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, коммуникативные способности. Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к природе; -способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках познавательно-исследовательской деятельности; -воспитывать любознательность. |
Планируемые результаты | Дети должны сделать выводы из экспериментов и опытов: «Почему листья осенью желтеют?», «Почему листья падают и кружатся по-разному?» Выполнение барельефной лепки «Осеннее дерево» |
Формы организации деятельности | групповая, индивидуальная |
Предварительная работа | Наблюдение за листопадом; сбор листьев разной формы и окраски; дидактические игры: «Раз, два, три к дереву беги», «С чьей ветки детки»; чтение: И.С. Соколов-Микитов «Лес осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной», А. Толстой «Осень», Л. Разводова «Озорники», Н. Егоров «Листопад», В. Авдиенко «Осень», В. Бианки «Октябрь», М. Пришвин «Деревья и кустарники», Н. Сладков «Осень на пороге». |
Приёмы | Рассказ педагога; эксперименты и опыты. |
Оборудование | Лупы (по количеству детей), кусочки белой ткани (10x 10), деревянные кубики, сочные листья комнатных растений; цветные карандаши, пластилин, оборудование для лепки; листья разной формы, размера и окраски; листы бумаги с заданиями: «Найди тень» и «Полет листа». |
ХОД непосредственной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Постановка цели и задач НОД: -Ребята, сегодня на занятии мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Также вас ждут интересные задания и игры. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада. Рассказ воспитателя -В одном детском саду вышли дети днём на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили у воспитателя: -Что случилось? -Ничего особенного! - улыбнувшись, сказала воспитательница. -На дворе осень. -И правда! - расстроено сказал один мальчик. Осень - очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный, холодный ветер... -Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему! -Как, ребята, вы считаете? Объясните, пожалуйста, почему? -Почему именно осенью так приятно гулять в парке? -Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят из магазина спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? -У кого из вас день рождения осенью? -Хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. -Какие это птицы? -Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Предлагаю рассмотреть, как устроен лист. -Для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой. | Дети слушают рассказ воспитателя. Ответы детей. Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. |
Познавательно-исследовательская деятельность. Исследование строения листа с помощью лупы -Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. -Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. -Край листа называется «кромка». Повторите. -Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. -А почему же листья желтеют осенью? -Потому что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. | Дети рассматривают листья. Повторение названий строения листа. Ответы детей. Рассуждения детей. |
Опыт «Почему лист зеленый?» -Возьмите листочек и вложите внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. -Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. -Что вы обнаружили в ходе опыта? Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. -Когда наступает осень, становится холоднее и солнечного света все меньше. Это значит, что зеленого вещества в листочке становится меньше, пока не пропадёт совсем. -Тогда лист, становится каким цветом? -Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? -У каких деревьев листья осенью красного цвета? | -На ткани появились зеленые пятна. -Листья становится желтыми. -Оранжевые, красные, коричневые. -Осенью листья красного цвета у деревьев: осина, рябина, клён. |
Эксперимент «Как падают листья» -На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. -Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится. -Для этого возьмите в руку лист. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока падает лист, внимательно наблюдайте за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? -Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? | -Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. |
Дидактическое графическое упражнение «Полет листка» -Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Листья предлагаю раскрасить цветными карандашами. | Дети выполняют задание. |
Упражнение «Найди, с какого дерева лист» -Дети, обратите внимание на доску. -Назовите, изображенные деревья. -Поиграем в игру «С какого дерева упал лист». | Дети находят листья и прикладывают к деревьям. |
Дидактическое упражнение «Осенний ветер и листья» -Возьмите дубовый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Внимательно слушайте и выполняйте: -Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги. -Положите дубовый лист между кленовым и березовым. -Кленовый лист положите справа от рябинового и слева от дубового. -Ветер закружил листья по кругу. -Ветер перенес дубовый листочек в верхний правый угол. -А теперь кленовый листочек полетел в нижний левый угол. -Сдуйте листочки сильным выдохом, не надувая щеки. (Дыхательная гимнастика). | Дети выполняют задания педагога |
Пальчиковая игра на координацию речи с движением «Осень» Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга) Солнце нас уже не греет, (Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (Синхронно наклоняем руки в разные стороны) Ветер по лесу летал. Ветер листики считал: (плавные, волнообразные движения ладонями) Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, (Загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот последний лист с осинки. Ветер бросил на тропинку. (дети приседают) | Дети выполняют движения соответственно тексту и выкладывают узор из листьев |
Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка» -Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Необходимо найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень. -Ребята, кидайте кубик и правильно количество листьев называйте (согласование числительных с существительными). | Дети соединяют линией листочки и их тени. -Семь кленовых листьев; один берёзовый лист.... |
Кроссворд -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Предлагаю решить кроссворд. | Совместно с педагогом дети разгадывают кроссворд. |
Музыкальная пауза -Ребята, сейчас немного отдохнём. | Дети под музыку выполняют движения соответственно тексту |
Лепка барельефная «Осеннее дерево» -Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Посмотрите, какие они красивые. -Как вы думаете, почему деревья такие красивые? Повторение правила работы с пластилином. 1. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади пластилин на стол. 2. Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках. 3. Не бросай остатки пластилина на пол. 4. Храни пластилин в коробочке 5. После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом. Изучение технологической карты лепки дерева. 1.Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого (серого) цвета. Разделите этот кусочек пополам. 2. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями. Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите и слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону. 3. От оставшейся части пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски (жгутики) тоньше и прикрепляйте к стволу дерева. 4. Дерево готово, займёмся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. Дополните крону миниатюрными спиральками, которые символизируют листья. Скатайте в тонкую змейку, затем сверните, украсьте в произвольном порядке 5. Вылепим небольшое дупло, где поселится рыжая белочка. 6. Из пластилина способом размазывания изображаем землю. Из белой бумаги методом обрывания, припорошим землю снегом (если выпал снег). Массаж рук с использованием массажных мячиков Практическая работа В ходе работы педагог даёт детям рекомендации. | Ответы детей. Дети повторяют правила работы с пластилином. Дети выполняют перед лепкой массаж рук с использованием массажных мячиков. Выполнение практической работы. |
Мультфильм (обучающий) «Почему желтеют и падают листья» -Ребята, предлагаю вам посмотреть мультфильм. | Дети смотрят мультфильм «Почему желтеют и падают листья?» |
Итог непосредственной образовательной деятельности -Почему листья осенью желтеют? -Почему листья падают и кружатся по-разному? -Что было самым интересным? -Что было для вас трудным? | Ответы детей. |
Литература:
* А.И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: Сфера 2007.-56с.
* Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под общ. ред. Л.Н. Прохоровой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: АРТИ,2008.-64с.- (Развитие и воспитание дошкольника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Почему осенью желтеют и опадают листья"
Познавательная информация для родителей и детей....
исследовательский проект "Почему листья желтеют"
гуляя в парке, в лесу, на территории нашего детского сада взрослые и дети любуются красотой природы нашего края. осень пора самое прекрасное и красочное время года. во время наблюдений на прогуке за п...
Исследовательская работа "Почему осенью листья желтеют?"
Исследовательская работа "Почему осенью листья желтеют"+ сказка "Волшебное превращение" + фото с опытами...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Почему желтеют листья?»
учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года....
Я исследователь "Почему желтеют листья"
Я исследователь "Почему желтеют листья"...
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Почему желтеют листья?» (подготовительная к школе группа)
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи....
Проект в старше- подготовительной группе "Почему желтеют листья"
Краткосрочный проект в ходе которого ребята узнают:"Почему желтеют листья?""Почему деревья сбрасывают листья?""Чио такое листопад?"...
- Мне нравится (1)