Неизведанная планета "Вулканы".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
НЕИЗВЕДАННАЯ ПЛАНЕТА «ВУЛКАНЫ».
Экспериментирование с объектами живой и неживой природы.
(подготовительная группа)
Цель: Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Развивать познавательные интересы о природном явлении – вулкане.
2. Создавать условия для самостоятельной и познавательной
активности детей.
3. Воспитывать любознательность, интерес к познавательно-
исследовательской деятельности.
4. Осуществить интеграцию образовательных областей.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация о вулкане;
изготовление вулкана (баночка из под детского питания, пластилин, белая бумага, ножницы, клей ПВА, цветной картон под основание вулкана, гуашь красная, желтая, коричневая, белая, кисточка, вода).
Макет природной зоны для вулкана: камни, пемза, вулкан, модель сухого дерева, черный грунт (аквариумный), мелкий песок, галька, пластмассовые зеленые растения, емкость для озера голубого цвета, пластмассовые рыбки, вода.
Смесь для извержения вулкана: пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, сок лимона, поднос под вулкан.
Предварительная работа:
- Чтение детской энциклопедии «Все обо всем»
составитель О.И. Перфильев.
- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о вулканах.
- Просмотр видеофильма «Вулканы».
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку и письмо от детей из другого детского сада. Послушайте, что пишут дети:
«Дорогие ребята! Чтобы отгадать, что лежит в посылке и для чего,
нужно познакомиться с удивительным явлением природы (в посылке лежит пемза). Мы с явлением природы уже познакомились. Предлагаем и вам познакомиться с явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку».
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Лавой огненной извергаться.
Старый, добрый великан –
Это дедушка …(вулкан)
- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Присаживайтесь на стульчики перед монитором.
(Показ презентации о вулканах) ..\Презентация Вулканы.ppt
В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются.
Захотел вулкан чихнуть –
Поднялось давление.
Через жерло лава в путь
Пустилась в приключение.
Пронеслась по жерлу вверх,
Прорвалась наружу,
С шумом, треском из прорех
Разлилась! О, ужас!
Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»?
(Ответы детей)
Послушайте интересную легенду.
«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».
Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. (Слайд №3)
Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4).
Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.
Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5)
Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № 6)
А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана.
Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана» (Слайд 7)
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы,
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. (Слайд 8)
С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые.
Ребята, а давайте с вами сделаем вулкан (ответы детей).
У вас на столе подготовлен материал для изготовления вулкана: баночка, пластилин, белый лист бумаги, ножницы, клей ПВА, цветной картон для подставки вулкана.
(Показ воспитателя, как сделать вулкан, сделанные вулканы нужно высушить для дальнейшей работы).
Ребята, на следующем занятии мы с вами продолжим нашу тему про вулканы
Вам понравилась наше занятие? (Ответы). Что запомнилось больше всего? (Ответы).
Занятие № 2.
- Ребята, наши вулканы уже высохли и мы можем продолжить наше занятие.
- Давайте вспомним, что мы узнали про вулканы (рассказ детей о вулкане).
- Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
- Следующий этап подготовки вулкана – разукрасить гуашью вулкан так, чтобы передать в цвете извержение лавы (дети выбирают цвета для передачи извержения лавы).
- А вы помните про посылку. Что там было? (Ответы)
- Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.
- Я предлагаю сделать макет природной зоны, мы поставим туда наш вулкан,
положим пемзу, воссоздадим природу, которая окружает вулкан (создавая природную зону дети рассуждают, почему мы поставили сухое дерево ближе к вулкану, а зеленые деревья дальше.
- Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы)
В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
- Я предлагаю вам отдохнуть, провести физкультминутку.
По дорожке мы шагаем,
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3»
- Ребята, а давайте вместе изобразим извержение вулкана.
- Я предлагаю вам превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы).
( дети садятся за стол, воспитатель показывает эксперимент).
В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, сок лимона.
После показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную деятельность.
(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение).
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать –
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул –
И на десятки лет уснул.
Пройдут века…
И вновь вулкан проснется,
И лава из нутра его польется.
А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.
- Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? (ответы)
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Использованная литература:
1. Тугушева Г.П.Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
2. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.
3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.
4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011.
5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011.
6. Ресурсы Интернета
Фильм для детей о вулканах
http://www.youtube.com/watch?v=mjODN0CMkY4
Что такое вулкан?
http://www.youtube.com/watch?v=4LAbLq3Se2U
7. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. –
М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"На неизведанных планетах" Мероприятие ко Дню Космонавтики в детском саду в старших группах
Конспект, сценарий мероприятия ко Дню Космонавтики в детском саду...
неизведанное рядом для детей подготовительной группы
Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...
Конспект занятия "Неизведанный космос"
Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...
Проектная деятельность. "Этот неизведанный космос"
Материал содержит описание пректа и фотографии, на которых отражены отдельные этапы проекта и итоговое мероприятие: совместный детско-родительский досуг "Лучшие знатоки космоса"...
Неизведанное рядом. Вода.
Цикл занятий по ознакомлению с окружающим - вода....
Неизведанное рядом. Воздух.
Опытно-эксперементальная работа -воздух....
Неизведанное рядом. Песок. Глина.
Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....