Неизведанная планета "Вулканы".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Назарова Ольга Витальевна

Познавательное занятие по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Неизведанная планета "Вулканы".27.11 КБ

Предварительный просмотр:

НЕИЗВЕДАННАЯ ПЛАНЕТА «ВУЛКАНЫ».

Экспериментирование с объектами живой и неживой природы.

                                           (подготовительная группа)

Цель: Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской    

           деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Развивать познавательные интересы о природном явлении – вулкане.

               2. Создавать условия для самостоятельной и познавательной  

               активности детей.

               3. Воспитывать любознательность, интерес к познавательно-

               исследовательской деятельности.

               4. Осуществить интеграцию образовательных областей.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация о вулкане;

изготовление вулкана (баночка из под детского питания, пластилин, белая бумага, ножницы, клей ПВА, цветной картон под основание вулкана, гуашь красная, желтая, коричневая, белая, кисточка, вода).

Макет природной зоны  для вулкана: камни, пемза, вулкан, модель сухого дерева, черный грунт (аквариумный), мелкий песок, галька, пластмассовые зеленые растения, емкость для озера голубого цвета, пластмассовые рыбки, вода.

Смесь для извержения вулкана: пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, сок лимона, поднос под вулкан.

Предварительная работа:

  1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем»

составитель  О.И. Перфильев.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  2. Беседы о вулканах.
  3. Просмотр видеофильма «Вулканы».

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку и письмо от детей из другого детского сада.  Послушайте, что пишут дети:

«Дорогие ребята! Чтобы отгадать, что лежит в посылке  и для чего,

нужно познакомиться с удивительным явлением природы (в посылке лежит пемза). Мы с явлением природы уже познакомились. Предлагаем и вам познакомиться с явлением природы.  А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку».

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Лавой огненной извергаться.

Старый, добрый великан –

Это дедушка …(вулкан)

- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Присаживайтесь на стульчики перед монитором.

(Показ презентации о вулканах) ..\Презентация Вулканы.ppt

      В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются.

                Захотел вулкан чихнуть –

                Поднялось давление.

                Через жерло лава в путь

                Пустилась в приключение.

                Пронеслась по жерлу вверх,

                Прорвалась наружу,

                С шумом, треском из прорех

                Разлилась! О, ужас!

      Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»?

                                                            (Ответы детей)

   

 Послушайте интересную легенду.

«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. (Слайд №3)

 Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4).   

Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

      Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5)

Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № 6)

А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана.

Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана» (Слайд 7)

                Выше, чем гуляют тучи,          

                Поднимаются вулканы,           

                Величавы и могучи,                 

                Словно в сказке великаны.     

        За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. (Слайд 8)

С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

 - Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые.

Ребята, а давайте с вами сделаем вулкан (ответы детей).

У вас на столе подготовлен материал для изготовления вулкана: баночка, пластилин, белый лист бумаги, ножницы, клей ПВА, цветной картон для подставки вулкана.

(Показ воспитателя, как сделать вулкан, сделанные вулканы нужно высушить для дальнейшей работы).

Ребята, на следующем занятии мы с вами продолжим нашу тему про вулканы

Вам понравилась наше занятие? (Ответы). Что запомнилось больше всего? (Ответы).    

     

Занятие № 2.

- Ребята, наши вулканы  уже высохли и мы можем продолжить наше занятие.

- Давайте вспомним, что мы узнали про вулканы (рассказ детей о вулкане).

- Я приглашаю вас в творческую мастерскую.

- Следующий этап подготовки вулкана – разукрасить гуашью вулкан так, чтобы передать в цвете извержение лавы (дети выбирают цвета для передачи извержения лавы).

- А вы помните про посылку. Что там было? (Ответы)

- Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.

     - Я предлагаю сделать макет природной зоны, мы поставим туда наш вулкан,

положим пемзу,  воссоздадим  природу, которая окружает вулкан (создавая природную зону дети рассуждают, почему мы поставили сухое дерево ближе к вулкану, а зеленые деревья дальше.  

      - Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы)

В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

- Я  предлагаю вам отдохнуть, провести физкультминутку.

                   По дорожке мы шагаем,

                   И ворон мы не считаем,

                   Смело мы идем вперед,

                   Где вулкан уже нас ждет.

                   Когда в гости  мы пришли,

                   Можно крикнуть «1, 2, 3»   

- Ребята, а давайте вместе изобразим извержение вулкана.  

- Я предлагаю вам превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы).

( дети садятся за стол, воспитатель показывает эксперимент).

 В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, сок лимона.

После показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную  деятельность.

(Наблюдение  извержение вулкана, обсуждение).

               Вулканы начали «вулканить» -

               Из жерла лаву извергать.

               По склонам лава потекла

               И Землю сильно обожгла.

               Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

               Как грозен он сейчас на вид!

               Но вот он начал уставать –

               Огонь в нем начал угасать.

               Последний раз огнем дыхнул –

               И на десятки лет уснул.

               Пройдут века…

               И вновь вулкан проснется,

               И лава из нутра его польется.

 

А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.

- Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? (ответы)

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Использованная литература:

1.     Тугушева Г.П.Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

2.     Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.

3.     Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.

4.     Извержение вулкана //Дошкольное воспитание,  №1/2011.

5.     Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание,  №10/2011.

6.     Ресурсы Интернета

Фильм для детей о вулканах

http://www.youtube.com/watch?v=mjODN0CMkY4

Что такое вулкан?

http://www.youtube.com/watch?v=4LAbLq3Se2U

      7. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /  Под ред. Л. А. Парамоновой. –    

          М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На неизведанных планетах" Мероприятие ко Дню Космонавтики в детском саду в старших группах

Конспект, сценарий мероприятия ко Дню Космонавтики в детском саду...

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Конспект занятия "Неизведанный космос"

Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...

Проектная деятельность. "Этот неизведанный космос"

Материал содержит описание пректа и фотографии, на которых отражены отдельные этапы проекта и  итоговое мероприятие: совместный детско-родительский досуг "Лучшие знатоки космоса"...

Неизведанное рядом. Вода.

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим -  вода....

Неизведанное рядом. Воздух.

Опытно-эксперементальная работа -воздух....

Неизведанное рядом. Песок. Глина.

Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....