Методическая разработка НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Волшебный воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu_ionova_a.v.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Волшебный воздух»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
- расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;
- формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни;
- расширять словарный запас детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);
Развивающие задачи:
- развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов;
- развивать наблюдательность, познавательную активность.
Воспитательные задачи:
- закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким;
- наблюдение за ветром, за движением облаков;
- изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: шарики с весёлым и грустным «лицами», таз - «море для корабликов», мультимедийная презентация «Как увидеть ветер».
Раздаточный: карточки с алгоритмами опытов со стаканчиком и емкостью с водой, полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, трубочки, кораблики и вееры, воздушные шары.
Ход НОД:
За дверью звучит веселая музыка, влетает воздушный шарик.
- Здравствуйте ребята, я шарик, прилетел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята посмотрите, шарик прилетел к нам не один, он прилетел со своими друзьями- воздушными шарами. А какие они? ( обследования шариков детьми : по цвету, объему).
А почему это шарик стал такой грустный?
Шар: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – грустным, а второй остался таким же веселым. Я не знаю, что случилось с этим шариком!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким грустным? (шарик сдулся). А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (шарик надо надуть, чтобы в нём было много воздуха).
Шар: А что такое воздух? Я лично никогда не видел воздух. Его же нет нигде. А вы ребята, видели когда - нибудь воздух?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Как вы думаете, чем мы здесь будем заниматься? Верно. Искать воздух, говорить о нём и делать опыты, как настоящие ученые.
( Дети подходят к столу, где организована мини-лаборатория.)
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Да, он невидим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой? Верно. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Шарику, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Да, он пуст!
Воспитатель: Давайте сложим его вот так (показ) Смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы наберём в пакет воздух и закрутим его! (Показ) Пакет полон воздуха, на что он стал похож? (на подушку) Воздух занял свое место в мешке.
Теперь выпустим воздух из пакета (положить пакет на стол и прогладить его рукой). Каким стал пакет? (маленьким). Почему? Верно. В нем нет воздуха.
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы увидеть воздух? Да. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили!
Опыт 2. «Есть ли воздух в пустом стакане»
Посмотрите что это у меня в руках? (показывает пустой стакан). Правильно, это стакан. На дно приклеен кусочек салфетки. Как вы думаете, есть там воздух или нет? А давайте проверим. Посмотрите на зелёную карточку. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать? Да, сейчас я переворачиваю стакан вверх дном, держу стакан ровно и опускаю его в емкость с водой, до дна. Теперь стакан вынимаю из воды. Посмотрите, намокла ли салфетка. ( Нет, она сухая). Опустите свой стаканчик в воду ровно-ровно, не наклоняя его. Может быть, у вас намокнет салфетка? Сухая? Почему? Как вы считаете? Аня, правильно ли опустил стаканчик Максим? Как вы думаете , почему салфетка намокла у Насти?
Вывод: салфетка не намокла, потому что в стакане есть воздух, который не пускал туда воду.
А теперь рассмотрите синюю карточку. Что мы теперь будем делать? Правильно, опустим стаканчик в воду, наклонив его. Затем вынем и посмотрим, что произошло. Опускайте стаканчик. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Пузырьки воздуха имеют цвет? Конечно, воздух прозрачный. Скажите все вместе: прозрачный.
Воспитатель: А вот интересно, внутри человека есть воздух? Давайте проверим!
Опыт 3. « Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуем. Что происходит?
Да, выходят пузырьки!
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Правильно, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха - пузырьков меньше.
Так есть ли воздух внутри нас? Как мы это увидели? Конечно, мы дуем в трубочку, и он выходит!
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм? Мы его вдыхаем. Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать движение воздуха? (Да, надо подуть или помахать чем-то).
Опыт 4. «Чувствуем воздух» с веером.
Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать движение воздуха с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Да, в лицо дует ветерок.
Воспитатель: А ветер – это тоже движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Правильно, Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер. (слайды с ветром)
Воспитатель: А если деревьев рядом нет, а перед нами море, как узнать, дует ветер или нет? Конечно, ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
(слайды моря)
Игра «Кораблики».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть с корабликами.
Для этого подойдите к нашему маленькому морю, возьмите свои кораблики. Какое сейчас наше море? ( спокойное) Почему вы так решили? ( на море нет волн, вода не движется). А можно ли сделать так чтобы на море появились маленькие волны? (надо подуть на воду). Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, может передвигать наши кораблики. Отправляйте кораблики в путь, подуйте сначала слегка, а потом можно подуть сильнее. А сейчас ветер утих. А где же наш шарик?
Шар: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Если закрыть нос и рот, то ничего не случится? Попробуйте.
Воспитатель: Что ты, Шарик! Без воздуха можно задохнуться! Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Шар: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Итог занятия:
- А вы, ребята, что нового сегодня узнали? Вы чему- то удивились?
- Что воздух бесцветный, мы его не видим.
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
- Без воздуха ничто живое не может жить.
- А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Шар: И я хочу подарить шарики всем ребятам. Вы помогли мне понять, что такое воздух. Это не обычные шарики. Их нужно надуть воздухом и посмотреть, какой формы получатся шары. А завтра расскажете, какие шарики у вас получились. До свидания, ребята!
Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. А потом на прогулку - дышать свежим воздухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка(развитие речи,логическое мышление средняя группа)на тему:
Овощи и фруктыЦель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей и фруктов, способах выращивания и сбора овощей и фруктов, способах переработки овощей и фруктов, о полезных свойствах овощей и фру...
Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему "Зимовье диких животных"
Зимовье диких животных...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему « Дом в котором я живу- электроприборы»
Цель:актуализировать знания детей по теме "Электроприборы"...
«Педагогическая находка». Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы»
Формирование у детей знаний о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...
Методическая разработка занятия по математике в средней группе на тему: "Веселый счёт"
Цель: развитие математических и интеллектуальных способностей воспитанников посредством игры и находчивости....
Конспект ООД в средней группе на тему: «Волшебный воздух»
Конспект ООДв средней группена тему: «Волшебный воздух»...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»...