НОД "Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства"
консультация по окружающему миру на тему
Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_osobennosti_razvitiya_detey_v_protsesse_vospriyatiya_prirody_i_iskusstva.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса —
Не Истину и Добродетель,
А человечка или пса.
И пес неистов и оранжев,
В зубах зеленое: «Гав-гав!»
И, радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах.
А над конем летит сорока,
Летит дорога под коня,
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна.
И человечек-огуречик
С овальным розовым брюшком
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком.
Он твердо знает, что доскачет,
Застенчивый до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы...
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели!
Д. Самойлов
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что развитие ребенка-дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено только изобразительной деятельностью, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства.
Природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно способствует тому, что педагогика всех веков и народов использует ее как важнейшее средство развития личности ребенка.
Благодаря контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает информацию, которая входит в него даже через такие ощущения, как удовольствие и неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления — цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цветов и звуков, к пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребенка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, тем лучше закладываются основы для эстетического развития.
Чудесная красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Но при этом она не должна дублировать сенсорно-познавательных аспектов деятельности ребенка.
Увлеките детей красотой формы и цвета овощей и фруктов, заворожите ароматом, доставьте удовольствие от их вкуса! В процессе восприятия постарайтесь выйти за границы утилитарного отношения к этим живописным дарам осени. Помогите детям увидеть в них образы, доступные их пониманию. Вспомните, как это сделал Джанни Родари в «Приключениях Чиполлино», очеловечивая растения в сказочной фруктово-ягодно-овощной стране.
Многие поэты и писатели поэтизировали столь знакомые нам овощные культуры. Даже в рекомендациях по садоводству и огородничеству мы находим образные сравнения.
Тыква — словно госпожа,
Так толста и так важна!
В. Чазова
А зеленый кабачок
Повернулся на бочок,
Сладко спит на грядке,
Как малыш в кроватке.
Я. Пишумов
Общение с цветами — огромная радость, подаренная человеку природой. Величавые гладиолусы и пышные георгины, великолепные тюльпаны, миниатюрные незабудки, скромная резеда и многие другие цветы дарят детям ни с чем не сравнимые впечатления. Обратите внимание ребят на форму листьев, стеблей, цветков, игру красок, разнообразие ароматов. Исходя из климатических, региональных и экономических условий найдите возможность для «погружения» детей в удивительное, таинственное и волшебное царство цветов.
Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с почти черной хвоей и нежно-зеленые веселые мохнатые елочки, тускло-серебристые торжественные стволы берез и зелено-бурые — осинок и тополей прекрасны своей неповторимостью. Одно и то же дерево каждый ребенок может увидеть по-своему и запомнить на всю жизнь.
Однако без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. А это обедняет эмоционально и духовно маленького человека. Поэтому в данной программе мы ставим педагогам задачу специального формирования у детей эстетического отношения к природе.
Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые чувства, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека — оно нуждается во «внешних опорах». К ребенку 3—5 лет понимание красоты приходит через оценки окружающих его взрослых.
Педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства давно волнует вопрос, как организован, процесс обучения, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую восприимчивость во всей ее наивной первозданности, а с другой максимально обогатить детей ценностями, которые выработало человечество.
Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия, помнить, что искусство самоценно, недопустимо превращать его лишь в средство воспитания и развития ребенка.
Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлял, наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- Природа и искусство играют важную роль в эстетическом развитии детей от 3 до 5 лет.
- Задача педагога состоит в том, чтобы целенаправленно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте природы и показать разнообразие и совершенство ее форм и цветов.
- Осуществляя эстетическое развитие детей в процессе восприятия искусства, педагог должен:
- вызывать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- способствовать проникновению детей в мир отношений и переживаний героев художественных произведений;
- вызывать чувство сопричастности.
Полноценное развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности должно осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям.
- В процессе собственной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- В процессе эстетического восприятия природы.
- В процессе восприятия произведений искусства.
Для того чтобы обеспечить развитие детей в изобразительной деятельности по этим направлениям, необходимо решить следующие задачи.
- Создавать условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру.
- Начинать развивать чувство цвета, формы, композиции; воображение и творчество:
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- помогать малышам осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- сохраняя непосредственность и живость восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, цветовому обогащению рисунков;
- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности — рисунок — интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Вызывать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин
В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин....
Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие эмоций детей в процессе восприятия музыки.
Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие эмоций детей в процессе восприятия музыки....
Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.
Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....
«Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи» (консультация для родителей)
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...
Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки
Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки...
Консультация для родителей "Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства"
Занятия танцами - это не только интересно, но и очень полезно!...